Предмет междисциплинарного изучения

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразуме­вается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимо­связи. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами, — возра­стной психологией, социальной психологией возраста, геронтологией, ме­дициной и социальной работой, демографией, антропологией возраста и рядом других наук — она образует подсистему системы научного знания, посвященную возрастной тематике. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами.

В изучении подростков, юношей и молодежи антропологи и психологи долгое время лидировали как по числу теоретических новаций, так и по количеству накопленной эмпирической информации. Они преуспели в воз­растной тематике лучше нас. Широким фронтом социологи принялись изу­чать молодежную проблематику, пожалуй, только во второй половине XX в., когда во всем мире обратили внимание на ее революционный пыл и обна­ружившееся после событий 1968 г. негативное влияние на общество.

Социологам пришлось ответить на вызов времени, превратив некогда периферийную тематику в центр научных исследований. Напротив, антро­пологи и психологи исследовали детей, подростков и молодежь в спокой-

ные периоды времени, особенно не суетясь, обстоятельно анализируя все этапы социализации личности. Сегодня возрастная психология, на наш взгляд, более развита, чем возрастная социология.

Антропологов всегда интересовала возрастная специфика, поскольку в аборигенных культурах она — самая яркая страница. Действительно, красоч­ные обряды инициации, связанные с возрастом ритуалы социальных взаи­моотношений, вопросы инфантицида и геронтицида, фольклор и обрядо­вая субкультура представляют немалый интерес для ученых и сегодня, ког­да примитивных племен становится на планете все меньше.

Именно на эту черту социологии — реакцию «ад хок» (после того, как) — обратил внимание К. Харрельман1, от­метивший, что исследования молоде­ жи у социологов сводятся к реагирова­нию на болевые точки цивилизации: как что, где случилось — немедленно вызывают пожарных. Живи молодежь тихо и спокойно, социологи еше долго, быть может, к ней не обратились бы. А там, где общество сотрясают молодежные бунты, молодежная безработи­ца и преступность, где процветают потребление наркотиков и политический экстремизм, вызывают на помощь команду быстрого реагирования. Соот­ветственно и подход социологов был «пожарным», осмысляющим болевые проблемы, но не видящим феномена в целом.

Даже классики социологического подхода к молодежи — Маргарет Мид2, писавшая о разрыве между поколениями и эволюции отношений между ними, и К. Мангейм3, создавший теорию поколений как фактора соци­альных изменений, — получили широкое признание, представив наилучшее из существовавших тогда объяснений молодежного протеста 1968 г.

Исследование молодежи у социологовреагирование на болевые точки цивилизации: как что, где случилось — немедленно вызывают «службу спасения»

1 Hurrelmann К. Youth — A Productive Phase in Human Life // Education. Vol. 39. Tubinge, Germany, 1985.

2 Mead M. Culture and Commitment. A Study of Generation Gap. L., 1970.

3 Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1970.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: