Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами, — возрастной психологией, социальной психологией возраста, геронтологией, медициной и социальной работой, демографией, антропологией возраста и рядом других наук — она образует подсистему системы научного знания, посвященную возрастной тематике. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами.
В изучении подростков, юношей и молодежи антропологи и психологи долгое время лидировали как по числу теоретических новаций, так и по количеству накопленной эмпирической информации. Они преуспели в возрастной тематике лучше нас. Широким фронтом социологи принялись изучать молодежную проблематику, пожалуй, только во второй половине XX в., когда во всем мире обратили внимание на ее революционный пыл и обнаружившееся после событий 1968 г. негативное влияние на общество.
|
|
Социологам пришлось ответить на вызов времени, превратив некогда периферийную тематику в центр научных исследований. Напротив, антропологи и психологи исследовали детей, подростков и молодежь в спокой-
ные периоды времени, особенно не суетясь, обстоятельно анализируя все этапы социализации личности. Сегодня возрастная психология, на наш взгляд, более развита, чем возрастная социология.
Антропологов всегда интересовала возрастная специфика, поскольку в аборигенных культурах она — самая яркая страница. Действительно, красочные обряды инициации, связанные с возрастом ритуалы социальных взаимоотношений, вопросы инфантицида и геронтицида, фольклор и обрядовая субкультура представляют немалый интерес для ученых и сегодня, когда примитивных племен становится на планете все меньше.
Именно на эту черту социологии — реакцию «ад хок» (после того, как) — обратил внимание К. Харрельман1, отметивший, что исследования молоде жи у социологов сводятся к реагированию на болевые точки цивилизации: как что, где случилось — немедленно вызывают пожарных. Живи молодежь тихо и спокойно, социологи еше долго, быть может, к ней не обратились бы. А там, где общество сотрясают молодежные бунты, молодежная безработица и преступность, где процветают потребление наркотиков и политический экстремизм, вызывают на помощь команду быстрого реагирования. Соответственно и подход социологов был «пожарным», осмысляющим болевые проблемы, но не видящим феномена в целом.
|
|
Даже классики социологического подхода к молодежи — Маргарет Мид2, писавшая о разрыве между поколениями и эволюции отношений между ними, и К. Мангейм3, создавший теорию поколений как фактора социальных изменений, — получили широкое признание, представив наилучшее из существовавших тогда объяснений молодежного протеста 1968 г.
Исследование молодежи у социологов — реагирование на болевые точки цивилизации: как что, где случилось — немедленно вызывают «службу спасения»
1 Hurrelmann К. Youth — A Productive Phase in Human Life // Education. Vol. 39. Tubinge, Germany, 1985.
2 Mead M. Culture and Commitment. A Study of Generation Gap. L., 1970.
3 Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1970.