Американские подростки вооружаются

Каждый пятый американский ученик старших классов приносит в школу оружие. Таковы резуль­таты последнего опроса, проведенного калифор­нийским институтом этики. Согласно данным оп­роса, насилие для американских подростков — обычный способ выяснения отношений. «Сегод­ня американские подростки, в особенности маль­чики, имеют большую склонность применить на­силие, когда они разозлились на кого-нибудь. И у них есть легкий доступ к оружию, наркотикам и алкоголю. Число тех, кто хоть раз приносил ору­жие в школу, постоянно растет», — утверждает директор Института этики Майкл Джосефсон. Согласно опросу, который проводился в 2000 г., 75% мальчиков и 60% девочек заявили, что они избивали тех, на кого злились. Всего было опро­шено 15 тыс. подростков по всей Америке. 43% опрошенных учеников старших классов, 37% уче­ников младших классов и 19% девочек, как стар­ших, так и младших классов считают, что ударить того, на кого разозлился — это нормально. О том,


что для них не составит труда достать оружие, за­явили 60% мальчиков-старшеклассников. При этом назывались самые различные категории оружия — от ножей до пистолетов. Итоги опроса 2000 г. не очень сильно отличаются от результатов опроса 1988 г., когда 16% старшек-

лассников и 7% учащихся младших классов зая­вили, что они приходили на уроки, находясь в ал­когольном опьянении. 83% из них сообщили, что в течение года, хотя бы один раз, они применяли силу для решения спорных вопросов (http:// iliko.pips.ru).

26 Подробнее см.: Курганов СИ. Указ. соч.


самому себе пока еще сложно, так как посмотреть на себя со стороны, кри­тически оценить себя ребенок еще не способен. Он требователен, но толь­ко по отношению к другим.

Продолжая подражать взрослым, ребенок с одинаковым упоением воспро­изводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образцы. Разделить их, провести ценностный анализ, понять, что такое зло и добро, человек не мо­жет даже в раннем подростковом возрасте, потому что у него нет правильно­го понимания природы общественных ценностей. Стало быть, подражание «плохим взрослым» не является злом как таковым, поскольку и понимания

сущности злого (а не интуитивного его ощущения, которое существует, как догадка, у любого ребенка) у него нет. Вот почему бродяжничество, увлече­ние блатной субкультурой, курением, спиртными напитками, воровством и матерщиной для подростка 9—13 лет рассматривается как совершенно нор­мальное явление, которое нельзя судить с позиций доброго-злогого. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, т.е. живет чужим умом. В другие периоды жизни идет активный процесс переработки и осмысления усвоенного мате­риала, но применить его на практике подростки еще не умеют. Произволь­ный контроль за собственными действиями у маленького человечка очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего надзора со сто­роны авторитетного социализатора он не в состоянии самостоятельно удер­живаться в рамках «правильного» поведения. Дети из неблагополучных се­мей лишены такого надзора, они-то и пополняют главным образом крими­нальную статистику.

Таким образом, в детстве и юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки со стороны взрослых удается далеко не всем. На каждом этапе можно наблюдать успехи и поражения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: