Каждый пятый американский ученик старших классов приносит в школу оружие. Таковы результаты последнего опроса, проведенного калифорнийским институтом этики. Согласно данным опроса, насилие для американских подростков — обычный способ выяснения отношений. «Сегодня американские подростки, в особенности мальчики, имеют большую склонность применить насилие, когда они разозлились на кого-нибудь. И у них есть легкий доступ к оружию, наркотикам и алкоголю. Число тех, кто хоть раз приносил оружие в школу, постоянно растет», — утверждает директор Института этики Майкл Джосефсон. Согласно опросу, который проводился в 2000 г., 75% мальчиков и 60% девочек заявили, что они избивали тех, на кого злились. Всего было опрошено 15 тыс. подростков по всей Америке. 43% опрошенных учеников старших классов, 37% учеников младших классов и 19% девочек, как старших, так и младших классов считают, что ударить того, на кого разозлился — это нормально. О том,
что для них не составит труда достать оружие, заявили 60% мальчиков-старшеклассников. При этом назывались самые различные категории оружия — от ножей до пистолетов. Итоги опроса 2000 г. не очень сильно отличаются от результатов опроса 1988 г., когда 16% старшек-
|
|
лассников и 7% учащихся младших классов заявили, что они приходили на уроки, находясь в алкогольном опьянении. 83% из них сообщили, что в течение года, хотя бы один раз, они применяли силу для решения спорных вопросов (http:// iliko.pips.ru).
26 Подробнее см.: Курганов СИ. Указ. соч.
самому себе пока еще сложно, так как посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя ребенок еще не способен. Он требователен, но только по отношению к другим.
Продолжая подражать взрослым, ребенок с одинаковым упоением воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образцы. Разделить их, провести ценностный анализ, понять, что такое зло и добро, человек не может даже в раннем подростковом возрасте, потому что у него нет правильного понимания природы общественных ценностей. Стало быть, подражание «плохим взрослым» не является злом как таковым, поскольку и понимания
сущности злого (а не интуитивного его ощущения, которое существует, как догадка, у любого ребенка) у него нет. Вот почему бродяжничество, увлечение блатной субкультурой, курением, спиртными напитками, воровством и матерщиной для подростка 9—13 лет рассматривается как совершенно нормальное явление, которое нельзя судить с позиций доброго-злогого. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, т.е. живет чужим умом. В другие периоды жизни идет активный процесс переработки и осмысления усвоенного материала, но применить его на практике подростки еще не умеют. Произвольный контроль за собственными действиями у маленького человечка очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего надзора со стороны авторитетного социализатора он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках «правильного» поведения. Дети из неблагополучных семей лишены такого надзора, они-то и пополняют главным образом криминальную статистику.
|
|
Таким образом, в детстве и юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки со стороны взрослых удается далеко не всем. На каждом этапе можно наблюдать успехи и поражения.