Культ предков

Культ предков (культ мертвых) — этическая норма социальных отноше­ний между поколениями, предполагающая уважительное отношение и по­читание старших со стороны младших. Роль старшего поколения в поддер­жании общественной жизни и сохранении преемственности культуры у многих народов огромная. Старейшего считали жрецом культа предков. Он является представителем своих предков и говорит от имени «тех, кто умер, но остался среди живых», чей дух покровительствует потомкам и оберегает их. Он играет своего рода роль посредника между живыми и мертвыми, выступая в качестве жреца. В торжественные дни, когда считается, что души умерших посещают своих живых потомков, он собирает всех членов рода перед фигурками почивших предков и совершает ритуальный обряд вкуше­ния пищи, которую подносит ему глава каждой семьи. Как жрец духа, по­кровительствующего всем своим родственникам, старейший обеспечивает ему надлежащее обиталище и периодически устраивает церемонии жертво­приношения»30.

Ученые видят его истоки в ранних формах религии, требующих поклоне­ния духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Исследователи счита­ют, что культ предков сформировался в эпоху патриархата. Его истоки видят, с одной стороны, в почитании умерших (погребальный культ), с другой — в тотемическом культе. Древние люди ве­рили в то, что после физической смерти человеческая душа не уничтожается. Она представляет нечто почитаемое и священное, которое имеет прямое ка­сательство к миру живых людей. Кроме неуничтожимое™ духовной сущнос­ти человека и возможности его контактов с живыми, важнейшей частью культа предков выступает институт покровительства (или культурная практика — по аналогии с социальной практикой, принятой в социологии для обозначения частного социального института) мертвого над живыми. Дух предка регуляр­но наведывается «в гости», ограждает от невзгод и болезней, наказывает за неправедные поступки, подсказывает правильные решения в трудных жиз­ненных ситуациях, влияет на урожай и прирост скота и т.д.

В некоторых архаичных обществах бытует вера в то, что останки влия­тельных людей сохраняют часть силы, которой эти люди обладали при жиз­ни. У народностей кота в Габоне считается, что умершие предки наставля­ют почитающих их живых родственников и помогают им. В большинстве

Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­ство, 1990. № 1. С. 100.

азиатских стран древний культ предков модифицировался в современную этику «сыновней почтительности». Она потеряла свое религиозное содер­жание, став основой не только светского, но и народного воспитания.

Важную роль она играет в конфуцианстве Китая, где представляет собой не религию, а моральный кодекс поведения. Конфуций, придерживавший­ся древнего культа предков, считал, что можно верить в любого бога или вовсе не верить в них, но в повседневной жизни надо следовать правильно­му поведению, которое по-китайски именуется «ли» (обряд). Он учил быть «благородными мужами» — воспитанными, честными, почтительными со старшими и доброжелательными к низшим по положению. Уважение к ро­дителям и забота о них — священная обязанность китайца.

Важной чертой культа предков и антропоморфизации сверхъестествен­ных сил было сохранение памяти о конкретных людях, как правило — 0 представителях трех-четырех поколений (в Исландии — «века саг», в Поли­незии, где были развиты генеалогические традиции, в памяти сохранялись имена представителей десятков поколений). Предки связывали коллектив с иным, «сверхъестественным» миром и в генеалогическом отношении, и в

Врезка

Л.С. Васильев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: