Культ предков (культ мертвых) — этическая норма социальных отношений между поколениями, предполагающая уважительное отношение и почитание старших со стороны младших. Роль старшего поколения в поддержании общественной жизни и сохранении преемственности культуры у многих народов огромная. Старейшего считали жрецом культа предков. Он является представителем своих предков и говорит от имени «тех, кто умер, но остался среди живых», чей дух покровительствует потомкам и оберегает их. Он играет своего рода роль посредника между живыми и мертвыми, выступая в качестве жреца. В торжественные дни, когда считается, что души умерших посещают своих живых потомков, он собирает всех членов рода перед фигурками почивших предков и совершает ритуальный обряд вкушения пищи, которую подносит ему глава каждой семьи. Как жрец духа, покровительствующего всем своим родственникам, старейший обеспечивает ему надлежащее обиталище и периодически устраивает церемонии жертвоприношения»30.
|
|
Ученые видят его истоки в ранних формах религии, требующих поклонения духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Исследователи считают, что культ предков сформировался в эпоху патриархата. Его истоки видят, с одной стороны, в почитании умерших (погребальный культ), с другой — в тотемическом культе. Древние люди верили в то, что после физической смерти человеческая душа не уничтожается. Она представляет нечто почитаемое и священное, которое имеет прямое касательство к миру живых людей. Кроме неуничтожимое™ духовной сущности человека и возможности его контактов с живыми, важнейшей частью культа предков выступает институт покровительства (или культурная практика — по аналогии с социальной практикой, принятой в социологии для обозначения частного социального института) мертвого над живыми. Дух предка регулярно наведывается «в гости», ограждает от невзгод и болезней, наказывает за неправедные поступки, подсказывает правильные решения в трудных жизненных ситуациях, влияет на урожай и прирост скота и т.д.
В некоторых архаичных обществах бытует вера в то, что останки влиятельных людей сохраняют часть силы, которой эти люди обладали при жизни. У народностей кота в Габоне считается, что умершие предки наставляют почитающих их живых родственников и помогают им. В большинстве
Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990. № 1. С. 100.
азиатских стран древний культ предков модифицировался в современную этику «сыновней почтительности». Она потеряла свое религиозное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания.
|
|
Важную роль она играет в конфуцианстве Китая, где представляет собой не религию, а моральный кодекс поведения. Конфуций, придерживавшийся древнего культа предков, считал, что можно верить в любого бога или вовсе не верить в них, но в повседневной жизни надо следовать правильному поведению, которое по-китайски именуется «ли» (обряд). Он учил быть «благородными мужами» — воспитанными, честными, почтительными со старшими и доброжелательными к низшим по положению. Уважение к родителям и забота о них — священная обязанность китайца.
Важной чертой культа предков и антропоморфизации сверхъестественных сил было сохранение памяти о конкретных людях, как правило — 0 представителях трех-четырех поколений (в Исландии — «века саг», в Полинезии, где были развиты генеалогические традиции, в памяти сохранялись имена представителей десятков поколений). Предки связывали коллектив с иным, «сверхъестественным» миром и в генеалогическом отношении, и в
Врезка
Л.С. Васильев