Мир дома замкнут и устойчив. Это защищенное пространство, в котором можно чувствовать себя в безопасности. Дом — это всегда определенным образом организованное людьми пространство с постоянным набором вещей, стоящих на своих местах, и постоянными жителями — членами семьи. Каждый член семьи обычно имеет дома свои «зоны влияния», склонен занимать определенные места и представлен своими вещами-символами. Ребенок ревниво оберегает свою кроватку, даже когда в нее кладут только на одну ночь юного гостя, отправив маленького хозяина в другое место, а он, встревоженный, приходит проверять спозаранку, не останется ли ненароком гость навсегда, и старается побыстрее его удалить. Он заботится о том, чтобы у его места за столом стоял именно его прибор: чашечка с гномиками, тарелка с грибочками, ложка с медвежонком. Эти предметы не просто вещи, имеющие потребительскую ценность, они суть знаки-заместители
самого ребенка, они помогают ребенку обозначить свое место, закрепить его в сознании других людей, утвердить свою самость, материализовать свое «Я».
Стремление обозначить, укрепить, застолбить факт своего собственного бытия в этом мире
присутствует в поведении ребенка очень явно. Ребенок постоянно нуждается во внешних подтверждениях факта своего существования. Поэтому дети так любят расставлять на видных местах знаки своего присутствия — например,
7 Хъелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 283-284.
чики намного активнее занимаются этим, чем девочки. Вылазки мальчиков за пределы знакомого и определенного взрослыми круга территории происходят чаще и простираются дальше. Кроме того, Р. Хэрт выяснил, что объем освоенной территории растет медленно, но неуклонно вплоть до поступления в школу. С этого момента начинается подлинный прорыв, скачок. Следующий скачок подросток сделает, сев на велосипед8.
Первые поездки детей в общественном транспорте по дороге в школу сопровождаются огромным психологическим напряжением — не пропустить нужную остановку, как невероятно трудно попросить чужого взрослого посторониться и какое наслаждение, отрывая билетики или компостируя
чужие талончики, чувствовать себя персоной весьма значительной9.
По мере расширения жизненного пространства ребенка у него отпадает надобность в укромном лесном шалаше, потаенной тусовке в подвале или на чердаке. Часто можно видеть, как дети и подростки с удовольствием играют на еще недостроенных или заброшенных домах. Что ими руководит? Видимо, не только стремление к уединенности или забвение страха, но также отсутствие иных возможностей для подвижных игр. В книге о секретном детском мире М.В. Осорина описывает странствия детей по подвалам, обследования подвалов и бомбоубежищ Ленинграда — Санкт-Петербурга 1970—1990-х гг.10. Автор признается, что пыталась решить две задачи: описать феноменологию детского территориального поведения (как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места посещают, что они там де-
построить башню из кубиков посередине комнаты у всех на дороге. Или затевают игру, буквально путаясь под ногами у взрослых. Родители удивляются: «Неужели не можешь пойти играть в другое место, ведь ты тут мешаешь?!» Они не понимают, что ребенок как раз и хочет того, чтобы все на него натыкались. Таким способом он пытается обратить на себя внимание взрослых, напомнить о себе и получить от них столь нужный ему живой отклик на свое присутствие.
Здесь же лежит и причина того, почему маленькие дети довольно долго не могут научиться играть в прятки. Суть не в том, что они не понимают стоящей перед ними задачи — тихо сидеть и не выглядывать, а в том, что психологически не могут вынести эту ситуацию. Им кажется, что если они стали другим не видны, то таким образом перестали для других существовать. Тогда в душу начинает закрадываться сомнение: есть ли я вообще, которое дети тут же разрешают для
себя, высунувшись через несколько секунд из укрытия, чтобы показаться миру. Домашний мир для ребенка — это всегда сплав предметно-пространственной среды, отношений в семье и собственных переживаний, привязанных к вещам и людям, населяющим дом. Никогда нельзя заранее предположить, что именно в мире дома окажется для ребенка наиболее важным, что сохранится в его памяти и повлияет на дальнейшую жизнь. Иногда это бывают, казалось бы, чисто внешние признаки жилища. Дети изобретают множество способов «материализовать» себя в пространственном поле, которое они осваивают. За пределами дома — это и рисунки на асфальте, и надписи на стенах, и детская традиция делания «секретов» и «тайников». Но все-таки первое внешнее пространство, становящееся «своим», это дом, в котором ребенок живет. Поэтому для него особенно важно закрепиться и утвердиться дома, расставить здесь многочисленные знаки своего присутствия.
См.: Прусс И. Сила слабости и слабости силы // Знание-сила. 2002. № 1.
9 См.: Осорина М.В. Указ. соч.
10 Осорина М.В. Там же.
лают?) и уловить психологические закономерности, найти объяснение, почему происходят особенные события детской жизни (зачем дети ходят в «страшные места», почему любят кататься с ледяных гор?).
Домашний уклад создает предпосылки для развития внутренних психических структур ребенка
Шаг за шагом автор прослеживает этапы освоения ребенком окружающего его пространства. Сначала новорожденный не вычленяет свое «я» из окружающего «не-я», не отделяет себя, как личность от матери, не осознает границ соб-
Самоутверждаться в пространстве дома ребенок начинает с того, что везде, где ему хочется присутствовать, побывает: заглянет, пощупает, посидит, поваляется. Так он проживает пространство, наполнив его невидимыми, но сохраняющимися в памяти ребенка траекториями своих движений. Где надо, оставит своих полномочных представителей. Маленький сделает каряки-маряки на стене или на двери, побольше — повесит свои рисунки над кроватью мамы, чтобы быть к ней ближе, запихнет ей на ночь под подушку свою куколку, поставит на ночной столик пластилиновую фигурку. Дети постарше иногда обводят карандашом рисунок на обоях у своей кровати, подрисовывают контуры пятна на стене, чтобы получился занятный образ, делают маленькие тайники в собственной квартире.
В родительском доме для ребенка может быть значимо все. Бывает важен этаж, на котором живет семья. Важна и открытость дома в общении с внешним миром, что может выразиться как в количестве и степени занавешенности окон, так и в возможности прихода друзей и гостей. Но на первое место по значимости надо поставить домашний уклад. Именно он помогает ребенку на-
учиться организовывать пространство вокруг себя и свое время, создает предпосылки для развития внутренних психических структур. В семье ребенок получает это через устойчивость режима дня, стабильность отношений между домашними, непротиворечивость обращенных к нему требований, ритуальность некоторых сторон домашней жизни (ежевечернее чтение сказки, материнский поцелуй перед сном и т. п.). Все это помогает ребенку ощущать границы ситуаций, личностные границы и самость — свою собственную и других людей. А главное — дает ребенку почву под ногами. Для ребенка, особенно маленького, жизненно важно чувствовать незыблемость и надежную прочность домашнего мира. Родной дом для человека, по большому счету, должен быть тем, что в психологии называется «ресурсным местом», т. е. давать внутреннюю опору личности, быть источником ее уверенности в себе и душевной силы. Тогда человек сможет справиться с непредсказуемостью и случайностью многих событий и не дрогнет, потому что знает, на каких китах держится его мир. Сокращено и адаптировано по источнику: Осори-на М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
ственного тела. Постепенно при помощи традиционного материнского фольклора (колыбельных, песенок-пестушек, пальчиковых игр) мама помогает крохе узнать, что у него есть ручки и пяточки, животик и носик, что ему с самого рождения выделен собственный участок пространства, колыбелька или кроватка. Великолепный анализ традиционного материнского фольклора позволяет понять, сколь серьезную роль в становлении личности ребенка играли эти незамысловатые, на первый взгляд песенки и потешки. Огромную роль в освоении пространства играет рисование. На его основе ребенок выстраивает для себя картину мира, уточняет ее детали, определяет свое место в этом мире и отношение к нему. Эта картина мира носит не реалистический, а символический,
знаковый характер: в нем обозначены понятия земли и неба, цветом выделены наиболее значимые предметы и объекты. Структурируя пространство своей деятельности, дети, выделяют в нем особые места: штабы, тайники, сокровищницы и «секретики».
Отсутствие привязанности к жилищу, нередко проявляющееся в безответственном отношении к сохранности жилого фонда, характерно и для молодежи — детей и подростков. Причины коренятся и в особенностях возрастной психологии, и в недостатках воспитания. Молодежь с меньшим желанием интегрируется в организованные формы досуга и коммуникаций. Ее активность направлена на самодеятельное проведение свободного времени, у нее меньше проявляется стремление к навязанным способам управления.
Эта возрастная группа напоминает современных кочевников, использующих жилище только на определенное время. Изучение бюджетов времени показывает, что значительную часть времени дети и подростки проводят вне дома. Дом — лишь одно из многих мест, которые они меняют в течение дня. Подростки больше ориентированы на двор, улицу, жилой район, а иногда и на город в целом, но не на свое жилище. Многих увлекает романтика дальних странствий или самостоятельного путешествия — без надзора со стороны взрослых — по стране. Феномен бегунков, которые часто трансформируются в беспризорников, — это вполне возрастная болезнь.
По мере взросления увеличивается интенсивность миграций — походы на дальние свалки, в лес или на пруд, поездки в город или походы в деревню. Атрибутом новой возрастной романтики становится палатка. Она приходит на смену детскому шалашу. Палатка — символ походной юности для многих взрослых. Как правило, это время старшеклассников.
Прогульщики и двоечники — не обязательно бездари и лентяи. У них может быть просто иной психотип, в котором не заложены гены усидчивости. Они могут мгновенно преобразиться, как только попадают в естественную среду. Многих из них манит романтика палаточной жизни в лесу, на берегу реки или озера. Еда, приготовленная на костре, удаленность от городской суеты, шум деревьев, пение птиц, солнце, вода и свежий воздух. Школьные туристические походы сегодня приобрели особую популярность у городских школьников. В деревне природой никого из подростков не удивишь. В каникулы или свободное время они стремятся попасть туда, откуда бегут их сверстники, — в город. Песни у костра, романтика и трудности первобыт-
ного неустроенного быта будут вспоминаться городским подросткам долгими зимними вечерами. Дети согласны питаться одними кашами, лишь бы опять поехать туда. Туда, а не в летние детские лагеря под бдительное око взрослых.
Туристическая палатка, пришедшая на смену детскому шалашу, — символ походной юности для многих взрослых