Имянаречение

Имянаречение — присвоение имени новорожденному — является одним из важнейших элементов социализации. В каждой культуре и в разные ис­торические эпохи этот процесс обставлялся культурными обрядами, был связан с существующими традициями и происходил в соответствии с при­нятыми в данном обществе культурны­ми и социальными нормами.

В традиционном обществе широко распространен обычай давать имя ре­бенку не сразу после рождения, а спу­стя некоторое время. Этот промежуток между рождением и наречением мог длиться от нескольких дней (у сога и киси Африки, хиваро Южной Амери­ки, хопи и квакиютль Северной Аме­рики) до полугода или даже нескольких (пяти-шести) лет (у кубео Южной Аме­рики, северных якутов)37. Какое-то время после рождения у младенца не было не только имени, которое бы оп­ределило его место среди людей, но, как считалось, и души. Чтобы он приобрел ее, в некоторых обществах при­меняли специальные приемы. Например, хиваро давали младенцу в возра­сте нескольких дней мягкий галлюциноген с целью помочь ребенку «уви­деть» и приобрести душу «арутам», обладание которой, по верованиям хи­варо, защищает ее обладателя от насильственной смерти и вредоносной магии38.

У некоторых народов младенец до появления зубов, истечения лунного месяца или другой временной границы не признавался человеком. У некото­рых народов, например конго Африки, такой границей между «предчелове-ческим» и человеческим существованием ребенка и было наречение. По пред­ставлениям конго, до получения имени младенец — не человек, а кимпитау — гусеница или куколка бабочки39. Лишь с получением имени ребенок, по взгля­дам конго, становится человеком. Такой взгляд вполне естествен в обществе, в котором имя указывает на место человека в социальной структуре.

У народа йоруба на западе Нигерии ритуал наречения календарно строго регламентирован. Для мальчиков он проводится на седьмой день рождения,

36 См.: БайбуринА.К. Указ. соч. С. 40-62.

37 Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 117; Иорданский В.Б. Хаос и гармо­
ния. М., 1982. С. 237; Harner M. The Jivaro. Garden City, 1973. P. 84; Hodge W. The First Americans.
N.Y., 1930. P. 278, 417; Goldman I. Tribes of the Vaupes-Caqueta Region // HSAI. 1948. Vol. 3. P. 787;
May bury-Lewis D. Akwe-Shavante Society. L., 1974. P. 232, 234.

38 Harner M. The Jivaro. P. 84.

39 Van Wing J. Etudes Bakongo. P., 1959. P. 220. Цит. по: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 243.

для девочек — на девятый, а для разнополых близнецов — на восьмой. До этого момента ни мать, ни ребенок не покидают помещения, где прошли роды. В начале обряда ребенка показывают родственникам. Этот обряд — представ­ление родственникам — принят и у многих других народов. На крышу хижи­ны выплескивают кувшин воды, а самая старшая из женщин подставляет мла­денца под льющиеся сверху струи. Под его плач и одобрительные возгласы зри­телей подносятся подарки. В этот мо­мент обычно закалывают быка, а если семья победнее, довольствуются отреза­нием головы курице. Затем наступает самый важный момент: местный оракул предсказывает будущее новорожденно­му и в соответствии с этим дает ему имя. В самом первом имени обычно запечатлеваются обстоятельства рождения но­вого члена общины, подчас достаточно интимные40.

Во многих обществах младенец считался еще не вполне человеком. Так, у венда Трансвааля (провинция ЮАР) ребенка до появления зубов не при­знавали за человека и относили его к категории вещей. «Он еще не человек, он — вода», — говорили венда. Умершего младенца не оплакивали. У ламба Замбии младенец также считался подобным воде и не признавался челове-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: