Детское сообщество обладает особыми законами и нормами поведения, своеобразной, передающейся от поколения к поколению детской субкультурой. В нее входят ритуалы принятия в игру и «исключения» из игры, считалки и «страшные истории», правила различных игр и способы устройства «секретиков». В детской субкультуре своя система ценностей, особый этикет.
Для детско-подросткового возраста характерны такие поведенческие действия, которые связаны с испытанием самого себя и пределов социально допустимого поведения. Поскольку в этот период культурные традиции и социальные нормативы еще хорошо не освоены и не усвоены, ребенку приходится чаще всего экспериментальным путем опробовать культурные стандарты и границы. Итогом экспериментально-познавательной деятельности, выраженной в форме детских культурных практик, становится расширение жизненного опыта, приращение того, что ныне принято именовать социальной компетентностью.
Три культурные практики — детские шалости, испытание себя и обряд инициации — выполняют функцию опробования и преодоления возрастных
|
|
76 Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. М., 2000.
границ, т.е. мысленного или реального перехода в следующую возрастную категорию. Когда дети испытывают себя страхом или физической болью, то они стремятся показать другим, что они ведут себя как взрослые. Ритуал инициации в примитивных племенах являлся обязательной процедурой для посвящения юношей в разряд взрослых. Детские шалости, устраиваемые для ровесников или взрослых людей, в ощущении самих детей ставят их как бы на одну возрастную планку с ними, показывают, что и они умеют играть «во взрослые игры».
Детские шалости — социокультурная практика исследования границы дозволенного методом проб и ошибок, принятия рискованных решений и
реализации их в виде невинных забав. Дети начинают шалить примерно с пяти лет. Самое любопытное заключается в том, что заканчивают шалить люди только в пенсионном возрасте. Даже взрослые люди и еще больше молодежь склонны к повседневным ро зыгрышам, шуткам, приколам и подставам. А. Фоминцевой эмпирически было установлено, что 1) как мужчины, так и женщины шалят и испытывают себя в детстве и в период ранней взрослости; 2) по количеству детских шалостей взрослые мужчины превосходят женщин; 3) количество шалостей убывает с возрастом и образованием (чем старше люди и выше их уровень образования, тем меньше нужны им детские шалости); 4) такие черты личности человека, как уровень мотивации достижения, потребность в достижениях и интернальность взаимосвязанны с опытом проживания им детских и «сегодняшних» ситуации испытаний себя; 5) люди с высокой потребностью в достижениях больше проявляли свои качества в детских испытаниях себя, тем самым решая задачу самоутверждения и самопознания, и сейчас, создавая ситуации испытания себя, имеют внутренний ресурс, позволяющий им удачно справиться с этой ситуацией; 6) богатый и разнообразный опыт шаления ребенка с положительной обратной связью от родных и взрослых увеличивает конструктивность данных ситуаций, и определяет шалость как ситуацию проявления творчества человека. Взрослые, оценивая положительно детские шалости и давая конструктивную обратную связь, могут направлять их в творческое русло77.
|
|
Во всех возрастах одной из главных целей шалостей является эмоциональная разрядка. В 7 лет для ребенка важно также испытание взрослых, исследование их реакций. В 9— 12 лет — важно повысить свой авторитет среди товарищей, проявить личные качества. В 12 лет снова одной из целей шалостей является испытание взрослых и их наказание. Чувства, которые переживают дети во время шалости, в основном положительные (смех, радость, удовольствие) и очень редко страх. Шалости, в зависимости от уровня коммуникативной компетентности ребенка, бывают спонтанными или продуманными. Реакцией взрослых на детские шалости чаще всего является злость, затем испуг и растерянность, и лишь изредка — смех78. Для млад-
77 Фоминцева А. Исследование некоторых психологических феноменов детской субкультуры в пери
од ранней взрослости (www.spbru.ru).
78 Фоминцева А. Указ. соч.
ших детей — важнее собственная решимость и отвага участвовать в ситуации шалости, а для старших значимо наблюдение за реакцией взрослого.
Традиционные шалости (как одна из форм детской традиции) сохраняются на протяжении столетий. В прошлом веке любимой проказой английских мальчишек было то, что они стучали дверными молотками у входа, а потом убегали. В наше время ребята сбегают по лестнице, нажимая по дороге на кнопки всех дверных звонков. О том, что шалили дети всегда, много написано в художественной литературе, но целенаправленного изучения детских шалостей не было.
«Детские шалости»: шалят не только дети
Изучением традиционных шалостей по телефону занималась американская исследовательница Н. Дрессер. Она пришла к выводу, что шутки по телефону — это заранее готовящаяся ситуация, в которой всегда участвует группа детей. Объектами шалости по телефону чаще всего бывают незнакомые взрослые. А главную роль берет на себя обычно самый застенчивый ребенок. Он переступает через свой страх, учится самообладанию в социальных ситуациях. В некотором смысле шалости по телефону — это агрессивные действия, но помимо этого, они служат одним из способов эмоциональной разрядки и своеобразным коммуникативным тренажом79.
Согласно исследованиям С.А. Кунц, дети проводят различие между шалостью и хулиганством. Ведущими признаками шалости они считают отсутствие деструктивных целей, юмор и креативность. В хулиганстве выделяют мотивы разрушения и необходимость ответственности за эти действия (в виде наказания).
Шалость имеет ролевую структуру, где есть зачинщик, исполнители и наблюдатели со стороны активных действующих лиц (дети) и жертва, которой может быть как взрослый, так и ребенок. Роль зачинщика более престижна, так как она дает более высокий статус, авторитет, власть в детской группе, ее обычно занимают более старшие ребята в детской группе. А млад-
79 Фоминцева А. Указ. соч.
шие дети сначала участвуют в шалостях в качестве наблюдателей. Чем младше дети, считает А. Фоминцева80, тем более «безопасных для себя» жертв они выбирают (родители, незнакомые взрослые, младшие дети). Подростки же могут выбрать жертвой своих шалостей любого человека. Часто в шалостях они осмеливаются противодействовать отрицательным, по их мнению, качествам взрослых или даже наказывать взрослых за неправильное поведение. Совсем иной характер имеет социокультурная практика испытания себя. Она нацелена на саморепрезентацию. Через нее ребенок или подросток проверяет себя, а не окружающих. Он наблюдает не за реакцией взрослых людей или группы ровесников на свои поступки, а за их оценкой своей личности, своей индивидуальности.
|
|
Дети с удовольствием читают «Гарри Потте-ра», но она никогда не заменит, например, приключений Дяди Федора. И причина, в частности, заключается в языке. Книга, дурно написанная или плохо переведенная, «опускает» стиль речи и письма читателя сразу на несколько пунктов. И для восстановления утраченного необходимо прочитать несколько книг, написанных идеальным стилем. Да и с переводом детской иностранной литературы у нас большие сложности. Если посмотреть список книг, награжденных медалью Андерсена, и проанализировать, сколько из них переведено на русский язык, останется только удивляться степени нашей удаленности от мирового сообщества. Елена Голубева, сотрудник Российской государственной детской библиотеки |
Испытание себя — запланированная и сознательно создаваемая ребенком (подростком, юношей) экстремальная ситуация, в которой проверяются на максимальном уровне напряжения его внутренние способности и этико-психо-логические качества. Подобная форма саморепрезентации может носить характер индивидуального почина либо декларироваться извне как обязательный ритуал прохождения возрастной границы, как например обряд инициации.
Инициация (в узком значении) — характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые, полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом возрастной социализации.
Испытание себя по собственному почину происходит, как и ритуал инициации, прилюдно, на глазах у ровесников. Надо сделать что-либо страшное, смелое, физически или психологически трудное для того, чтобы а) обратить на себя внимание окружающих и б) заставить «значимых других» восхищаться собой. В процессе самоиспытания ребенок остается один на один со своим страхом. Никто не подбадривает его, не переживает вместе с ним (как в ситуациях шалостей или рассказывания страшилок), а только смотрят на него. И в этой ситуации ребенок не должен выплескивать наружу свой страх, он должен научиться сдерживать его, справляться с ним. Обычно испытания себя проводятся детьми один раз, чтобы доказать, что они могут что-то сделать. Однако некоторым индивидам, даже в зрелом возрасте, требуется многократное самоутверждение.
|
|
В мифологической топологии детей чердаки, подвалы и кладбища — это обычные места обитания вампиров, злых духов, и мертвецов. В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен описывает, как «Тому Сойеру со страху чудилось, будто души мертвых жалуются на то, что их потревожили. Мальчики разговаривали очень мало, и то шепотом; место, время и торжественная тишина, разлитая над ночным кладбищем, действовала на них угнетающе». Кладбище, темный подвал, заброшенный дом, чердак, или даже обычный
80 Фоминцева А. Указ. соч.
чулан с плесенью и обоями из паутины, населенные злыми духами, одновременно пугают и притягивают детей. Вооружившись свечой или фонариками они спускаются по скрипучей лестнице навстречу своему страху. Его надо преодолеть и выдержать испытание. Лучше всего обряд инициации на пути к своему взрослению проходить коллективно — так менее страшно.
Испытание себя — проверка ребенком своих способностей и качеств в экстремальных условиях
«Поход в страшное место может планироваться неделями. Нужно разработать стратегию, придумать сложный комплекс задач — спуститься, разделиться на группы и исследовать каждый закоулок подвала. Желательно также вынести оттуда какой-нибудь трофей. Обычно в команде храбрецов есть один заводила — самый старший, вокруг которого формируется группка.
Поход в подвал становится настоящим событием. Еще очень долго ребятня будет смаковать воспоминания о своем подвиге, хвастаться им перед теми, кто не смог пересилить свой страх и не пошел.
В группе ребенок ощущает себя более сильным, уверенным. Одному спускаться в подвал или идти на кладбище — и страшно, и непрактично: нет благодарной публики, не перед кем храбриться. А вот в компании — совсем другое дело. Тогда поход приобретает логичную оправданность»81.
Давно доказано, что общие переживания способны сплотить намного сильнее, чем десятилетнее просиживание за одной партой. А событие превращается в групповой миф, в котором так нуждаются дети. Две функции — социальная (солидаризация группы) и культурная (мифотворчество) — в детской субкультуре слиты в единое целое.
81 Мищенко Т. В черном пречерном королевстве (www.baby.com.ua).