Вербальные и поведенческие компоненты

Детское сообщество обладает особыми законами и нормами поведения, своеобразной, передающейся от поколения к поколению детской субкульту­рой. В нее входят ритуалы принятия в игру и «исключения» из игры, считал­ки и «страшные истории», правила различных игр и способы устройства «сек­ретиков». В детской субкультуре своя система ценностей, особый этикет.

Для детско-подросткового возраста характерны такие поведенческие действия, которые связаны с испытанием самого себя и пределов социаль­но допустимого поведения. Поскольку в этот период культурные традиции и социальные нормативы еще хорошо не освоены и не усвоены, ребенку приходится чаще всего экспериментальным путем опробовать культурные стандарты и границы. Итогом экспериментально-познавательной деятель­ности, выраженной в форме детских культурных практик, становится рас­ширение жизненного опыта, приращение того, что ныне принято именовать социальной компетентностью.

Три культурные практики — детские шалости, испытание себя и обряд инициации — выполняют функцию опробования и преодоления возрастных

76 Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. М., 2000.

границ, т.е. мысленного или реального перехода в следующую возрастную категорию. Когда дети испытывают себя страхом или физической болью, то они стремятся показать другим, что они ведут себя как взрослые. Ритуал инициации в примитивных племенах являлся обязательной процедурой для посвящения юношей в разряд взрослых. Детские шалости, устраиваемые для ровесников или взрослых людей, в ощущении самих детей ставят их как бы на одну возрастную планку с ними, показывают, что и они умеют играть «во взрослые игры».

Детские шалости социокультурная практика исследования границы дозволенного методом проб и ошибок, принятия рискованных решений и

реализации их в виде невинных забав. Дети начинают шалить примерно с пяти лет. Самое любопытное заключа­ется в том, что заканчивают шалить люди только в пенсионном возрасте. Даже взрослые люди и еще больше мо­лодежь склонны к повседневным ро­ зыгрышам, шуткам, приколам и под­ставам. А. Фоминцевой эмпирически было установлено, что 1) как мужчины, так и женщины шалят и испытывают себя в детстве и в период ранней взрос­лости; 2) по количеству детских шалостей взрослые мужчины превосходят женщин; 3) количество шалостей убывает с возрастом и образованием (чем старше люди и выше их уровень образования, тем меньше нужны им детские шалости); 4) такие черты личности человека, как уровень мотивации дости­жения, потребность в достижениях и интернальность взаимосвязанны с опы­том проживания им детских и «сегодняшних» ситуации испытаний себя; 5) люди с высокой потребностью в достижениях больше проявляли свои каче­ства в детских испытаниях себя, тем самым решая задачу самоутверждения и самопознания, и сейчас, создавая ситуации испытания себя, имеют внутрен­ний ресурс, позволяющий им удачно справиться с этой ситуацией; 6) богатый и разнообразный опыт шаления ребенка с положительной обратной связью от родных и взрослых увеличивает конструктивность данных ситуаций, и определяет шалость как ситуацию проявления творчества человека. Взрослые, оценивая положительно детские шалости и давая конструктивную обратную связь, могут направлять их в творческое русло77.

Во всех возрастах одной из главных целей шалостей является эмоцио­нальная разрядка. В 7 лет для ребенка важно также испытание взрослых, исследование их реакций. В 9— 12 лет — важно повысить свой авторитет сре­ди товарищей, проявить личные качества. В 12 лет снова одной из целей шалостей является испытание взрослых и их наказание. Чувства, которые переживают дети во время шалости, в основном положительные (смех, ра­дость, удовольствие) и очень редко страх. Шалости, в зависимости от уров­ня коммуникативной компетентности ребенка, бывают спонтанными или продуманными. Реакцией взрослых на детские шалости чаще всего являет­ся злость, затем испуг и растерянность, и лишь изредка — смех78. Для млад-

77 Фоминцева А. Исследование некоторых психологических феноменов детской субкультуры в пери­
од ранней взрослости (www.spbru.ru).

78 Фоминцева А. Указ. соч.

ших детей — важнее собственная решимость и отвага участвовать в ситуа­ции шалости, а для старших значимо наблюдение за реакцией взрослого.

Традиционные шалости (как одна из форм детской традиции) сохраня­ются на протяжении столетий. В прошлом веке любимой проказой англий­ских мальчишек было то, что они стучали дверными молотками у входа, а потом убегали. В наше время ребята сбегают по лестнице, нажимая по до­роге на кнопки всех дверных звонков. О том, что шалили дети всегда, много написано в художественной литературе, но целенаправленного изучения детских шалостей не было.

«Детские шалости»: шалят не только дети

Изучением традиционных шалостей по телефону занималась американ­ская исследовательница Н. Дрессер. Она пришла к выводу, что шутки по телефону — это заранее готовящаяся ситуация, в которой всегда участвует группа детей. Объектами шалости по телефону чаще всего бывают незнако­мые взрослые. А главную роль берет на себя обычно самый застенчивый ребенок. Он переступает через свой страх, учится самообладанию в соци­альных ситуациях. В некотором смысле шалости по телефону — это агрес­сивные действия, но помимо этого, они служат одним из способов эмоцио­нальной разрядки и своеобразным коммуникативным тренажом79.

Согласно исследованиям С.А. Кунц, дети проводят различие между ша­лостью и хулиганством. Ведущими признаками шалости они считают отсут­ствие деструктивных целей, юмор и креативность. В хулиганстве выделяют мотивы разрушения и необходимость ответственности за эти действия (в виде наказания).

Шалость имеет ролевую структуру, где есть зачинщик, исполнители и наблюдатели со стороны активных действующих лиц (дети) и жертва, кото­рой может быть как взрослый, так и ребенок. Роль зачинщика более пре­стижна, так как она дает более высокий статус, авторитет, власть в детской группе, ее обычно занимают более старшие ребята в детской группе. А млад-

79 Фоминцева А. Указ. соч.

шие дети сначала участвуют в шалостях в качестве наблюдателей. Чем млад­ше дети, считает А. Фоминцева80, тем более «безопасных для себя» жертв они выбирают (родители, незнакомые взрослые, младшие дети). Подростки же могут выбрать жертвой своих шалостей любого человека. Часто в шалостях они осмеливаются противодействовать отрицательным, по их мнению, ка­чествам взрослых или даже наказывать взрослых за неправильное поведение. Совсем иной характер имеет социокультурная практика испытания себя. Она нацелена на саморепрезентацию. Через нее ребенок или подросток проверяет себя, а не окружающих. Он наблюдает не за реакцией взрослых людей или группы ровесников на свои поступки, а за их оценкой своей лич­ности, своей индивидуальности.

Дети с удовольствием читают «Гарри Потте-ра», но она никогда не заменит, например, приключений Дяди Федора. И причина, в част­ности, заключается в языке. Книга, дурно на­писанная или плохо переведенная, «опускает» стиль речи и письма читателя сразу на не­сколько пунктов. И для восстановления утра­ченного необходимо прочитать несколько книг, написанных идеальным стилем. Да и с переводом детской иностранной литературы у нас большие сложности. Если посмотреть список книг, награжденных медалью Андерсе­на, и проанализировать, сколько из них пере­ведено на русский язык, останется только удивляться степени нашей удаленности от мирового сообщества. Елена Голубева, сотрудник Российской государственной детской библиотеки

Испытание себя — запланированная и сознательно создаваемая ребенком (подростком, юношей) экстремальная ситуация, в которой проверяются на максимальном уровне напряжения его внутренние способности и этико-психо-логические качества. Подобная форма саморепрезентации может носить харак­тер индивидуального почина либо дек­ларироваться извне как обязательный ритуал прохождения возрастной грани­цы, как например обряд инициации.

Инициация (в узком значении) — характерное главным образом для пер­вобытной культуры посвящение подро­стков во взрослые, полноправные чле­ны социума, являющееся важнейшим этапом возрастной социализации.

Испытание себя по собственному почину происходит, как и ритуал ини­циации, прилюдно, на глазах у ровесников. Надо сделать что-либо страш­ное, смелое, физически или психологически трудное для того, чтобы а) об­ратить на себя внимание окружающих и б) заставить «значимых других» вос­хищаться собой. В процессе самоиспытания ребенок остается один на один со своим страхом. Никто не подбадривает его, не переживает вместе с ним (как в ситуациях шалостей или рассказывания страшилок), а только смот­рят на него. И в этой ситуации ребенок не должен выплескивать наружу свой страх, он должен научиться сдерживать его, справляться с ним. Обычно ис­пытания себя проводятся детьми один раз, чтобы доказать, что они могут что-то сделать. Однако некоторым индивидам, даже в зрелом возрасте, тре­буется многократное самоутверждение.

В мифологической топологии детей чердаки, подвалы и кладбища — это обычные места обитания вампиров, злых духов, и мертвецов. В «Приключе­ниях Тома Сойера» Марк Твен описывает, как «Тому Сойеру со страху чуди­лось, будто души мертвых жалуются на то, что их потревожили. Мальчики разговаривали очень мало, и то шепотом; место, время и торжественная ти­шина, разлитая над ночным кладбищем, действовала на них угнетающе». Кладбище, темный подвал, заброшенный дом, чердак, или даже обычный

80 Фоминцева А. Указ. соч.

чулан с плесенью и обоями из паутины, населенные злыми духами, одновре­менно пугают и притягивают детей. Вооружившись свечой или фонариками они спускаются по скрипучей лестнице навстречу своему страху. Его надо преодолеть и выдержать испытание. Лучше всего обряд инициации на пути к своему взрослению проходить коллективно — так менее страшно.

Испытание себя — проверка ребенком своих способностей и качеств в экстремальных условиях

«Поход в страшное место может планироваться неделями. Нужно разра­ботать стратегию, придумать сложный комплекс задач — спуститься, разде­литься на группы и исследовать каждый закоулок подвала. Желательно также вынести оттуда какой-нибудь трофей. Обычно в команде храбрецов есть один заводила — самый старший, вокруг которого формируется группка.

Поход в подвал становится настоящим событием. Еще очень долго ребят­ня будет смаковать воспоминания о своем подвиге, хвастаться им перед теми, кто не смог пересилить свой страх и не пошел.

В группе ребенок ощущает себя более сильным, уверенным. Одному спус­каться в подвал или идти на кладбище — и страшно, и непрактично: нет благодарной публики, не перед кем храбриться. А вот в компании — совсем другое дело. Тогда поход приобретает логичную оправданность»81.

Давно доказано, что общие переживания способны сплотить намного сильнее, чем десятилетнее просиживание за одной партой. А событие пре­вращается в групповой миф, в котором так нуждаются дети. Две функции — социальная (солидаризация группы) и культурная (мифотворчество) — в детской субкультуре слиты в единое целое.

81 Мищенко Т. В черном пречерном королевстве (www.baby.com.ua).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: