За каждой детской игрой всегда стоит нечто большее, чем просто развлечение. Для ребенка игра является важнейшим способом знакомства с миром, с теми ролями, которые ему предстоит играть во взрослой жизни. Хрупкие фарфоровые куклы воспитывают будущих заботливых мам. Деревянные лошадки и ярко раскрашенные солдатики позволяют мальчишкам ощутить себя бравыми вояками20.
У взрослых тоже есть свои игры, например игра в казаки для дядей — искусственный бой: команды взрослых мужчин почти с взаправдашным оружием гоняются друг за другом по лабиринтам и лесам, стреляя красящим веществом.
Такая игра, которая носит название пейнтбол, моделирует не мир взрослых, от которого сами взрослые давно уже устали, а некие нереальные ситуации, в которых они не бывали, но по разным причинам быть желали бы. Во время игры участники стреляют по противнику из пневматических ружей шариками с безвредной краской. В искусственный бой играют молодые представители среднего яппи, вчерашние выпускники университетов, никогда не служившие в армии и не участвовавшие в войне. Сегодня они бан-
|
|
18 Тендрякова М. Указ. соч.
19 Там же.
20 Демиденко Ю. Игра // Коммерсантъ-Деньги, 2003, № 10.
Б7
киры и предприниматели. Позволяющие прикупить дорогостоящее вооружение и экипировку, моделирующую настоящее облачение солдата. Реализовать свои агрессивные инстинкты, в том числе инстинкт войны, заложенный в мужчине от природы, они стремятся в культурной и разрешенной законом форме. Пейнтбол поможет окунуться в атмосферу азарта и необыкновенных приключений. За рубежом проводятся общенациональные чемпионаты, созданы многочисленные клубы любителей игры, а сама игры из развлечения переведена в ранг еще одного вида спорта. Так детская «войнуш-ка» трансформировалась у взрослых в отрасль организованного досуга и бизнеса. Клубы с хорошо организованными игровыми полями и налаженной инфраструктурой существуют ныне и в России. Видимо, недоигравшие
в детстве мужчины пытаются хоть как-то продлить или вернуть свое детство. Сегодня в мире пейнтболом увлекается более 20 млн человек.
Другим пролонгированием детской игры служит новое движение — ролевое движение (РД), или сюжетно-ролевые игры. Сюжеты, лежащие в основе игр, разнообразны: можно сделать игру на основе литературного произведения в жанре фантастики или фэнтези, можно — на основе исторического события: одна из недавних игр, проходивших под Петербургом, изображала восстание Уота Тайлера. Игры моделируют реально-исторические сюжеты: Средневековье, XIX в., либо сюжеты в стиле «фэнтези». Главной задачей авторы считают необходимость перевести конфликт между добром и злом, существующий в мире, из области «войнушки» в область духовного противостояния. В некоторых играх есть четкая цель, элемент приключений, например «Остров сокровищ», «Спасение похищенной принцессы» или «Предотвращение прихода Гитлера к власти». Есть два основных вида ролевых игр — постановочный (театральный) и боевой.
|
|
На подобных играх отрабатывается командная сплоченность, способность к лидерству, ораторские навыки, физическая ловкость и выносливость. Участники ролевых игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам, на языке ролевиков — «отыгрывать» своих персонажей. Игра побуждает к максимальному напряжению, а следовательно, к развитию физического, психического и интеллектуального потенциала, самостоятельному поиску знаний, стимулирует активность и находчивость. При знакомстве с устройством команды не оставляет впечатление, что ты имеешь дело с неплохим военно-спортивным клубом, а сами игры порой до боли напоминают знакомую по старым временам игру «Зарница». Такова эволюция ролевых игр — от элитарного по своей природе увлечением фэнтези и попытке сконструировать в повседневной реальности подобие увлекательного толкиновского мира — к спортивным клубам, участники которых время от времени проверяют свои боевые навыки на турнирах.
Ролевики — это в основном молодые люди в возрасте от 10 до 25 лет. Мотивы участия самые разные: большинству нужна тусовка, где компании со-
бираются по интересам; другим интересно само фехтование, экстремизм, чувство опасности и напряжения, присущие игровому действию, престижность; многие реализуют в игре дремавший потенциал лидера, советника, преступника или рыцаря. Парни куют мечи и делают игровые доспехи, а девушки шьют и вышивают. Есть и категория ролевых бардов, исполняющих собственные песни-баллады. Ролевая игра создает живое пространство общения и позволяет найти новых друзей. Выделяют несколько типов ролевых игр. Дайджин — устная ролевая игра. Однодневка — игра на несколько часов. МИГ — малая игра. Игра максимально на двое суток и максимум 70—100 человек. Основное свойство — возможность построения мастерами полного «дерева» игры, т.е. всех возможных сюжетов развития. БРИГ — большая ролевая игра. Игра на несколько суток и большое (более 50) количество человек (чем меньше человек, тем сложнее и продолжительнее сюжет).
Сюжетно-ролевые игры взрослых — продолжение детской игры
В игрушки играют не только дети. Они есть и у студентов. В этом убедились З.Е. Дорофеева и Ю.В. Сазонова21, опросившие 60 студентов из разных вузов Москвы. Хотя большинство из них перестали играть в возрасте 10—13 лет (самое позднее — 14—15), игрушки молодежь продолжает дарить друг другу и не просто как знак внимания. Во-первых, немало студентов (до 25%) продолжают играть в игрушки. Во-вторых, благодаря подаренной игрушке они мысленно возвращаются в детство — самую счастливую пору своей жизни. Не случайно 14% опрошенных указали, что игрушки поднимают настроение, «их можно обнять и поплакать»; 12% — «они являются спосо-
21 Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента школьников // Социологические исследования. 2002. № 6.
бом разрядки». Около 10% респондентов признались, что до сих пор спят с игрушками, «они охраняют сны». Игрушки нужны, чтобы жить; они просто стоят, являются частью интерьера; их коллекционируют, дарят друзьям и родным, чтобы выразить свои чувства. Желание приобрести новую игрушку сохранилось у более 2/3 опрошенных девушек. Четверть респонденток ответили, что детские игрушки в их жизни остались, их ничем не заменишь, хотя функции игрушек, естественно, меняются, они превращаются в украшения. Некоторые девушки признавались, что «как к игрушкам» относятся к мужчинам. Причем, с одними они «играют, гуляют, они их веселят», с другими «обнимаются, плачут в их пиджаки». К числу «взрослых игрушек» у
|
|
студентов относятся азартные и компьютерные игры, в том числе сочинение музыки по специальным компьютерным программам. В том же ряду — сотовые телефоны, компьютер, телевизор, мотоцикл, профессиональные игрушки (инструменты). Девушки отмечали, что «взрослыми игрушками» для них теперь стали косметика, одежда, украшения.