В древности общественного призрения сирот как социального института не существовало. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких выращивали за счет государ-
15 Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.
ства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афиняне: законами Солона и Писистрата (VI в. до н.э.) предписывалось гражданам призрение сирот. Величайшие умы античности, в том числе Аристотель, не знали благотворительности в собственном смысле, а Сенека говорит только о благотворении достойным16.
Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием. Иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значить тоже служить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно ра зыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. У римлян, в V в., законом Двенадцати таблиц допущено было подкидывание детей на площади для принятия на воспитание желающими, и лишь с утверждением империи стала проявляться забота о детях. Император Август, царствовавший на рубеже христианской эры, учредил особый фонд для покупки на проценты с него сиротам одежды и продовольствия; на последнее отпускалась еще некоторая часть хлеба из общественных амбаров17.
|
|
Израильтяне, считая детей даром от Бога, одними из первых стали проявлять заботу о сиротах. По закону Моисея, евреи обязаны были делиться с детьми плодами, собранными народом; на содержание покинутых детей отчислялась определенная доля золота, хранившегося в храме для нищих. Возможно, поэтому в их среде и зародилось христианство.
Когда христианство начало проникать в Римскую империю, здесь появились разного рода богоугодные заведения, которых во времена язычества совсем не существовало. В языческую эпоху обычное право предоставляло воспитателю бездомного ребенка власть обратить его в своего раба. Императоры первых веков христианства, покровительствуя бездомным детям, принуждены были выбирать одно из двух: или ребенок погибнет без помощи, или же, оставшись живым, сделается рабом своего воспитателя, призревавшего ребенка зачастую ради утонченного разврата. В конце I в. выход нашел римский император Кокцей Маркус Нерва (96—98 н.э.), издавший закон о воспитании детей на общественный счет. Он открыл своим царствованием одну из самых блистательных эпох в истории римской империи. Но выше его оказался его преемник Траян (98—117 н.э.), прославившийся своими военными подвигами. Но еще больших успехов он добился на гражданском поприще: народ боготворили его еще при жизни. И не случайно. Император Траян первый стал учреждать особые дома для призрения покинутых детей {alimentatio) не только в Риме, где их воспитывалось более 5 тыс.,
|
|
16 Рошер В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности / Пер. К.А. Чемены. Черкас
сы, 1899. С. 69—70; Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи.
История их, устройство и жизнь. СПб., 1896.
17 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.
но и в других городах. До наших дней дошло изображение Траяна, на котором он представлен окруженным детьми, призреваемыми его alimentatio (рис. 32). Последующие императоры, в заботах о благосостоянии своих подданных, повсеместно учреждали воспитательные дома18.
Рис. 32. Император Трапн с воспитанниками
С распространением христианства в Европе в IV—VI вв. н.э., а затем утверждением его в качестве государственной религии ситуация начинает меняться. Христиане — и это проходит через всю раннехристианскую литературу — призывали к себе нищих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. всех отверженных по нормам общинной морали древних обществ. Идея христианского милосердия означала помощь всем страдающим, независимо от причин страдания; милосердие было направлено на отдельную личность, и в этом отношении христианская благотворительность отличалась от коллективных раздач и общественных пиршеств древнего мира. Милосердие — один из компонентов христианской нравственности. Согласно евангельской традиции, Иисус учил религии бескорыстия, самопожертвования, прощения. Первые христиане провозглашали нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние добром не только за добро, но и за зло. Согласно новому учению о любви к ближнему и «малым сим», призрение детей стало нравственным долгом каждого человека. Церковь считала все свое имущество достоянием бедных, хотя верующие приносили епископу также специальные пожертвования для целей благотворительности. Собранные таким путем деньги идут на пропитание и похороны неимущих, на поддержку убогих сирот, как мальчиков, так и девочек, а также беспомощных стариков, которые не в состоянии больше покидать свое жилище, на помощь потерпевшим кораблекрушение, присужденным к работам в рудниках. Апостол Иаков писал, что настоящая вера заключается в призрении сирот. По словами св. Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Климент Римский восхваляет гостеприимство и подчеркивает его в своем послании к христианам Коринфа, как их главное достоинство. Он сообщает, что мно-
18 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.
гие христиане добровольно шли в тюрьму, чтобы освободить других, и многие становились рабами, чтобы на уплаченные за них деньги выкупить других19.
В эпоху нашествия варваров и переселения народов делом призрения детей занялись монастыри. В XI—XII вв. в Западной Европе возникают странноприимные ордена, поставившие себе обязанностью собирать бродячих детей и воспитывать их. Весь груз заботы о сиротах на протяжении нескольких веков несла на себе Церковь, а в XIV—XVI вв. она подключила к социальной опеке местные общины и крестьянский мир. В них создавались особые дома для призрения бедных — детей и взрослых.