Занимаясь вопросами социализации и воспитания', Э. Дюркгейм (1858— 1917) обратил внимание, в том числе и на проблемы молодежи. По его мнению, воспитание обеспечивает сохранение и воспроизводство необходимого для общества культурного разнообразия: «при этом само оно дифференцируется и специализируется. Стало быть, в обоих своих аспектах оно состоит в целенаправленной социализации молодежи»2. Дюркгейм понимал социализацию как средство воспроизведения обществом условий своего существования, при этом связал ее с будущим этого общества — молодежью.
Видный идеолог анархизма М.А. Бакунин (1814—1876) отмечал склонность молодежи к разрушению общественных устоев, ею еще не освоенных. В.И. Ленин рассматривал место и роль молодежи в общественно-политичес-
Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой. Науч. ред. B.C. Собкин, В.Я. Нечаев. М., 1996. 2 Он же. Социология. М., 1995. С. 254.
кой жизни страны и указывал на возникновение в Европе первых социалистических союзов молодежи на рубеже XIX и XX в. С их появлением формируется молодежное движение как самостоятельная социальная сила.
|
|
В круг культурных героев и социальных типажей, которыми интересовались чикагские социологи 1920—30-х гг., входили не только польские эмигранты (У. Томас и Ф. Знанецкий), обитатели негритянских гетто (Ч. Джонсон) или бродяги — сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андерсен), но также молодежные группировки и банды (Ф. Трешер).
Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх.
Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. Ш. Эйзенштадт, автор знаменитой книги «От поколения к поколению», рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли.
Классическим образцом историко-культурного подхода считаются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм социального наследования. Смену поколений он рассматривал как универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого «а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса, и г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс»3.