Зарубежные исследования

Занимаясь вопросами социализации и воспитания', Э. Дюркгейм (1858— 1917) обратил внимание, в том числе и на проблемы молодежи. По его мне­нию, воспитание обеспечивает сохранение и воспроизводство необходимого для общества культурного разнообразия: «при этом само оно дифференци­руется и специализируется. Стало быть, в обоих своих аспектах оно состоит в целенаправленной социализации молодежи»2. Дюркгейм понимал социа­лизацию как средство воспроизведения обществом условий своего существо­вания, при этом связал ее с будущим этого общества — молодежью.

Видный идеолог анархизма М.А. Бакунин (1814—1876) отмечал склон­ность молодежи к разрушению общественных устоев, ею еще не освоенных. В.И. Ленин рассматривал место и роль молодежи в общественно-политичес-

Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой. Науч. ред. B.C. Собкин, В.Я. Не­чаев. М., 1996. 2 Он же. Социология. М., 1995. С. 254.

кой жизни страны и указывал на возникновение в Европе первых социали­стических союзов молодежи на рубеже XIX и XX в. С их появлением фор­мируется молодежное движение как самостоятельная социальная сила.

В круг культурных героев и социальных типажей, которыми интересова­лись чикагские социологи 1920—30-х гг., входили не только польские эмиг­ранты (У. Томас и Ф. Знанецкий), обитатели негритянских гетто (Ч. Джон­сон) или бродяги — сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андер­сен), но также молодежные группировки и банды (Ф. Трешер).

Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх.

Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. Ш. Эйзенштадт, автор знаменитой кни­ги «От поколения к поколению», рас­сматривает молодежную группу как си­стему структурных позиций, заполняе­мых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответ­ствующие социальные роли.

Классическим образцом историко-культурного подхода считаются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм соци­ального наследования. Смену поколе­ний он рассматривал как универсаль­ный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого «а) в культурном процессе появляются новые участни­ки, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологи­чески ограниченном отрезке исторического процесса, и г) необходимо по­этому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс»3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: