Субкультуры и контркультуры

Феномен молодежной субкультуры с социологической точки зрения уни­кален, и вот почему. Детская субкультура не противостоит взрослой куль­туре ни по своим ценностям, ни по своей форме. Она создается преимуще­ственно взрослыми, отражает их, взрослых, видение того, каким должен быть мир детства. В значительной части такая субкультура, выступая неким островком, носит поучительно-моралистический характер и служит воспи­тательным целям. Если дети и достраивают ее своими страшилками, анек­дотами или играми, то подобная самодеятельность выглядит скорее как подражание взрослому миру, попытка смоделировать его либо отразить в приподнято-романтических чертах.

Следующий возрастной тип субкультура — подростковая субкультура — пытается выполнить более широкий круг социальных задач. Она включает ценности и образ жизни, отличающиеся либо противоположные ценностям и образу жизни взрослых. Она стоит еще на перепутье между детской и мо­лодежной субкультурами, синтезируя в себе робость первой и протест вто­рой. Допустим, такие черты как подростковое хулиганство и вандализм не представляют самостоятельного культурного или социального явления. Они

возникли как слепое подражание криминальной субкультуре взрослых либо под прямым руководством ее представителей. Вместе с тем увлечение нар­котиками, которое появляется именно в подростковом возрасте, представ­ляет уже самобытное явление. В детском возрасте этого еще нет, а молодежь, точнее сказать, «взрослые молодые» (25—30 лет), как правило, уже не зара­жаются наркотическим зельем. Самый опасный период — старшие классы средней школы и первые курсы вуза. Собственного облика у подростковой субкультуры фактически не существует.

Подростки готовы не подчиняться старшим, для них запретный плод при­тягателен, но на открытый протест против общества взрослых они еще не

готовы. Они могут убежать из дома и это тоже форма неподчинения. А пото­му подростковую субкультуру можно квалифицировать — в определенной ее разновидности — как девиантную. Но убежать из общества они не могут. Мо­лодежь физически равноценна взрос­лым, а потому она не убегает от поли­ции, а сражается с ней. Ее не устраива­ет общество, а не просто взрослые, установившие над младшим поколением свой диктат.

Молодежная субкультура — совершенно иное дело. Именно в этот пери­од, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социаль­ной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равен­ство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет иде­алов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы перестроить общество взрослых на нравственных основаниях, но мощь общественных институтов, прежде всего полиции и армии, направ­лена на защиту статус-кво. Революционный накал молодежи выливается в практических действиях — мятеж, демонстрация, бунт — и теоретических — создание собственной музыки, поэзии, театра и т.д.

Именно молодежная субкультура — первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и свое­образие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои суб­культуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной суб­культурой. В своих экстремальных формах, когда культура перерастает в протест и тотальное отрицание существующего строя, субкультура превра­щается в контркультуру.

Контркультура — употребляемое в литературе собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молоде­жи («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.), сознательно противопо­ставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официаль­ной культуры. Молодежный протест принимает различные формы: от пас­сивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных цен­ностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой куль­туры. Отказаться от них может молодежь, но не подростки. Их музыкаль­ная культура — составная часть массовой культуры.

У субкультуры и контр культуры могут быть разными цели, задачи и функ­ции. Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от дру­гих, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атри­бутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, как мини­мум расчисть себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, как максимум — вообще свергнуть этот строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: