Социальная работа понимается в литературе как профессиональная деятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. По данным Министерства труда и социального развития, в 1998 г. разовыми услугами отделения срочного обслуживания пользовалось свыше 7 млн пожилыхлюдей и инвалидов, социально-медицинское обслуживание в специализированных отделениях получает около 60 тыс. человек.
Сегодня выделились три главных направления в деятельности органов социальной защиты, в том числе по обеспечению социальной защищенности пожилых и старых людей:
♦ социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преимуществ);
♦ социальное обслуживание;
♦ организация пенсионного обеспечения.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 г., затем был организован департамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.). В соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. создано Министерство здравоохранения и социального развития.
|
|
Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
24 Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых
граждан. М., 1996.
25 Ляшенко A.M. Организация и управление социальной работой в России. М., 1995.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
|
|
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.
Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.
Система социального обслуживания охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию
труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д. |
Социальное обслуживание — это социально-бытовая помощь и морально-психологическая поддержка
В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовали 959 стационарных учреждений для лиц старческого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9 тыс. отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи, в том числе психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.
В 1999 г. из 1680 работавших в стране центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 640 являлись комплексными: они оказывали социальную, психологическую, педагогическую помощь не только пенсионерам, но и детям, а также гражданам трудоспособного возраста. Самый распространенный вид поддержки престарелых и инвалидов — социальное обслуживание на дому. Из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием охвачено около 280 чел. Число отделений социального обслуживания на дому превышало 11,3 тыс. В 1999 г. они оказали услуги более 1 млн российских граждан. Около 50 тыс. тяжелобольных престарелых и инвалидов получили социально-медицинское услуги на дому через специализированные отделения, число которых составило в 1999 г. 850. В 1999 г. при центрах социального обслуживания функционировало 931 отделение дневного пребывания на 24,6 тыс. мест и 376 отделений временного пребывания, обслуживших более 40 тыс. престарелых граждан. Разовыми услугами отделений срочного социального обслуживания воспользовались 8 млн 370 тыс. человек. Произошло увеличение сети специальных домов для одиноких престарелых граждан и инвалидов, численность проживающих в них возросла на 2,7 тыс. и достигла 18,4 тыс. человек. Введено 50 специальных жилых домов26.
|
|
26 Материалы официального сервера Правительства Российской Федерации (www.govemment.ru).
Социальная помощь пожилым и старым людям — это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим пи танием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.
Важным объектом заботы социальных работников выступают так называемые группы риска. ВОЗ определяет группы высокого риска, как группы населения, имеющие высокий риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния. К этим группам отнесены следующие категории престарелых:
♦ очень старые люди, в 80, 90 лет и старше;
♦ престарелые, живущие одиноко (семья из одного человека);
♦ престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы;
♦ изолированно живущие престарелые (одинокие или престарелые пары);
♦ бездетные престарелые;
♦ престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками;
♦ престарелые пары, в которых один супруг тяжело болен или страдает физическим недостатком;
|
|
В древности и в средние века поиск социальной защиты традиционно осуществлялся в рамках семьи и различных гражданских и религиозных институтов, дополняемых по мере необходимости мерами социальной помощи, предпринимаемыми социальными лидерами, профессиональными объединениями или отдельными общественными группами. Прекрасным примером таких мероприятий могут служить учреждения «collegia» и «codilitia» в эпоху Римской империи, социальные меры, предпринимавшиеся императорами из династии Антониев и в средние века королями Франции (Людовик IX, Генрих IV) и государственными деятелями (Кольбер).
В том или ином виде социальное обеспечение и помощь населению существовали в России всегда. Однако в период экономической реформы социальные вопросы вышли на первое место. Резкое падение уровня жизни увеличило число людей, нуждающихся в социальной помощи государства. Понятия «социальная защита», «социально не защищенные слои населения», «адресная социальная защита» появились в конце 1980-х г. Они опи-
сывают новую реальность, с которой столкнулась современная Россия, вынужденная оказывать крупномасштабную помощь большинству населения страны (табл. 33). По мнению В. Д. Шапиро, социальная работа в широком смысле — это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам старых людей с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующих их физическому выживанию и в идеальном случае — сохранению их социальной активности.
Таблица 33 Сравнительная характеристика видов социальной помощи
Виды социальной помощи | В 1980-е гг. | В 1990-е гг. |
Дотации на детской питание | - | + |
Жилищное строительство | + | + |
Медицинское обслуживание | + | + |
Льготные отпуска | + | + |
Детские сады, ясли | + | + |
Обеспечение инвалидов | + | + |
Пособия на детей | + | + |
Пособия по безработице | + | + |
Помощь в организации досуга | + | + |
Социальные льготы | + | + |
Талоны на дефицитные товары | + | - |
Пенсионное обеспечение | + | + |
Бесплатное образование | + | + |
Выплаты по нетрудоспособности | + | + |
Помощь больным и престарелым | + | + |
Оплата больничных листов | + | + |
Льготы участникам Великой Отечественной войны | + | + |
Пособия кормящим матерям | - | + |
Пособия беременным | - | + |
Помощь детям сиротам | + | + |
Адресная социальная помощь | - | + |
Помощь детям из неполных семей | - | + |
В настоящее время в стране функционирует более 1,5 тыс. государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В современных условиях значительно расширилась сеть центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями, социальных приютов, кризисных центров для женщин, телефонов доверия. Их услугами пользуются более 2 млн клиентов. Таким образом, создается достаточно разветвленная база для профессиональной социальной работы. Системе социального обслуживания населения требуется более 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов.
Соцработники занимаются доставкой продуктов на дом, оказывают помощь в приобретении медикаментов и оплате коммунальных услуг одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающихся в надомном обслуживании. Для пожилых людей работают отделения дневного пребывания, где пенсионеры пользуются услугами психолога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре, физиотерапевта. В экстренных случаях Центры социального обслуживания оказывают разовые услуги гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке: организовывают горячее питание, выдают продуктовые наборы, обеспечивают одеждой. Все социальные услуги для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от величины прожиточного минимума и размера получаемой пенсии.
На Западе социальная работа определяется как «профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели».
Целью большинства схем социальной защиты является обеспечение доступа к здравоохранению и защита доходов. Однако сегодня свыше половины населения мира не защищено ни одним из видов социального обеспечения. В Африке к югу от Сахары и в Южной Азии предусмотренной законом социальной защитой обеспечены лишь 5—10% работающего населения, и в некоторых случаях эта группа сокращается. В Латинской Америке охват системы социального обеспечения колеблется в разных странах от 10 до 80%. В Юго-Восточной и Восточной Азии этот показатель варьируется от 10 до почти 100%. В большинстве развивающихся стран не более 20%, а иногда и 5% пожилых людей могут рассчитывать на получение пенсии или адекватное медицинское обслуживание27.
Пожилые люди — крупнейшая группа клиентов, с которой работает социальный работник. Деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Сущность социальной работы с людьми «третьего возраста» заключается в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей28.
Всемирная организация здравоохранения выделяет три типа медицинской помощи пожилым:
♦ первичная медико-санитарная помощь, включающая методы и приемы, доступные каждому человеку в отдельности и населению в целом, традиционное оказание помощи службами здравоохранения;
27 Достойные рабочие места: социальный охват и социальная защита (www.un.org).
28 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.
♦ первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей практики (не ограничивается только врачебной помощью);
♦ гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады29.
Здравоохранение для пожилых включает широкий круг услуг: острый и хронический уход, амбулаторную, кратковременную и долговременную помощь, социально ориентированную персональную помощь на дому или в общине. Развиваются также альтернативные виды помощи, такие как дневные медицинские и социальные центры. В Голландии 87,3% пожилых людей от 65 лет и старше осматриваются врачом общей практики
каждые 12 месяцев и имеют в среднем 6,7 врачебных контактов в год; в Великобритании 75% пожилых старше 65 лет осматриваются врачом общей практики один раз в год, осмотры пожилых составляют 27% врачебного времени30.
В мировой практике сложилась следующая иерархия видов помощи — в основании самопомощь, затем первич ная помощь, далее — вторичная и третичная. Самопомощь широко развита во всех странах мира и в большинстве из них выступает самой массовой и базовой формой деятельности пожилых людей, обеспечивающих друг другу помощь и уход.
Материалы социологических исследований, выполненных нами в Самарской области, показали, что пенсионеры сами оказывают помощь друг другу. Поданным опроса, выполненного в 1996 г., 12,3% респондентов сообщили, что они постоянно оказывают помощь таким же, как они, пожилым людям, которые испытывают затруднения в самообслуживании. От случая к случаю участвуют в такой форме помощи до 30% опрошенных31.
К социальной помощи пенсионерам часто подключаются трудовые коллективы. Опытные руководители производственных организаций не только находят и выделяют средства на цели социальной поддержки пожилых и решают организационные вопросы, связанные с этим. Они стараются сами участвовать во встречах с ветеранами, выделяют время на прием их по личным вопросам. Такое поведение связано не только с данью уважения к этим людям, но имеет под собой и весьма четкий управленческий расчет, который необходимо учитывать, анализируя эту форму социальной поддержки. Суть его в том, что отношение предприятия, акционерного общества, частной фирмы к своим ветеранам не остается незамеченным его работающим персоналом. Забота о пожилых становится немаловажным средством воздействия на морально-психологический климат на предприятии, а, следовательно, и на мотивацию труда. А это уже серьезный управ-
29 Здоровье пожилых: Доклад комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1992. С. 57.
30 Callahan D. et al. A World Growing Old. The Coming Health Care Challenges. Wash., DC, 1995. P. 3.
31 Тукумцев Б.Г. Развитие негосударственных форм поддержки пожилых граждан в современных
условиях (http://maul.samara.ru).
ленческий аргумент для обоснования социальной политики предприятия по отношению к пожилым32.
По месту жительства социальная помощь пожилым предоставляется центрами социального обслуживания. В России их около 1 тыс. Центры социального обслуживания — это медико-социальные учреждения, предназначенные для временного, дневного пребывания, а также обслуживания на дому одиноких престарелых граждан. Всего на учете в органах социальной защиты более 1 млн престарелых, нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Из них такую помощь получают 86% граждан33.
Во многих странах существенную роль в деле организации медицинской
и социальной помощи пожилым играют некоммерческие благотворительные организации. За рубежом и в нашей стране некоммерческий сектор обеспечивает более половины медицинских услуг на местном уровне. В США насчитывается 1,3 млн организаций некоммерческого благотворительного сектора, включая 350 тыс. церквей34. Ключевую роль в медицинской и социальной деятельности агентств помощи на дому для пожилых на местном уровне играют добровольцы35.
В нашей стране гериатрические службы возникли в 1950—60-е гг. Их деятельность направлена на поддержание функциональной и социальной независимости пожилых и старых людей с учетом того, что старые люди имеют право на обеспечение их потребностей в долговременном уходе и лечении как на дому, так и в стационаре, в такой же мере, как и в больничном лечении при острых заболеваниях36. В задачу лечебно-профилактической работы гериатрических кабинетов входила организация лечения и диспансеризация лиц с признаками преждевременного старения
Людям старшего поколения гарантируется возможность получения социальных услуг в объеме гарантированного государством перечня (постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам
32 Там же.
33 Кабалова Л.П. О практике предоставления социально-медицинских услуг на дому и в полустацио
нарных учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 110—111.
34 Estes C.L. et al. The Long Term Care Crisis. Elder Trapped in the No-Care Zone. Newbury Park, Ca.,
1993. P. 1, 84, 22, 28-29.
35 Davis С et al. Benefits to Volunteers in a Community-Based Health Promotion and Chronic illness. Self-
Menagement Program for the Elderly//Geront. Nursing. 1998. Vol.24. N10.
36 Условия жизни и пожилой человек. М., 1978. С. 263—264, 267—280.
государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»).
Ежегодно через центры социального обслуживания населения, где предлагается более 60 видов гарантированных и более 160 видов дополнительных услуг, проходит более половины пенсионеров страны. Самая значительная по объему предоставляемых услуг форма социального обслуживания пожилых людей и инвалидов — социальная помощь на дому.