Трасса тоннеля.
2.1. Продольный профиль и план тоннеля.
Применение тоннелей на высотных участках железнодорожных и автодорожных линий расширяет возможности их трассирования и улучшает условия эксплуатации. План и профиль пути в тоннеле проектируют по нормам, установленным для открытых участков трассы с учетом особенностей, связанных с расположением линий в подземной выработке.
Рекомендуется располагать тоннели на прямых участках пути, так как тоннели, расположенные на кривых, имеют существенные недостатки. К ним относятся: необходимость увеличения ширины проезжей части с устройством виражей для обеспечения безопасности движения; трудности подземной разбивки оси сооружения; ухудшения видимости, имеющей большое значение в тоннеле для безрельсового транспорта, особенно при встречных потоках автомобилей.
Для сокращения длины тоннеля, уклоны на подходах к нему принимаются максимально допустимые. Внутри горного массива не следует допускать уклоны более 40‰, так как при больших уклонах резко возрастает расход топлива и соответственно увеличивается объем воздуха, необходимого для вентиляции.. По условию отвода воды из тоннеля imin =4 ‰.
В нашем случае:
Уклон на подходах к тоннелю принимаем максимальным imax= ip = 30‰.
Уклоны в тоннеле принимаем из следующих соображений: в горных массивах, в большинстве случаев, крутизна склонов увеличивается с подъемом и в нижней части горного массива небольшое смещение тоннеля кверху вызывает значительное сокращение его длины; также известно, что двускатные тоннели более удобны в эксплуатации и не требуют искусственного водоотлива при проходке; таким образом, принимаем следующие уклоны внутри горного массива: 30‰, 10‰, 4‰, 15‰, 18‰, 30‰.
2.2.Определение длины тоннеля.
Окончательная длина тоннеля определяется из места нахождения порталов. Она определяется исходя из равенства стоимости 1п.м. выемки 1 п.м. тоннеля.
Опыт проектирования и эксплуатации тоннеля показывает, что максимальная глубина выемки, которая принимается в грунтах с коэффициентом крепости f = 0,5-3 составляет Hmax = 10-15 метров, а в грунтах с коэффициентом крепости f > 3 составляет Hma x = 15-25 метров. В нашем случае принимаем Hma x = 10м.
С учётом всех этих требований западный портал тоннеля устраиваем на пикете ПК16+290,00, а восточный портал – на пикете ПК17+460,00. Полная длина тоннеля составляет Lт =1170,00 метров.
Вентиляция тоннеля.
3.1. Определение объемов воздуха для проветривания.
При проектировании автодорожного тоннеля, вопрос о вентиляции решается до проектирования тоннельных конструкций, поскольку выбор системы вентиляции в тоннелях длиной более 300м в большинстве случаев определяет размеры их поперечного сечения.
Вентиляцию транспортных тоннелей следует предусматривать естественной или с механическим побуждением в зависимости от длины тоннеля и в соответствии с указаниям, приведенным в [1, с.52], [8, пункт 7.26-7.34].
Вентиляция должна обеспечивать эксплуатацию тоннеля в следующих режимах:
А – нормальный – осуществляется безостановочное движение транспорта с максимальной разрешенной скоростью при интенсивности, соответствующей часу «пик»;
Б – замедленный – осуществляется безостановочное движение транспорта со скоростью менее 20 км/час.;
В – транспортная пробка – имеет место остановка транспорта с работающими двигателями длительностью до 15 мин.
В курсовом проекте расчет вентиляции производится для нормального режима эксплуатации (режим А).
Целью проектирования вентиляции тоннелей является разработка мероприятий, обеспечивающих подачу в тоннель чистого воздуха в таком количестве, при котором вредные газовые примеси (интегральный показатель – окись углерода) разбавляются до безопасных предельно допустимых концентраций (ПДК).
Таблица 1.
ПДК окиси углерода в воздухе транспортной зоны тоннеля, мг/куб.м.:
Время нахождения транспортных средств в тоннеле t, мин | Т о н н е л ь | |
железнодорожный | автодорожный | |
При выборе схем и систем вентиляции следует иметь ввиду, что скорость воздуха в транспортной зоне тоннеля не должна превышать 6 м/с., а в вентиляционных выработках и каналах – 20 м/с.
В автодорожных тоннелях расход воздуха определяется по трем параметрам: из условий снижения до допустимой концентрации СО (Qсо), обеспечения необходимой видимости (Qв) и обеспечения нормального температурного режима в тоннеле (Qт). Из трех полученных расходов воздуха выбирается максимальный, который и принимается в качестве расчетного. В курсовом проекте расчет расхода воздуха выполняется из условий снижения до допустимой концентрации СО (Qсо).
Исходные данные: длина тоннеля Lт =1170,00 м, уклоны профиля:30 %o ,10 %o ,4 %o,
15 %o ,18 %o ,30 %o,плотность движения автомобилей на 1км тоннеля – N=120 авт/км, доля грузовых машин в общем потоке n = 0.8.
Скорость движения воздуха в транспортной зоне должна быть не выше 6 м/с., в вентиляционных каналах - 20 м/с.
Требуемый для проветривания 1 км тоннеля расход воздуха по СО (м3/с) можно определить по эмпирической зависимости:
,
где qсо – базовое значение эмиссии СО для одного автомобиля, м3/ч.,
N – плотность движения автомобилей, авт./км,
D со – ПДК СО в воздухе тоннеля, мг/м3
D1 со = 5-10 мг/ м3 – фоновая концентрация СО в приточном воздухе,
К1, К2, К3 – коэффициенты, учитывающие скорость движения автомобилей, уклон проезжей части тоннеля и высоту над уровнем моря.
Объем газовыделений двигателями автомобилей различных моделей при разных скоростях движения (базовое значение эмиссии СО) определяется по их топливным характеристикам с учетом процентного содержания СО в выхлопных газах при различных режимах движения. При скорости движения 60 км/ч. можно пользоваться данными, приведенными в таблице 2.
qсо=(0,034 0,2 + 0,068 0,8 ) = 0,0612
Таблица 2
Тип автомобиля | Базовые значения эмиссии СО по годам, м3 /ч | |
2010г. | 2015г. | |
Легковые с карбюраторным двигателем | 0,038 | 0,034 |
Легковые с дизельным двигателем | 0,010 | 0,010 |
Грузовые массой до 10т. | 0,071 | 0,068 |
Для определения значений коэффициента К1 можно воспользоваться графиком, приведенным на рис.1.
Рис.1. Значения коэффициента К1.
В нашем случае К1 = 0,83(3).
Коэффициент К2 = 1 - при движении на спуск, К2 = 1,3 - при движении на подъем с уклоном от 2%0 до 12%0. Значение коэффициента К3 меняется в пределах от 1 до 2 в зависимости от высоты расположения тоннеля над уровнем моря от 0 до 1000м. В нашем проекте Н=38м, интерполируя соответствующие значения, получаем К3=1,038.
=
Определяем площадь вентиляционного канала:
Определяем скорость воздуха в транспортной зоне тоннеля:
, где FT – площадь транспортной зоны.
3.2. Выбор системы вентиляции.
При выборе систем и схем вентиляции необходимо иметь в виду, что скорость движения воздуха по тоннелю не должна превышать 6 м/с, а по вентиляционным каналам – 20 м/с, оптимальная величина площади сечения приточного вентиляционного канала при полупоперечной вентиляции автодорожных тоннелей составляет 12 – 14 м2.
В нашем случае все вышеизложенные требования выполняются, таким образом, выбираем полупоперечную систему вентиляции, которую применяют при длине тоннеля свыше 700м и большой интенсивности движения транспорта. Для этого в подсводовой части располагают вентиляционный канал, требуемую площадь которого мы определили выше.
Рис.2. Схема полупоперечной вентиляции тоннеля.