Вход на вечерне

После того как канонарх возгласит: "И ныне", младшие диаконы открывают Царские врата. Служащий священник и протодиакон прикладываются к Престолу и идут к Горнему месту. Протодиакон на Горнем месте принимает у пономаря кадило. Здесь вместе с иподиаконами, идущими со свечами, крестятся на восток, поворачиваются и кланяются Архиерею. Протодиакон берет у Архиерея благословение на кадило. Все духовенство исходит на солею северными дверями. Протодиакон кадит местные иконы, входит в алтарь Царскими вратами, а священник отходит вправо к иконе Спасителя. Протодиакон идет вправо, кадит Архиерея трижды по трижды, идет вокруг Престола, через Горнее место, к Царским вратам и испрашивает у Архиерея благословение на вход. Архиерей, становясь в Царских вратах, лицом к народу, благословляет вход, протодиакон кадит Архиерея трижды со словами "Ис полла", и Архиерей отходит на своё место, справа от Престола. Священник снова становится по-центру. Протодиакон становится в Царских вратах и, покадив священника, возглашает: "Премудрость, прости". Далее протодиакон входит в алтарь, кадит Престол с четырех сторон. Священник прикладывается к иконе Спасителя на Царских вратах, но свещеносцев не благословляет рукой, а только кланяется[3], прикладывается к иконе Богородицы на Царских вратах и заходит в алтарь. Иерей прикладывается к Престолу вместе с протодиаконом, и они следуют на Горнее место, там, вместе с подошедшими иподиаконами, кланяются Горнему месту и Архиерею.

Далее прокимен (перед «Мир всем» священник и протодиакон кланяются Архиерею) и обычное следование всенощного бдения.

Если есть паремии, то два учинённых диакона, стоя у Престола, подают по очереди положенные на них возгласы. После последнего возгласа на последнюю паремию оба диакона крестятся, прикладываются к Престолу, отходят на Горнее место, кланяются на восток и Архиерею, получив благословение, выходят на солею для произнесения ектений.

Лития

Если предполагается лития, то на просительной ектеньи все сослужащие священники, облаченные в епитрахили, поручи и головные уборы, становятся в два ряда, по бокам от Престола. Священник, стоявший у Престола, также отлагает фелонь и становится на свое место в ряду священников. Два диакона, назначенные протодиаконом, принимают на Горнем месте у пономаря кадила. Архиерей, облачённый в малое облачение (епитрахиль, поручи, мантия, малый омофор, клобук), становится на предстоятельское место. Во время облачения Архиерея пономари должны приготовить литийный столик в центре храма (без литийного прибора). После возгласа "Буди держава..." диаконы открывают Царские врата и включается свет в храме. Архиерей и все духовенство два раза крестятся, прикладываются к Престолу, все еще один раз крестятся, и Архиерей благословляет общим осенением духовенство. В этот момент диаконы берут благословение на кадило. Архиерей исходит на литию Царскими вратами, все иереи и диаконы — боковыми дверями. После того как Архиерей вышел из алтаря, Царские врата сразу закрываются диаконами. Диаконы с кадилами совершают каждение по обычному чину.

Диаконы совершают каждение алтаря, иконостаса, праздничной иконы, следуют в притвор, там кадят Архиерея трижды по трижды и духовенство, затем возвращаются на амвон. С амвона кадят клиросы, народ, Царские врата, иконы Спасителя и Богоматери, снова следуют в притвор и кадят Архиерея трижды. Далее диаконы крестятся, кланяются Архиерею и отдают кадила пономарю, а сами становятся в ряд с прочими диаконами.

Духовенство, выйдя в притвор, крестится, кланяется на восток и Архиереюи стает лицом друг к другу. Литийный прибор выносится иподиаконом после первого диаконского прошения на литии. В конце возгласа «Услыши ны, Боже…» также совершается общий поклон.

Примечание: здесь действует правило: общий поклон Архиерею совершается всегда, когда после возгласа следует «Мир всем», который говорит Архиерей.

Во время чтения молитвы «Владыко Многомилостиве…» снимаются головные уборы. После молитвы священники одевают головные уборы, крестятся на восток, кланяются Архиерею и проходят к литийному столику, где снова крестятся на восток, кланяются Архиерею и стают лицом друг ко другу.

Далее лития идет обычным чином. На возгласе по "Отче наш" "Яко Твое есть Царство..." иподиаконы открывают Царские врата. На этом же возгласе протодиакон принимает у пономаря кадило и испрашивает благословение у Архиерея на каждение. Во время пения тропаря протодиакон кадит литийный прибор вокруг трижды, затем кадит икону праздника, литийный столик с передней стороны, Архиерея трижды по трижды, затем крестится, кланяется Архиерею и отдает кадило пономарю. Также по уставу положен трезвон во время пения тропаря. Когда Архиерей сходит с кафедры и подходит к литийному прибору, духовенство также передвигается ближе к амвону так, чтобы старшие священники поравнялись с Архиереем. На время чтения молитвы на освящение хлеба, пшеницы, вина и елея все священнослужители снимают головные уборы. После молитвы священники одевают головные уборы, крестятся, кланяются Архиерею, уходят в алтарь боковыми дверями (младшие идут впереди) и становятся на своих местах около Престола. Архиерей поднимается на амвон. На стихе «Бойтеся Господа вси святи Его…» духовенство крестится на Престол, поворачивается к Царским вратам, все кланяются в ответ на благословение Архиерея. Архиерей осеняет народ со словами "Благословение Господне..." и входит в алтарь. В конце пения малого славословия Архиерей и все духовенство крестятся, прикладываются к Престолу, и духовенство кланяется Архиерею в ответ на его благословение. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей отходит на свое место и разоблачается. Читается шестопсалмие. На предстоятельское место становится священник, начинавший службу, и этот же священник во время чтения второй части шестопсалмия, приложившись к Престолу и поклонившись Архиерею, выходит на солею, к Царским вратам, читать положенные тайные молитвы. После молитв священник с диаконом на амвоне крестятся, кланяются Царским вратам, друг другу, и священник заходит в алтарь, там прикладывается к Престолу и кланяется Архиерею. На мирной ектенье настоятель подносит Архиерею освященный хлеб и вино (готовят иподиаконы).

Если лития не предполагается, то всенощное бдение следует обычным чином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: