В соответствие со статьей 411 Таможенного кодекса таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.
Под взаимодействием таможенных органов имеется в виду их функциональное сотрудничество, совместная деятельность и (или) информационный обмен с другими государственными органами по различным направлениям таможенной деятельности в целях эффективного выполнения возложенных на них Таможенным кодексом РФ и иными актами таможенного законодательства задач и функций.
В результате взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и иными органами и организациями (местного самоуправления, международными организациями) возникает кооперирование. Полученная в результате кооперирования информация необходима для принятия решений при таможенном оформлении товаров.
Таможенные органы взаимодействуют, прежде всего, с правоохранительными органами: органами обеспечения безопасности, налоговой службой, прокуратурой, судами и др.
|
|
Таможенные органы тесно взаимодействуют с органами государственного контроля – ветеринарного, фитосанитарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и иными государственными органами.
Важным направлением взаимодействия таможенных органов является их сотрудничество с органами транспортной инспекции, органами пограничного контроля в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу РФ, со службой контроля за воздушной обстановкой и др.
В соответствии с главой 38 Таможенного кодекса таможенные органы обязаны обеспечивать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в вопросах контроля соблюдением мер нетарифного регулирования в сфере защиты интеллектуальной собственности[7].
Кооперирование в таможенном деле вытекает из непрерывности таможенного контроля оформления, когда этот процесс осуществляется разными таможенными органами.[8]
Основой процесса кооперирования и специализации в таможенном деле является экономическое районирование России. Таможенные органы осуществляют свою деятельность в трех направлениях:
- фискальном;
- превентивном;
- протекционистском.
Примером межотраслевого кооперирования является взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами (ФСБ, МВД, пограничной службой), со смежными организациями (Минтранс России и другими перевозчиками товаров, Госстандартом, службами ветеринарного и фитосанитарного контроля и др.).
Классификация кооперирования в таможенном деле представлена на рис. 4. Уровень кооперирования определяется следующими показателями:
|
|
а) удельным весом работ, услуг, документов, ресурсов, получаемых по кооперированию, в работах, услугах, документах, предоставляемых участниками ВЭД;
б) удельным весом работ, услуг, документов, ресурсов, предоставляемых другим таможенным органам;
в) количеством таможенных органов, кооперирующих к данному таможенному органу.
|
Рис. 4. Формы кооперирования.
Международное кооперирование. Таможенные администрации большинства государств мира наделены полномочиями оперативно- розыскной деятельности (ОРД). В их числе крупнейшие торговые партнеры России - Германия, Китай, США, Великобритания и другие. Как показывает анализ, лишение таможенных органов полномочий ОРД приводит к резкому, в 3 – 4 раза, снижению выявления преступлений и правонарушений в области таможенного дела и, как следствие, к сокращению поступлений в бюджет и ухудшению криминогенной ситуации.
Методы оперативно – розыскной деятельности являются главным средством выявления контрабанды. Или предметов, имеющих специальный порядок перемещения (наркотиков, оружия, культурных ценностей и др.). Иные методы играют вспомогательную роль.
Еще один аспект международного кооперирования состоит в том, что у таможенных администраций есть полномочия, которыми не обладают никакие другие государственные структуры. Речь идет о контроле за международными грузовыми потоками. Поэтому таможенным администрациям отводится ключевая роль в обеспечении безопасности мировой цепи поставок товаров.[9]
Целью международного кооперирования являются вопросы безопасности и облегчения мировой торговли, развитие потенциала национальных таможенных администраций, борьба с подделками и контрафактом.
Стоит напомнить, что в отличие от решений Всемирной торговой организации, которые обязательны для стран- членов, все конвенции, разработанные Всемирной таможенной организацией, носят рекомендательный характер.
Тот факт, что практически все члены WCO согласны с необходимостью координации и общих правил, еще не означает, что трактовка и применение этих правил везде и сразу будет одинаковой. Рамочные стандарты еще предстоит внедрить в реальную таможенную практику разных стран.
Стандарты, представляющие собой единый набор требований, в то же время построены достаточно гибко. Для этого необходимо дать национальным таможенным администрациям возможность двигаться с разной скоростью, учитывая разный уровень их развития и полномочий[10].
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли стоят на двух опорах. Первая - это система взаимодействия таможенных служб всех стран. Вторая – этот система партнерских отношений между таможней и предпринимательским обществом. Разработано 11 стандартов первой опоры и 6 стандартов - второй.
Преимущества рамочных правил очевидны как для государственных структур, которые представляет таможня, так и для частного сектора. Предсказуемость, единый подход к таможенным процедурам в пунктах экспорта и импорта создает благоприятный климат для торговли. Электронный обмен предварительной информацией о грузах позволяет таможне более эффективно управлять рисками, заранее выявлять опасные ситуации.
Более того, стандарты WCO предусматривают, что таможенная администрация страны - импортера может обратиться к своим коллегам из страны - экспортера с просьбой о досмотре грузов повышенного риска при отправке.
В соответствии с рамочными стандартами для добросовестных участников ВЭД, которые эффективно сотрудничают с таможней, вводится статус «уполномоченного экономического оператора». На получение этого статуса (и, соответственно, определенных льгот при таможенном оформлении) могут претендовать производители товаров, импортеры, экспортеры, перевозчики, экспедиторы, брокеры, операторы портов, аэропортов, терминалов, складов.
|
|
Еще один аспект освещения международного кооперирования отражается в том, что в Казахстане состоялась первая Международная выставка «Кеден – 2005». Ее главный раздел был посвящен вопросам совершенствования таможенного контроля. Участники форума и заинтересованные лица смогли более подробно и детально ознакомиться с техническими средствами контроля, наблюдать лично по «Информационному монитору» все этапы прохождения документов при таможенном оформлении.[11]
В рамках международного таможенного сотрудничества рассматривается экономический диалог России и Финляндии. Эти переговоры становятся все более содержательными. Власти и деловые круги наших стран совместно ищут ответы на многие сложные вопросы.
Отклики, поступившие от деловых кругов Финляндии, и опыт осуществления внешней торговли в условиях нового таможенного индекса схожи с тем, что мы наблюдаем среди российских участников ВЭД. Большинство руководителей предприятий считает, что работать с таможней стало легче и быстрее.[12]
Осуществляется сотрудничество таможенных органов в рамках Еврорегиона «Карелия».
Целью проекта является установление рабочих отношений с таможенными органами Восточного и Северного таможенных округов с последующим превращением их в постоянный обмен опытом работы в правоохранительном, оформительском, информационном и других направлениях таможенной службы. Задачами проекта являются:
· образовать рабочие группы по правоохранительной деятельности, гармонизации технологий, процедур таможенного оформления и таможенного контроля, радиационного контроля за перемещаемыми товарами и т.д.;
· проводить регулярные совместные рабочие встречи по согласованным направлениям;
· проводить совместные проверки оперативной информации о лицах, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;
|
|
· организовать обмен информацией об участниках внешнеэкономической деятельности с плохой таможенной историей;
· провести серию семинаров по изучению вопросов организации таможенного дела, системе таможенных органов, условиях прохождения службы, системе таможенного законодательства, формах и методах работы соответственно в Финляндии и России;
· изучать таможенную и околотаможенную инфраструктуру.
Реализация данного проекта позволит на первом этапе лучше понять организацию таможенного дела в обеих странах, формы и методы работы таможенных служб, на втором этапе - более предметно рассмотреть вопросы, которые могут привести к совершенствованию технологий таможенного оформления и таможенного контроля и их унификации, отработать технологии взаимодействия правоохранительных подразделений таможен в рамках Еврорегиона «Карелия».
Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами. Для выполнения своих функций таможенные органы вступают в тесные деловые связи с другими таможенными и правоохранительными органами, органами государственного и местного управления, международными организациями. В результате возникают внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование. Полученная в результате кооперирования информация необходима для принятия решений при таможенном оформлении товаров и может являться составной частью документов, выдаваемых участникам ВЭД. Уровень кооперирования определяется: удельным весом документов, ресурсов, получаемых по кооперированию, в общем объеме документов, услуг, количеством организаций, кооперирующихся с данными таможенными органами.
К оглавлению