Как следствие проработки природных законов

(НА ПРИМЕРЕ АЛЬТРУИЗМА)

Альтруизм, аристократизм и соцориентация - три уровня, степень заполнения которых характеризует реальные возможности человека в построении его отношений с другими людьми, то есть его умение жить на Земле. Наличие коммуникативных способностей создаёт возможность интеграции людей, без чего невозможна их разумная деятельность. Разумная деятельность по сути есть общая, или коллективная, деятельность. Она основана на совместном накоплении и использовании содержащегося в культуре, т.е. в коллективном, или общем, разуме, опыта. Человек, у которого ни один из этих уровней не заполнен, не умеет уживаться с людьми, беспомощен в практической жизни и конфликтен. Заполнение других уровней - интуиции, абстрактного мышления и артистизма - означает развитие познавательных способностей, которые создают лишь потенциальные возможности для осуществления человеком своей миссии. Их развитие является недостаточным условием для перехода от варны шудры к более высокой варне. Артист - шудра и абстрактник без коммуникативных способностей - мастер-шудра, «белый воротничок». Только заполнение интуиции создаёт предпосылки для перехода женщины от шудры к брахманке, интуитка - полу-шудрянка, полу-брахманка. Шудрянка, любящая брахмана, через него нарабатывает интуицию.

Развитие коммуникативных способностей является необходимым условием для смены варны на более высокую. Заполнение соцориентации позволяет шудре стать вайшью; заполнение аристократизма делает возможным переход к варне кшатрия; наработка альтруизма необходима, чтобы стать брахманом. В основе различия между варнами лежат различные формы этической регуляции поведения и, соответственно, различные формы интеграции людей. Законы, регулирующие общение и жизнь людей, на уровне различных варн понимаются по-разному.

Альтруизм есть наиболее высокий уровень отражения, уровень, на котором отражение внешнего мира может осуществляться без помощи умозаключения. Суть умозаключения - в подведении частного случая под общий закон. Формула альтруизма есть формула ясновидения. Она необъяснима логическим путём, поскольку логика основана на дихотомических делениях, противопоставлении искусственно выделенных противоположностей, а в основе познавательной деятельности альтруиста лежит представление о единстве мира. Разум ясновидящего альтруиста направлен на поиск общего в частном. Его понятийная сетка, основанная на триадах, является более подвижной и гибкой, чем понятийная сетка, основанная на дихотомиях; содержащиеся в ней разграничения являются менее жёсткими. (Третьим звеном в триаде является то, что связывает противоположности.) Альтруист может мыслить, используя внеязыковую информацию (панинформацию), т.е. работать на континуальных (нерасчленённых) потоках сознания. Поэтому альтруист на практике хитрее и ловчее неальтруиста, мыслящего в рамках стандартных представлений, основанных на дихотомиях. Альтруист может ввести в заблуждение самого большого хитреца-неальтруиста, что показал Дюма в созданном им портрете Генриха IV.

Столь высокие познавательные способности альтруиста основаны на развитии у него коммуникативных способностей.

Интеграция людей на этом уровне основана на бескорыстии (закон «Не западай»), которое вытекает из понимания разумного устройства мира, или, что идентично, из понимания единства мира, выраженного в законе «У природы нет плохой погоды». Это означает, что всё происходящее в мире совершается по единой программе (карме) и в соответствии с ней. Действие этой программы направлено на эволюцию, а действие эволюции - на гармонизацию женского и мужского начал, на которых основаны все существующие противоположности. Всё, что происходит, необходимо для эволюции, т.е. является необходимым для развития этапом гармонизации противоположностей: «Всё, что ни делается, является учёбой».

По закону «У природы нет плохой погоды» каждое существо должно занимать в мире место, предопределённое ему этой программой, и выполнять функции, предписанные нахождением на этом месте (его кармой), поскольку его индивидуальная программа является частью общей. Ограничивать себя в рамках действующих законов, т.е. в рамках, предписанных кармой, значит жить самому и давать жить другим в соответствии с местом, отведённым тебе в мире, не претендуя и не захватывая то, что полагается другим, т.е. не западать. На способности ограничивать себя в рамках действующих законов, т.е. на самоограничении и самоконтроле, основана совместная жизнь людей.

Все так называемые негативные аспекты действительности имеют относительный характер: то, что является негативным с узколичной точки зрения, позитивно в общем смысле, так как содействует эволюции. Эти негативные аспекты создаются вследствие отклонений от общей программы индивидами, чьи способности к самоограничению и интеграции недостаточно развиты. Нарушая существующий миропорядок, они причиняют страдания другим и с неизбежностью должны пострадать сами от этих же или аналогичных нарушений. По определению Гуру Ар Сантэма, «карма - это закон незыблемой справедливости, согласно которому одни и те же причины с неизбежностью порождают одни и те же следствия». Подобное порождает подобное: сколько горя и страданий ты причинил другим, столько же причинят тебе; сколько ты принёс окружающим блага и счастья, столько же будет отпущено тебе. Страдания тебе необходимы, чтобы ты научился не нарушать мировой порядок и не причинять страдания другим.

Чем более отягчена карма, тем более скрыто разумное устройство мира, действие кармы как закона незыблемой справедливости, что и вызывает нарушение законов.

На понимании разумного устройства мира основывается милосердие альтруиста, т.е. отказ от ненависти, умение прощать. Принимать людей такими, какие они есть, - значит видеть их истинное место в мире, отказавшись от узколичной точки зрения, от противопоставления противоположностей; это значит также видеть то, что связывает противоположности - действие мирового духа. Противоположности связаны как причина и следствие.

Ни одно существо в мире не заставляет страдать других в силу своей злонамеренной природы, а только вследствие отсутствия у него достаточного количества энергии, необходимой для своего существования и развития, т.е. для выполнения им своих функций на своём месте, а также вследствие своего невежества, проявляющегося, в частности, в извращённых наклонностях. В мире нет хороших и плохих людей, а есть люди, попавшие в благоприятные и неблагоприятные для своего развития условия. Заставляющий страдать других сам нуждается в милосердии. Альтруист снисходителен к недостаткам других, потому что он видит их истинную причину: невежество, созданное условиями воспитания, недостаточное развитие, отягчённая карма. Поэтому, как уже отмечалось в главе третьей, альтруист вступает в конфликты лишь в тех случаях, когда это диктуется серьезной необходимостью. Умение прощать позволяет альтруисту предотвращать враждебные действия, превращать своих потенциальных, а иногда и реальных, врагов в друзей, потому что люди рано или поздно устают от ненависти. В этом состоит один из главных источников силы альтруиста, что показал А.Дюма в созданном им портрете Генриха IV.

Понимание разумного устройства мира делает возможным отказ от всех западений - полное бескорыстие. Западение есть эмоциональная регуляция поведения, выражающаяся в излишнем стремлении к приятному (страсти, навязчивости) и излишнем стремлении избежать неприятного (ненависти, страхе и других эмоциях, основанных на ненависти). Ненависть, т.е. отсутствие милосердия, неумение прощать, есть гипертрофированное стремление к защите эго, стремление смести и уничтожить всё, что ущемляет индивидуальные интересы. Это стремление оправдывается приданием объектам ненависти характера отрицательной ценности и основано на пристрастном отношении к своему физическому и астральному телам. Отождествление неприятного и вредящего физическому телу с негативным и абсолютизация их негативного значения необходимы для придания этим факторам характера отрицательной ценности. Человек является тем телом, с которым он себя отождествляет. Отождествление себя с астральным телом приводит к эмоциональной регуляции поведения, если соответствующий этому телу уровень неправильно заполнен (заполнен мутантными программами).

Придание каким-либо факторам характера отрицательной ценности означает отрицание их права на существование вследствие абсолютизации их негативного значения. Следствием этого является излишняя концентрация на негативном, приводящая к переоценке ущерба, наносимого индивидуальным интересам, что и является причиной критики, мелочных придирок, затяжных конфликтов. Придание чему-либо характера отрицательной ценности есть следствие непонимания разумного устройства мира, согласно которому всё существующее происходит из единого источника, играет свою роль в процессе эволюции и имеет право на существование. Этот закон запрещает уничтожение чего-либо существующего и причинение вреда живому, если только это не делается в целях защиты и самозащиты.

Поэтому альтруист, чье мировоззрение основано на понимании разумного устройства мира, не испытывает враждебного отношения к своим противникам и недоброжелателям, хотя и вступает в борьбу с ними при необходимости. Проявлениями враждебного отношения является ненависть и гнев, которые не свойственны альтруисту.

Излишняя концентрация на негативном лежит в основе эмоциональной регуляции поведения, ненависть и гнев лежат в основе всех остальных эмоций. На ненависти, непонимании разумного устройства мира, придании негативным факторам характера отрицательной ценности основан страх. Страх есть проявление внутренней слепоты, закрытия третьего глаза, непонимания того, как работает карма. Ясновидящий альтруист не подвержен страху, поскольку из представления о разумном устройстве мира вытекает убеждённость, что мы не можем без вины потерять или лишиться того, что необходимо для нашего духовного развития, для выполнения наших жизненных функций. На страхе утраты основано чувство собственничества, лежащее в основе всех западений на позитивном - страсти, навязчивости. Культивация страстной любви в истории человечества основана на искусственно создаваемых запретах в проявлении чувств. Такая концентрация, гипертрофированное стремление избежать страданий, ненависть к неприятному и всем его источникам на практике не способствует эффективной защите, а порождает новые страдания. Отождествление себя с астральным телом делает человека неспособным даже незначительно поступиться своим удовольствием. Отождествление себя с физическим телом делает его неспособным пожертвовать материальной выгодой. Невозможность практического осуществления программ эмоционального реагирования, основанных на ненависти и страхе утраты, описанных в школе И.П.Павлова под названием доминанты, приводит к деструкции практической деятельности одновременно с возрастанием эмоциональной напряжённости, вызывающей дальнейшее усиление концентрации на объектах желаний и препятствиях к их удовлетворению. Ненависть, усиленная практической неспособностью осуществить свои желания и в то же время невозможностью от них отказаться, превращается вначале в раздражение, а затем, при полном блокировании программы на насильственное уничтожение препятствий и источников страдания, в злобу, направленную против всего мироздания. Доведение до полного логического завершения программ эмоционального реагирования, основанных на непонимании разумного устройства мира, ведёт к мятежу, направленному на подрыв всего мироздания.

Чтобы избежать тотальной деструкции, следует перейти от эмоциональной регуляции поведения, свойственной животному, к разумной, свойственной человеку, и нравственной, свойственной брахману-йогу. Нравственная регуляция поведения есть наиболее высокий тип регуляции поведения, основанный на бескорыстии, вытекающем из понимания человеком разумного устройства мира, т.е. осознания себя как части некоей общности. Поскольку мир един, никакая из его частей не имеет самостоятельного значения. Эмоциональная регуляция поведения основана на желании и направлена на обеспечение потребностей и интересов только самого индивида и его организма; разумная учитывает интересы и потребности той общности, к которой себя относит индивид; прагматическая, или рациональная, регуляция делает это только в интересах самого же индивида в целях его выгоды. Разумная и нравственная регуляция поведения основаны на представлении о разумном устройстве мира. Программы разумного и нравственного поведения основаны на гуне саттве; программы эмоциональной регуляции поведения основаны на гуне раджас; программы прагматической регуляции, направленной на сохранение индивида как физического организма, основаны на гуне тамас.

Проработка и понимание закона «У природы нет плохой погоды» приводит к формированию саттвической регуляции поведения на основе программ бескорыстной любви. Это наиболее высокий тип регуляции поведения, потому что он находится в согласии с основными принципами мироустройства и основан на понимании этих принципов. Мир устроен разумно, поскольку его существование основано на гуне саттве. Если бы он не был устроен разумно, он не мог бы существовать. Если бы мир был представлен только совокупностью индивидов, имеющих эгоистическую (раджастическую и тамасическую) направленность, они бы развалили его. Мир устроен разумно, поскольку он основан на гуне саттве, которая есть энергия мирового духа. В основе всякого существования находится связывающий всех индивидов воедино мировой дух, поэтому мир справедлив и разумен.

Саттва - энергия мирового духа - есть энергия соединения или принятия. Это - энергия притяжения, действующего в определённых границах, в которых соединяемые элементы не сливаются между собой. Саттва характеризуется своей способностью вступать в соединение с энергиями других видов, не влияя на их свойства и не изменяясь сама. Три гуны могут существовать только в таком единстве друг с другом, в котором они не утрачивают своих свойств, поэтому жизнь основана на гуне саттве.

Саттвическое поведение есть принятие окружающих такими, какие они есть, т.е. вступление с ними в контакт без попыток воздействия на них в целях их насильственного изменения, без попыток вмешательства в чужую карму. Такой контакт требует постоянного самоограничения, что характерно для подлинно бескорыстного поведения. Западение, пристрастное отношение есть вмешательство в чужую карму, преследующее корыстные цели - изменить окружающих в своих интересах. Бескорыстная любовь альтруиста постоянно ограничивает себя в своих проявлениях, чтобы не мешать существованию и развитию тех, на кого она направлена. Эта любовь основана на саттвической энергии притяжения, действующего в границах, препятствующих слиянию с другими и их видоизменению. Это - любовь к другим не ради себя, а ради тех, кого любишь. Любящий безгранично любит ради себя, а не ради других, его любовь корыстна. Альтруист, подобный Богу, любит людей такими, какие они есть. Любить кого-то за их достоинства значит стремиться усилить действие этих черт на себя. Бескорыстие есть первая основная черта альтруистической любви, самоограничение - вторая его основная черта.

Третьей чертой альтруистической любви является радость. Альтруист в своей любви достигает состояния бхоги (блаженства), потому что накопление большого количества энергии этого вида требует умения ограничивать себя. Самоограничение, приводящее к блаженству, начинается со страдания, поскольку оно требует преодоления вредной привычки к эмоциональной регуляции поведения, к привычке действовать по желанию. Эмоциональная регуляция поведения есть подстройка вибрации Буддхи к вибрациям астрального тела, к состоянию грубых (нижних) тел, в результате более тонкие саттвические энергии преобразуются в более грубые (раджастические и тамасические). Это неизбежно ведет к снижению познавательных способностей. Программы нравственной, саттвической, альтруистической регуляции поведения, ограничивающие индивида рамками действующих законов и основанные на понимании разумного устройства мира, настраивают состояние Буддхи на состояние тонких (надиндивидуальных) тел. Это способствует развитию познавательных способностей и ясновидения. Поэтому третьей характеристикой вселенской любви является радость, которая происходит от способности видеть вещи на их истинном месте в системе мироздания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: