Сегодня руководство Вооруженных Сил рассматривает воспитательную работу как одно из основных направлений идеологической работы. Это объективно, так как именно воспитание военнослужащих играет определяющую роль в обеспечении самоотверженного выполнения ими священного долга перед Отечеством.
Воспитательная работа в Вооруженных Силах – это система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях формирования идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.
Воспитательная работа проводится дифференцированно со всеми категориями военнослужащих (гражданского персонала) постоянно в ходе повседневной служебной (трудовой) деятельности и боевой учебы.
Основными закономерностями воспитательной работы являются:
соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, военной службы, идеалам духовно-нравственного человека;
соответствие воспитательных воздействий личному примеру командира;
соответствие методов, форм и средств воспитания его целям и задачам;
учет в процессе воспитания индивидуальных особенностей личности и влияния коллектива;
соответствие результатов воспитания поставленным целям и задачам.
Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь строится на следующих принципах:
конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность;
соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности;
единство обучения и воспитания военнослужащих;
воспитание в процессе обучения и повседневной жизни;
воспитание в коллективе и через коллектив;
субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений;
опора на положительное в личности и коллективе;
полнота охвата воспитанием;
активность, системность, конкретность, сочетание комплексного и индивидуального подходов;
единство, согласованность и преемственность;
оптимизация воспитательного процесса.
Командиры (начальники) несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы, на основе анализа ее состояния ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы, принимают меры по ее совершенствованию.
Штабы совместно с органами идеологической работы обеспечивают единство планирования и организации боевой подготовки, воспитательной работы, участие командиров и начальников родов войск и служб в воспитании подчиненных, на основе анализа МПС личного состава вносят предложения командирам (начальникам) по укреплению МПС, организуют воспитательные мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности военной службы, использованию в воспитательном процессе воинских ритуалов.
Органы идеологической работы осуществляют непосредственную организацию воспитательной работы.
Мероприятия воспитательной работы включаются в соответствующий раздел плана идеологической работы, разрабатываемого органами идеологической работы (в ротах (батареях) – в расписания занятий), а также в планы работы советов Офицерских собраний, женских советов, первичных организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи».
Мероприятия воспитательной работы в воинской части (подразделении) проводятся в рабочие дни (три раза в неделю) в вечернее время, предусмотренное распорядком дня, а также в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни.
Эффективность воспитательной работы, а также ее уровень влияния на морально-психологическое состояние личного состава оцениваетсяпри анализе эффективности идеологической работы.
Объектами воспитательной работыявляются:военнослужащие и гражданский персонал, члены их семей, воинские и трудовые коллективы, допризывная молодежь, население и общественность в регионе дислокации воинских формирований.
Субъектами воспитательной работывыступают: командиры и начальники всех степеней; штабы; органы идеологической работы в Вооруженных Силах; воинские и трудовые коллективы; семьи и близкие родственники военнослужащих и лиц гражданского персонала; средства массовой информации; общественные и религиозные объединения; общество и органы государственной власти.
Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели.
Основной целью воспитательной работы является формирование у военнослужащих качеств законопослушного гражданина и патриота, военного профессионала, защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.
Данная цель включает следующие основные элементы:
1. Определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Республики Беларусь (воспитание гражданина и патриота, военного профессионала, конкретного военного специалиста).
2. Постановка дифференцированных целей воспитания различных категорий.
3. Учет и корректировка личностных целей военнослужащих.
Основными задачами воспитательной работы являются:
формирование любви к Беларуси и веры в ее будущее, готовности защищать страну с оружием в руках;
воспитание способности ненавидеть врага, посягающего на свободу, независимость Отечества, уверенности в крахе его намерений и замыслов;
формирование и развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга и ответственности за его выполнение;
закрепление и развитие мотивов безусловного выполнения Конституции Республики Беларусь, законов и воинских уставов, дисциплинированного поведения, уважения к командирам, беспрекословного подчинения им;
развитие правового сознания и социально-правовой культуры военнослужащих, содействие поддержанию законности и правопорядка в воинских коллективах, а также в районах дислокации войск.
При проведении воспитательной работы с солдатами и сержантами целесообразно основное внимание уделять формированию:
у солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту:
личной ответственности за защиту Отечества;
гордости за службу в Вооруженных Силах, позитивной мотивации к военной службе, готовности выполнить приказ, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, за бережную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
у военнослужащих, проходящих срочную военную службу:
личной ответственности за защиту Отечества;
гордости и понимания необходимости службы в Вооруженных Силах, готовности к защите Республики Беларусь, верности Военной присяге;
стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности, готовности выполнить приказ;
дисциплинированности;
уважительного отношения к командирам (начальникам);
Воспитательная работа вВооруженных Силах Республики Беларусь проводится по следующим основным направлениям: гражданско-патриотическому; государственно-правовому; воинскому; духовно-нравственному; семейно-бытовому.
Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.
Важной составной частью системы воспитания являются разработка и внедрение методики воспитательной работы.
Под методикой воспитательной работы понимается комплекс закономерностей, принципов, методов, форм, приемов, средств воспитательных воздействий и взаимодействий.
К средствам воспитательной работы относятся: различные виды воинской деятельности, информационные средства, технические средства, учреждения культуры, средства визуальной информации и стенной печати, совокупность средств и приемов морального и материального стимулирования, педагогическая среда.
Непосредственно воспитательное воздействие осуществляется конкретными формами работы. Основными из них в воинской части, подразделении сегодня являются: лекции, индивидуальные и групповые беседы, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих и гражданского персонала, вечера вопросов и ответов, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, устные журналы, тематические вечера, утренники, диспуты, викторины, круглые столы, читательские конференции, концерты, встречи с интересными и заслуженными людьми, торжественные собрания, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней открытых дверей (призывника, и т. п.) с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах боевой славы воинских частей и соединений и др.