1 "Птичка".
Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движением кисти "вверх-вниз", "влево-вправо" отвечают на вопрос:
- Птичка хочет есть? (Да).
- Птичка хочет пить? (Да).
- Птичка хочет спать? (Нет).
- Птичка хочет играть? (Нет).
2. "Лесная история".
Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:
- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по парте, изображая зайчиков.)
- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)
- Лиса шла не только тихо, но еще и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону.)
- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)
3. "Ребро, ладонь, кулак".
Поочередно на стол кладется ребро ладони, открытая ладонь, пальцы, сжатые в кулак.
4. "Семья".
Пальцы обоих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Одновременно, начиная с мизинца дети раскрывают кулачок на обеих руках, поднимая по одному пальчику.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - мама.
Этот пальчик - пала.
Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья.
5. "Домик".
- Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
- Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
- В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)
6. "Замок'.
- На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
- Потянули.
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
- Покрутили.
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
- Постучали.
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друз о дружку.)
- И открыли! (Пальцы расцепились.)
7. "Засолка капусты".
- Мы капусту рубим.
(Ребром ладони дети показывают движение, как они рубят капусту.)
- Мы капусту трем.
(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)
- Мы капусту солим.
(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)
- Мы капусту жмем.
(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
8. "Мы шьем".
Нитку вдеть - для пальца Непосильный труд,
Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей
Пишут хоть куда. Десять поле пашут, Строят города.
9. "Сестрички". Две сестрички, две руки.
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.