Послесловие к истории человечества 9 страница

[426] Богословие исихазма, «умного делания», учения о сообщаемости нетварных божественных энергий на примере нетварного фаворского света (см. Преображение). Через «умное делание» (в нем участвуют душа и тело) человек может видеть Бога, воспринимать Его энергию (Божественный свет), т. е. стать обоженным по благодати. Залог молитвенного воссоединения с Богом – единство Божественной и человеческой природ в Христе: Бог непознаваем, но откровение Его в Христе – полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в крещении и в евхаристии.

[427] «Молитва есть Бог, действующий все во всех»«Кто не увидит воскресения души своей, тот не может узнать в точности, что такое умная душа».

[428] В 1347 г. в золотоордынских войсках Дженибека, осадивших генуэзскую крепость Кафа (современная Феодосия в Крыму), вспыхнула чума, уносившая жизнь десятков тысяч воинов. Не в силах овладеть крепостью, татары при помощи катапульт стали забрасывать трупы умерших через оборонительные стены в город. Болезнь ворвалась в Кафу. Генуэзцы покинули крепость, спасаясь на судах. Там, где они останавливались по пути в Геную, возникали очаги болезни. Чума унесла 75 млн. человеческих жизней — четвертую часть населения Европы. Об этой эпидемии упоминается в "Декамероне" Джованни Боккаччо.

[429] Изгнал чуму из Лемносской крепости и исцелил болевших.

[430] Преподобный спросил князя, все ли он сделал, чтобы избежать войны, предлагал ли сокровища. Узнав, что все мирные пути отвергнуты, преподал Божье благословение — защищать Отечество. «Иди на бежбожников смело, без колебаний, и победишь»

[431] Событие это — величайшей значимости! Русь освободилась от терзавшего ее многовекового татарского ига. Кто возглавил эту борьбу? Библия говорит: «каков делатель, таково и дело» (3 Езд. 9:17). Кто же был он, делатель, — великий князь московский и владимирский Дмитрий, названный Донским после победы на Куликовском поле, что в верховьях Дона? Почему имя его мы находим в святцах? Почему правильнее, достойнее именовать его так, как именует Церковь, — благоверным? Святость — синоним смирения. Святой никогда ничего не приписывает себе, не крадет Божью славу, — и потому все получает от Бога. Посмотрим, как вел он себя в великом походе.

Выступив с войском из Москвы, князь после дневного перехода остановился на отдых в местечке, которое теперь носит название: город Дзержинский. Что за город? Как, когда возник? Как назывался ранее? Не найдем мы этого в энциклопедиях. Дорогой юный друг! Заметь это: как же глубоко запрятали историческую правду люди, ненавидевшие Россию! Что делать нам? Последуем примеру всех великих историков мира, начиная от Диодора Сицилийского, которые всегда старались побывать в исторических местах, которые описывали. Вот и мы вслед за князем выйдем из врат белокаменного Кремля, который в 1367 году выстроил святой князь. Наш путь к г. Дзержинскому, названному в честь кровавого убийцы, человекомучителя, врага Святой Руси, пролегает через самый некрасивый и задымленный район современной Москвы, жилища в котором на рынках недвижимости оцениваются ниже всего, — район Капотни. Но вот перешли мы кольцевую дорогу, — и сразу же оказались в сказке. Где дым, где уродства? Неописуемая красота вокруг, чистота, множество церквей, уже оживших, а посреди города —собор, величием уступающий лишь храму Христа Спасителя в Москве. Откуда все это? Великую историческую святыню спрятали от тебя. И не ведаешь, что по современным понятиям она в двух шагах от тебя, как продолжение столицы.

Что же делает на месте отдыха благоверный князь? Святости не бывает вне молитвы! Опытом духовной жизни в молитве убеждается святой в своей немощи, видит истину: без благодати Божией он — ничто. А с благодатью получает все: живую осязательную достоверность веры, творящей чудеса, святое чувство близости Божией и всего ангельского духовного мира святости, Царствия Божия, и радостное желание служить Господу, отдаться любви Божией, принести себя ей в жертву, забыть самолюбивые и плотолюбивые желаньица, которые в величии благодати обнаруживают свою призрачность. Благодать приносит и великое мужество, которое святые отцы определяли как твердость стояния в истине. Потому-то истинно великие, великие своим смиренномудрием люди, к которым принадлежал и благоверный князь Димитрий, так ценили молитву, без которой ничего бесценного в жизни не стяжешь, — и старались в ней всегда пребывать.

Вот и сейчас, созерцая пред собой ответственность и трудность предстоящей битвы, князь отдает себя молитве. И какова она! Сколь усердна и плодоносна! Куликова победа зачинается сейчас. Решение о победе уже принято на небесах — ибо «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Молящемуся князю является святитель Николай Чудотворец, ободряя князя на предстоящий подвиг. Можно ли представить себе такую чистую молитву советского руководителя, к которому пришел бы гость из горнего мира? Например, молящегося богоненавистника и гонителя Церкви Хрущева? Или Горбачева, о котором блаж. Матрона (†1952) пророчествовала: если б знал он о последствиях перестройки, то никогда б ее не затеял (ныне инициатор перестройки, по пророчеству блаженной, действительно публично раскаялся в содеянном)? Нелепо такое и помыслить. Оттого-то их дела таили в себе будущий развал великой тысячелетней державы.

По слову князя Димитрия, видение святителя Николая «угреша» его сердце — согрело и утешило его. Мы в жизни часто бываем неблагодарны Богу за его милости, часто их даже и не замечаем. Не так поступает святой. После великой победы он воздаст должное место месту, где было ему видение. Здесь был основан Николо-Угрешский монастырь (теперь уже понятно это название, ныне действующий. И мы тоже можем помолиться в этом святом месте России. Не в Дзержинском, а в Угреж-граде и его сердцевине, монастыре. И призвать на помощь к своим школьным и семейным делам уже не одного святого, а сразу двух: святителя Николая и благоверного князя Димитрия.

Что же делает князь после отдыха в Угреше? Благочестивый мирянин никакого важнейшего дела не сделает самочинно, без благословения Церкви. Потому-то и направил свой путь князь не прямо к место сражения, а прежде к человеку великой святости, которой поражалась вся Византия и Константинополь, — к «игумену земли Русской» преп. Сергию Радонежскому. Великий молитвенник благословил князя на битву, предвещая победу.

Огромна сила старческого благословения! Решенного на небесах уже не оспорить земным обстоятельствам, ибо Бог есть Господь и обстоятельств. На Куликовом поле князу предстояло сразиться с объединенной мощью сразу двух грозных противников — Орды и Литвы. Но волей Божией литовское войско заблудилось и подошло к месту сражение, когда татары были наголову разгромлены и Мамай с остатками рати бежал. И не осталось ничего литовскому войску, как убраться восвояси.

Земное время мы должны всегда сверять с литургическим. День битвы пришелся на великий двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Начало спасения мира, Богородица спасла и святую Русь!

Но как протекало само сражение, освященное свыше? Русское войско билось храбро и молитвенно. Мечи сверкали, а взор сердец был вперен в Господа, в простертую к ратникам руку помощи. Соборная молитва шла и в обители преп. Сергия. Находять за сотни километров, святой служил молебен, духом зря отдаленное как близкое и поименно поминая всех падших на поле брани, отдавших жизнь за Святую Русь.

Не будем же и мы «Иванами, не помнящими родства». И восхвалим сердцем всех тех, кто принес себя в жертву за нас. Не для того, чтобы мы потягивали пивко и занимались непотребствами, прогневляя любящего нас Бога. Жизнь дается нам для освящения и подготовки к вечной жизни. «Будьте святы» — эта запоседь дается всем людям, следовательно, и нам. Павшие герои освятились, молитвенно отдав свою жизнь «за други своя». Восхвалим мы и святых руководителей святого народа Руси — преподобного Сергия и благоверного князя Димитрия. И да будут они и нашими небесными покровителями. В духовном мире нет расстояний и дистанции во времени. Святитель Николай, боровшийся за чистоту Православия за тысячу лет до князя Димитрия, явился к нему. У Бога все живы. Церковь, семья друзей Божиих, едина и неделима, смерть не может разделить ее. Исторической дистанции нет там, где есть вера. Святитель Николай и благоверный князь Димитрий хотят и к тебе прийти на помощь во всех твоих затруднениях.

«Святые Божии близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья, в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью…вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную. То что говорю, говорю с опыта» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Какой же великий теоретический вывод сделаем из сего малого урока истории? Все светлые победы доставлялись России тогда, когда внешняя жизнь освящалась внутренне, молитвенно, когда светская власть была святой и приникала за благословением к Святой Церкви. Если народ с Богом, то и Бог, Богородица и все святые — с ним.

[432] Прп. Сергий сказал преп. Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!» Старец устремился в сени: здесь осиял его свет паче солнечного и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую ап. Петром Первоверховным и Иоанном Богословом. «Не бойся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя: услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я Сама неотступна буду от места сего и всегдя буду покрывать его».

[433] Перед боем Тамерлан спал в шатре. И во сне видит высокую гору, с которой спускаются святители с золотыми жезлами и грозят ему. Над ними в лучезарном сиянии — величавая Жена. Она повелевает ему оставить пределы России. По пробуждении Тамерлан спрашивает старцев. Они сказали, что величавая Жена — это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Тамерлан без промедления дает войскам приказ повернуть назад.

[434] Ректор Пражского ун-та. Вдохновитель движения против католической церкви, за возврат к идеалам раннего христианства. Написал большой трактат в защиту иконопочитании. Его сподвижник Иероним Пражский сожжен по подозрению в связях с Православием. Сожжен позже и Ян Гус.

[435] «Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою»

[436] Охранял Фессалоники от турок (город пал после его смерти). «Диалоги о вере, священнодействиях и таинствах церковных» – истолкование богосл. и церк. жизни.

[437] «Готизм, тесно связанный с католицизмом средних веков, с католицизмом Григория VII, рыцарства и феодальных учреждений, не мог удовлетворить вновь развившимся потребностям жизни. Новый мир требовал иной плоти; ему нужна была форма более светлая, не только стремящаяся, но и наслаждающаяся, не только подавляющая величием, но и успокаивающая гармонией» – А.И.Герцен. Дилетантизм в науке, Статья вторая.

[438] «Размышление смиренного сердца». Перевод Амвросия Погодина.

Среди византийских рукописей Ватиканской Библиотеки имеется рукопись, отрывок записей монаха Василия о его беседах со Старцем, имя которого до нас не дошло; либо монах Василий, записавший слова Старца, полагал, что всем известно, о ком он говорит; либо имя Старца упомянуто в предыдущих записях этого инока, которые утеряны. Предполагается, что Старец был известным подвижником одного из монастырей близ Константинополя и жил в начале XV века. Инок Василий пишет следующее.

«Говорил блаженный Старец и о том, что приближается страшное время. Враги Господа нашего Иисуса Христа пленят нашу землю и Великая Церковь уже перестанет быть храмом Божиим. Великие бедствия постигнут землю ромеев (греков) и она перестанет существовать по великим судьбам Божиим. Умирают отдельные люди, умирают горо­да, умирают и целые народы: потому что нет ничего веч­ного под солнцем, кроме вечной души человеческой, со­зданной по образу и подобию вечного Бога. Не ждите по­мощи от западных христиан, ожидая, что они возьмут ору­жие и поднимутся на защиту общего христианского наследия. Не ждите. Потому что западные христиане — не христиане. Они — язычники. У нас, православных, также много язы­ческого. Брат, не огорчайся этими моими словами, а исследуй свою душу: посмотри, сколько в ней кумиров: Мерку­рий — бог алчности, Афродита — богиня плотского вож­деления, Арей — бог гнева и т. д. — а в середине их некий Зевс — сам ты в своем самолюбии и самоугождении; да, брат, у нас много языческого, поэтому мы, православные, и грешны и как отдельные личности, и как народ. Но все же мы язычники на поверхности, а в глубине души мы — христиане; потому что в смирении нашем мы имеем в серд­це Христа. И поэтому, несмотря на паши грехи, «во сми­рении нашем помянул нас Господь». А западные народы — на поверхности христиане; а в сердце, в душе —язычники. Мы, православные, скорбим, что у нас в душе живут идо­лы, и в смирении падаем ниц перед Христом и всем серд­цем хотим быть Его. А у западных, как некая легкая позолота на меди, существует христианство, а дальше — пол­ное язычество, потому что они поклоняются своим кумирам в душе н те владеют ими, и поскольку они горды — у них в сердце нет Христа. Поэтому мы, православные, действи­тельно, язычники — на поверхности, а христиане — в глу­бине; а западные, латиняне, христиане на поверхности, а язычники — в глубине. Поэтому нс жди от них помощи для нас. Мы, православные, для них — чужие.

Но это еще не будет концом мира. Конец мира наступит позднее…»

[439] Конец мира наступит позднее, и время пришествия конца мира находится в ру­ках Божиих, а вместе с этим — и человеческих. Бог пошлет Свой серп всемирной жатвы тогда, когда человеческое зло созреет до пределов; пока же на земле живут вместе со злыми и праведные, и пока стоит Церковь Христова, «нс осквернив свои одежды» (Откр. 3, 4), до тех пор зло в миро не в силах еще созреть: когда же праведников уже не бу­дет и когда океан зла затопит всю вселенную, тогда придет конец мира и он будет сожжен и исчезнет в небытие для перерождения в новый и совершенный мир, в котором прав­да живет (2 Петр. 3, 9—12). При наступлении конца мира все бедствия, которые земля н люди испытали до сих пор, не могут идти в сравнение с оными, грядущими бедствия­ми. Тогда придет время скорби на всю вселенную—и чело­век возненавидит человека, и человек убоится человека, и человек не будет верить человеку: и бедствия будут сме­няться еще более страшными бедствиями, и страх — стра­хом, и опасность—опасностью, и боль—болью, и скорбь — скорбью. Но люди не вразумятся и не прибегнут к Богу, могущему их спасти, а, наоборот, эти скорби приведут к тому, что всякая духовная жизнь иссякнет: человек будет настолько озлоблен, настолько окаменен, омрачен и погло­щен единой заботой, как бы просуществовать, что для духовной жизни уже не будет у него ни воли, ни места в сердце, да и наставников духовной жизни уже не будет, потому что и они пойдут за веком сим, и Божии церкви либо опустеют, либо будут разрушены, либо духовно осквернены недостойными архипастырями и пастырями.

[440] И в са­мый разгар бедствий и хаоса в мире явится антихрист; он придет как бы умиротворитель и успокоитель и добрый хо­зяин, могущий привести мир в порядок, а на самом-то деле он будет враг всему и ненавистник всякого блага, и тиран и злодей, какого еще не бывало в мире, никогда и не будет. Каждый человек будет под учетом: каждое не только дело и жизнь, но и слово и даже душевное движение его будет под непрестанным надзором и наказанием, так что человек отучится и думать из боязни, чтобы на лице его невольно не отразилось нечто, не созвучное власти всемирного правителя. Только приявшему на себя знамение зверя, то есть сатаны, будет позволено до времени существовать, хотя и в самых рабских и низких условиях крайней нищеты и попрания человеческого достоинства, принятого человеком от его Творца. Все будет сделано с той целою, чтобы имя Христово совершенно было похищено из сердца человека… Всякий труд и каждая пядь земли и горсточка зерна будут во власти антихриста».

[441] Название города, по одной из версий, — от арамейского демшак — кровь брата. По местному преданию здесь было совершено первое убийство на земле: Каин убил Авеля (Каин был убит потомком Адама в 8 поколении Ламехом). Поле названо Дамасковым (по евр. кровавым). Потомственный смотритель пещеры, где был убит праведный Авель, говорит, что, по преданию, пещеру посещали для молитвы в ней пророки Авраам, Моисей, Иов, Иаков, Илия и Сам Господь Иисус Христос.

[442] Причиной разрушения было процветавшее в городах мужеложство. Когда воеводы, проверив, потвердили сведения, Тамерлан дал приказ по Багдаду и Дамаску 700000 воинам обезглавить мужеложников. Из их голов было построено 7 пирамид. В Дамаске один из районов до сих пор носит название «башня из мужских голов»

[443] Ныне у села Годеново Яросл. области, скит Свято-Никольского Переславского монастыря. Никому не удавалось увезти крест, словно наливавшийся свинцом, хотя 2 монахини передвигают его с места на место при уборке внутри храма. Его не смогли уничтожить большевики. Один из них, сильно ударив топором, отщепил маленький кусочек мизинца, но вскоре умер от гангрены на мизинце своей ноги. От креста идут исцеления. Гостем обители был президент Путин.

[444] В видении предстала ему большая церковь на острове. Прибыв на остров с иноком Германом, он остался на острове, а Герман отправился на побережье за хлебом, обещав вскоре вернуться. Но по погодным условиям вернулся только более, чем через полгода. Зосиме же пришлось бороться не только с голодом, но и с бесами, стремившимися выжить его с острова. Ангелы принесли ему пищу и укрепили в подвиге. Потом на острове появились обитель и церковь. Скончался преподобный в 1478 году.

[445] Римский папа, не видя подписи святителя Марка под "Актом соединения", сказал: "Мы ничего не сделали". В результате была сорвана попытка подчинения Православия римо-католицизму.

[446] Обладал даром исцелений. Однажды, придя в Москву, исцелил бывшую при смерти во время тяжелых родов супругу великого князя Василия Дмитриевича.

[447] Основатель обители, преп. Ефросин (в схиме Елиазар), принес из Византии благословение Константинопольского Патриарха Геннадия II — Цареградскую икону Божией Матери, хранительницу Второго Рима (Константинополя). Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. Эта сделка с католичеством явилась духовной причиной падения Константинополя под ударами турок. В самом Константинополе икона чудесным образом обрелась в 1051 году, за три года до духовного падения Первого Рима (1054 — отпадение католичества от Вселенской Православной Церкви). В Спасо-Елиазаровском монастыре старцем Филофеем сформулирована эсхатологическая концепция («Два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быти»).

[448] «520 Варварский, чуждый народ появится в Эллинском крае –

521 Многим голов не сносить в то время мужам знаменитым,

522 Много жирных овец у смертных угнано будет,

523 Зычно ревущих быков, коней и мулов без счета.

524 Крепкой постройки дома предав огню беззаконно,

525 Жителей в рабство насильно угонят враги на чужбину.

526 Эллин, увидишь картины ужасные: жен беззащитных

527 Вместе с детьми из покоев выбрасывать станут на землю

528 Нежным коленом, и жены в оковах вражьих претерпят

529 Весь позор униженья у варваров. Нет им защиты

530 Здесь от расправы, никто им в страшной беде не поможет!

531 Враг все богатство твое и все достоянье присвоит,

532 И затрясутся колени твои, если это увидишь.

533 Сто человек побегут, чтоб спастись, но один всех погубит.

534 Пятеро гневом ужасным тогда вскипят, но позорно

535 Между собой препираться начнут и оружье подымут

536 Друг против друга на радость врагам, а Элладе – на горе.

537 В рабстве придется Элладе сносить тяжелое иго;

[449] «Церковь древнего Рима пала вследствие принятия аполлинариевой ереси. Двери Церкви Второго Рима - Константинополя рассекли агаряне. Сия же Соборная и Апостольская Церковь Нового Рима - державного твоего Царства, своею христианскою верою, во всех концах вселенной, во всей поднебесной, паче солнца светится». Главная мысль концепции («четвертому Риму не быти») — об ответственности России за судьбы православия, мира и человечества. Если Россия утратит истину Православия, то человеческая история придет к своему концу, ибо «четвертому не бытии»). Именно на эту тему в Свято-Елеазаровском монастыре, где впервые прозвучали эти мысли, в 2003 году была проведена конференция богословов, ученых разных специальностей и управленцев. Современная история подтверждает правильность прогноза: Россия перестала быть могучим противовесом еретичествующей Америке, а нового, четвертого Рима, государственно удерживающего автономность Православного мира на земле, не предвидится. Пророчества святых говорят, все же, о том, что перед самым приходом антихриста Русь снова будет православной и будет дарован ей Православный Царь, и изойдет из Святой Руси проповедь всемирного покаяния.

[450] Топонимика и архитектура Киева наследует черты Константинополя (храм Святой Софии, Золотые ворота, расположение на 7 холмах, деление на 9, позднее на 25 районов; мозаичное изображение над южными вратами храма Святой Софии в Константинополе императоров Константина и Юстиниана, преподносящих Богородице Константинополь и храм Святой Софии, перекликается с изображением на южном портале киевскойц Софии князей Владимира и Ярослава, молящих Богоматерь войти в Ее «новый дом» — Киев).

И Москва будет символизировать Иерусалим и Константинополь, город-храм. На башни Московского кремля перелетят византийские двуглавые орлы, ставшие Российским гербом с торжествующим святым Георгием в центре. Москва удостоится патриаршей кафедры

[451] Перкамота Георг, грек, находившийся на службе у великого князя Ивана III, посол от Московского князя к герцогу Миланскому Д.Галеацо, дает описания России, ее богатств. Среди больших городов Володимир (60 тысяч очагов), Посковия (30 тысяч), Моска (30), более 60 городов (от 4 до 10 тысяч очагов каждый) и бесконечное число деревень и сел. Согласно его сообщению, сыновья дворян освоили самострелы, арбалеты, мушкеты. Государь любим и почитаем придворными, он обращается с ними с большой простотой и щедростью.

[452]"Никто не должен восхищаться ничем и никем, как только Одним Христом!" перед смертью великий Леонардо вскричал: "Я оскорбил Бога и людей! Мои про­изведения не достигли той высоты, к которой я стремился!" Биограф художника рассказы­вает, что, когда художник трудился над картиной «Тайная вечеря», он имел ссору с одним человеком и поклялся ему отомстить. В этом настроении он написал лицо Иуды, но когда стал писать Господа, увидел, что не может дать лицу Спасителя нужное выраже­ние. У великого художника ничего не получалось до тех пор, пока он не пошел к тому человеку и не примирился с ним.

[453] «Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель».

[454] Свидетельство мудрости Божией в мироздании: "Кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?" Великого астронома и смиренного раба Божия спросил однажды какой-то влиятельный князь: "Скажи мне, вели­кий доктор, была ли в борениях за правду счастливой твоя жизнь?" "Могу вас уверить, князь, — ответил Коперник,— переплетенная терпением, моя жизнь была одной радостью и экстазом. Хотя перед величием Божиим и я должен со­знаться: "Вседержатель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия" (Книга Иова), но мне казалось, что я иду по следам Бога. Чувствую, недалеко и моя смерть, но это меня не пугает. Всемогущий Бог найдет для моего духа иную форму бытия, поведет меня дорогой вечности, как ведет блуждающую звезду через мрак бесконечности. Я спорил с людьми за правду, но с Богом — никогда, спокойно ожидая отмерен­ного мне времени". На могильном камне этою смиренного раба Божия и знаменитого ученого начертано: "Не благодать, которую принял Павел, не милость, которой Ты простил Петра, но ту благодать и милость, которую Ты оказал разбойнику на кресте, только ее даруй Ты мне".

[455] Микеланджело утверждал, что Иисус Христос — его Господь и Спаситель, и что он верит, что кровь Его омывает всякий грех

[456] «В разговорах не будь… своенравен: если слышишь правду, то замолкни, и дай ей место, как некоей божественной вещи» Людовик Вивес. Путеводитель к премудрости. СПб, 1768, с. 123

[457] «Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше». «Аппетит приходит во время еды».

[458] «После тридцати, тем паче сорока лет всякий имеет такую наружность, какую заслуживает».

[459] Сын благочестивого боярина. В Соловецком монастыре пострижен в монашество, затем избран игуменом. Слава о его мудрости и добродетелях дошла до Москвы. В 1565 г. царь Иоанн Вас. Грозный вызвал 60-летнего старца в Москву, и тот был посвящен в сан Митрополита Московского и всея Руси. Перехваченные в 1567 г. письма польского короля Сигизмунда к боярам дали начало казням. Гибли не только изменники. Опричники убивали своих богатых противников, присваивая их имущество. Святитель Филипп был единственным обличителем беззаконий. Вначале уединенно, а потом и открыто обличал царя, принародно отказал в благословении. Заточенный в Тверской монастырь, святитель после года пребывания в нем сказал: «Вот приблизился конец моего подвига, отшествие мое близко». Через три дня был задушен опричником Малютой Скуратовым. Через 20 лет соловецкие иноки ходатайствовали пред царем Феодором Иоанновичем о погребении в своей обители бывшего их игумена. Когда вскрыли гроб, воздух наполнился благоуханием; тело святителя было совершенно нетленным, даже ризы его сохранились в целости. В 1648 году он причислен к лику святых. В 1652 г. патриарх Никон перенес его мощи в Московский Успенский собор.

[460] Имел от Господа дары исцелений, чудотворений, прозорливости. Посетив дом боярина Романа Юрьевича, сказал его дочери Анастасии: «Ты ветвь прекрасная, плодовитая; ты будешь нам царицей». И действительно, первый русский царь Иоанн Грозный, вступив на престол, женился на Анастасии Романовой, и время ее царствования было мирным и благоденственным для русской земли. Особенно святой прославился тем, что по его молитвам женщины разрешались от бесплодия.

[461] «Нет христианского Государя, коророго бы больше боялись и больше любили, чем этого». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.295

[462] Святой блаженный Московский чудотворец царь Феодор Иоаннович, которого Запад считал слабоумным, только молился, — но не было более благоуспешного периода в русской истории: Россия вела победоносные войны со Швецией, было заложено 200 крупнейших ныне городов (Саратов, Царицын, Тюмень, Тобольск, Сургут и др) по всей территории страны, исполнилась мечта русских о собственном Патриархе.

[463] «Русский переносит холод выше всякого вероятия и довольствуется самым малым количеством пищи». «Мерзлая земля служит ему (русскому воину) пуховиком, а пень или камень — подушкой».«У русских нет величайшего из республиканских зол — законников, а каждый сам за себя адвокат, и жалоба обвинителя, равно как и опровержение противника, в форме прошений представлются Князю для разрешения» (поскольку же над князем Бог, то и суд беспристрастен). «Если кого поймают в воровстве, то заключают в тюрьму и секут розгами. За первую вину не вешают, как у нас, и это называют законом милосердия» Россия — это сама жизнь». О том же Р.Ченслер (†1556): «Русские законы о преступниках и ворах не согласны с английскими. По иъх законам никто не может быть повешен за свой первый поступок, но виновного долго денржат в тюрьме и часто бьют плетьми, пока друзья не поручатся за него. Если же вор и мошенник попадается вторично, ему выжигают клеймо на лбу. Нсли же попадется в третий раз, его вешают». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 358,356, 381,384.

[464] «Ради своего Царя они не отказываются ни от какой опасности и по его приказу быстро отправляются туда, откуда, они знают, никогда уже не вернуться более». «Они, кажется, лучше нас следуют учению евангельскому. Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением; прелюбодеяние, насилие и публичное распутство весьма редки, противуестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 292, 341.

[465] «Трижды в год Цари из милосердия некоторых осужденных выпускают из тюрьмы на свободу… Те перед освобождением клянутся на кресте, что больше не будут совершать преступлений. В ночь перед Пасхой Великий Князь обходит тюрьмы и целует сидящих там обвиняемых. Это же делают царские принцессы со всем двором, и тоже ночью». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 331.

[466] «Чем чаще кто посылается на войны, тем в большей милости у Князя он себя считает». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.293.

[467]«Все дела и занятия Московского Государя обыкновенно начинаются призыванием Святой Троицы, и притом с удивительнейшим благочестием». «Каждый почитает себя счастливейшим, находя возможность жертвовать за него (Царя) жизнью и кровью…Они видят в нем причастника верховной благодати и исполнителя воли Божественной, и потому без ропота исполняют все его повеления» (Сходное высказывание Гейденштейна: «Считая верность Государю в такой же степени обязательной, как и верность Богу, они превозносят похвалами твердость тех, которые до последнего вздоха сохранили присягу своему князю»). «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.278,291.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: