Цель:
1.Развитие восприятия (цвет, форма, величина).
2.Развитие внимания и наблюдательности.
3.Развитие мышления и зрительно-двигательной координации.
4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5.Развитие общей и мелкой моторики.
6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка; наборы из красного, синего и желтого кубиков (по количеству детей); предметные картинки (будильник, свеча, чайник, мороженое, грелка, солнце, чашка, снежинка) к упражнению «Горячий, холодный, теплый»; рамки М. Монтессори, карточки к упражнению «Домики» (по количеству детей); тарелочки, цветные карандаши (по количеству детей).
²Встреча детей с мягкой игрушкой.
Дети здороваются, говорят игрушке ласковые слова, затем садятся за столы.
²— Какое сейчас время года? — Как вы догадались? | — Осень. |
Дети перечисляют приметы осени. | |
— Какие ласковые слова можно сказать об осени? | — Красивая, любимая... |
Психолог подсказывает: «прекрасная, щедрая, разноцветная...» | |
—Что значит разноцветная? —Какие цвета вы знаете? Назовите их. —Цвета вы знаете, значит, мы можем поиграть в игру «Цветные кубики». | —Это значит разного цвета. —Красный, синий, желтый, зеленый... |
²— Возьмите из тарелочки красный кубик и поставьте на стол. Молодцы! Теперь поставьте рядом кубик синего цвета. Сколько кубиков на столе? —Какого они цвета? —А в тарелочке есть еще кубики? —Поставим рядом с синим желтый кубик. Молодцы! А сейчас складывайте кубики в тарелочку и считайте их. —Возьмите красный кубик, поставьте его на стол, теперь желтый кубик поставьте. Найдите синий кубик и поставьте рядом с желтым. Посчитаем, сколько кубиков у нас? А теперь первым поставим синий кубик, затем красный и желтый. Молодцы! Сложите все кубики в тарелочку. | —Два кубика. —Красного и синего. —Да, есть кубик желтого цвета. —Один кубик, два кубика, три кубика. |
² Психолог вывешивает на доску предметные картинки к упражнению «Горячий, холодный, теплый». | |
— Посмотрите на рисунки. Назовите предметы. — Скажите, какие предметы могут быть горячими? | — Будильник, свеча, чайник, мороженое, грелка, солнце, чашка, снежинка. — Свеча, чайник, грелка, солнышко, чашка. |
Аналогичная работа проводится с предметами, которые могут быть холодными и теплыми. | |
— Я назову предмет, а вы скажете, каким он может быть: горячим, теплым или холодным. | |
Психолог называет ряд предметов, например: лед, батарея, утюг, снег, чай, руки, печка, снеговик. Дети определяют, каким может быть названный предмет. Затем психолог предлагает детям вспомнить и назвать холодные, горячие, теплые предметы. | |
² Психолог раздает детям рамки М. Монтессори. —Соберите правильно. Не спешите, подумайте, прежде чем положить фигурку. | |
Дети выполняют задание, психолог оценивает работу, делает пометки в диагностическом журнале. | |
²— Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь рассмотрите домики. | |
Раздает карточки к упражнению «Домики» и цветные карандаши. | |
—Покажите самый большой домик. —Покажите самый маленький домик. —Выберите домик, который вам нравится, и раскрасьте его любым цветом. | |
Задание может быть использовано для диагностики эмоциональной сферы. | |
²—Расскажем мягкой игрушке, чем мы сегодня занимались. —Скажем игрушке и друг другу ласковые слова. —До встречи. Я буду вас ждать. |