Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке и проведению практического занятия №6 по информатике

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке и проведению практического занятия №6 по информатике.

(1 курс, 1 семестр, факультет ЭУЗд)

«Решение задач в табличном редакторе Excel.
Построение диаграмм. Мастер диаграмм»

Актуальность темы: заключается в необходимости овладеть основными навыками по созданию таблиц, их форматированию, вставки различных функций и работой с абсолютной адресацией.

Цель изучения темы: Понимание особенностей использования табличного редактора для правильного проведения расчетов и вставки диаграмм.

После самостоятельной подготовки к занятию студент должен знать:

· Методы вставки диаграмм;

· Форматирование и редактирование диаграмм.

После самостоятельной подготовки к занятию студент должен уметь:

· Пользоваться табличным редактором;

· Производить вставку диаграмм на основе данных таблицы.

План систематизации по разделу:

1. Построение диаграммы.

2. Построение графика функции.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Информатика: учеб. для студентов эконом. специальностей высш. учеб. заведений/под ред. Н.В. Макаровой.-3-е перераб. изд. - М.: Финансы и статистика, 2004, 2007 - 765 с.:ил. Гриф МО РФ

Дополнительная литература:

2. Лопин, В. Н. Система разработки баз данных Microsoft Access: учеб. пособие для студентов всех специальностей / В.Н.Лопин, С.А.Долгарева, Е.В.Фетисова; ГОУ высш. проф. образования, КГМУ, каф. биомедфизики, информатики с курсом математики. - Курск: КГМУ, 2004. - 15 с.: ил.

3. Турецкий, В.Я. Математика и информатика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по соц.-гум. гуманитар. направлениям и специальностям/ В.Я.Турецкий л-ры.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Инфра-М, 2005.-558 с.-(Высш. образование).

4. Каймин, В.А. Инфоpматика: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по естеств.-науч. направлениям и специальностям/ В.А.Каймин.-5-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.-284 с.:ил.-(Высш. образование). Гриф МО РФ

5. Олифер, В. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению "Информатика и вычислит. техника" и по специальностям "Вычислит. машины, комплексы, системы и сети", "Автоматизир. машины, комплексы, системы и сети", "Програм. обеспечение вычислит. техники и автоматизир. систем"/В.Олифер, Н.Олифер.-4-е изд.-СПб.:Питер, 2010.-943 с.:ил.

Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.

1. Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www/studmedib.ru: Информатика для медиков: учебное пособие / Г. А. Хай. - СПб.: СпецЛит, 2009. - 223 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое диаграмма?

2. Какие типы диаграмм существуют?

3. Как изменить внешний вид диаграммы?

4. Из скольких шагов состоит процесс создания диаграммы? На Ваш взгляд, какой из них более сложный и почему?

5. В каком случае удобнее использовать круговую диаграмму, а в каком – гистограмму?

6. Сколько диаграмм можно разместить на имеющемся листе?

7. Возможно ли изменить тип диаграммы, не удаляя при этом уже имеющуюся.

8. При печати на черно-белом принтере цвет секторов может быть не виден. Чем необходимо воспользоваться, чтобы этого избежать?

9. Какие операции можно произвести при форматировании Легенды?

10. Как изменить размер диаграммы?

11. Если во время построения название диаграммы не было указано, то как его можно добавить потом?

12. Таблица содержит числовые данные, резко отличающие друг от друга (например, 1 и 10000). В результате малые числовые данные в диаграмме отражены не будут. Что необходимо сделать, чтобы этого избежать?


Задания для самоподготовки:

Задание 1. Создать книгу Excel для расчета стоимости закупленных товаров, содержащую 4 рабочих листа с таблицами по каждой группе товаров. Построить диаграммы для каждого отдела, показывающие наличие товаров и их цены. Построить диаграмму, показывающую Итог по каждому из отделов.

Выполнение:

1. Создайте новую книгу.

2. Вставьте четвертый лист

3. Переименовать Лист1 в «Канцтовары» и нажать Enter.

4. Переименовать остальные листы: «Лист2» - «Оргтехника», «Лист3» – «Компьютеры», «Лист4» – «Итого». Результирующий вид ярлыков в левом нижнем углу окна Excel представлен на рисунке:

5. Введите данные на лист «Канцтовары» согласно рис.1.

6. Заполнить ячейку С7 формулой автосуммы для сложения данных столбца «Стоимость».

Рис.1 Лист «Канцтовары»

7. Путем копирования содержимого листа «Канцтовары» на лист «Оргтехника» оформить его путем редактирования согласно рис.2. Для этого:

Ø Выделить ячейки А1:С7 на листе «Канцтовары».

Ø Скопировать выделение в буфер.

Ø Перейти на лист «Оргтехника», выполнив щелчок на ярлыке листа «Оргтехника» в нижней левой части окна Excel.

Рис.4. Вид листа «Канцтовары»

Ø Активизировать ячейку А1 и вставить содержимое буфера.

Ø Отредактировать содержимое листа «Оргтехника» согласно рис.2.

Ø Ввести формулу для расчета итоговой стоимости в ячейку С7.

8. По аналогии оформить лист «Компьютеры» согласно рис.3.

9. Оформить лист «Итого» согласно внешнему виду, представленному на рис.4.

10. В ячейке В1 листа «Итого» подсчитать итоговую стоимость товара. Для этого активизировать ячейку В1 и на панели инструментов нажать кнопку f x для вызова мастера функций.

11. В открывшемся окне «Мастера функций – шаг 1 из 2» из списка «Категории» выбрать «Математические», из списка «Функции» - СУММ.

12. Нажать ОК. Разворачивается панель ввода и изменения функций. Примерный вид представлен на рис.5.

Рис.5. Итоговый вид панели ввода функции СУММ с данными для расчета
итоговой стоимости товаров.

13. В панели ввода для функции СУММ в строке «Число1» указать диапазон ячеек, содержащих цену канцтоваров следующим образом: нажать кнопку сворачивания панели (см.рис.5). Окно уменьшается в размере до одной строки. Далее мышью перейти на лист «Канцтовары» и выделить диапазон С3:С6, содержащий стоимости товаров. Адрес диапазона с указанием на название листа поместится в строку панели ввода функций.

14. Развернуть окно ввода функции СУММ нажатием на кнопку, расположенную в оставшейся от панели ввода функции строке.

15. Перейдите в строку «Число2» и по аналогии заполнить ее ценами оргтехники с листа «Оргтехника».

16. Перейдите в строку «Число3» и по аналогии заполнить ее ценами компьютеров с листа «Компьютеры». Получившийся вид панели ввода функции СУММ представлен на рис.5.

17. Нажмите ОК. Результирующий вид листа «Итого» приведен на рис.6.

 
 

Рис.6. Вид листа «Итого» после ввода формулы для расчета
итоговой стоимости товаров.

18. Постройте диаграмму, показывающую наличие товаров и соотношение цен на эти товары для отдела «Канцтовары». Для этого:

Ø Выделите блок ячеек B3:C6

Ø Щелкните по вкладке Вставка и выберите опцию Круговая диаграмма (объемная)

Ø Щелкните правой кнопкой мыши по появившейся диаграмме и выберите опцию Выбрать данные

Ø В появившемся окне измените название ряда, щелкнув по кнопке Изменить

Ø Далее в поле Имя ряда введите адрес ячейки, которая содержит имя таблицы, а именно А1.

Ø Нажмите Ок 2 раза.

ВИД ДИАГРАММЫ ДЛЯ ОТДЕЛА «КАНЦТОВАРЫ»

19. Проделайте те же шаги и вставьте диаграммы для отделов Оргтехника и Компьютеры. Вид и тип диаграммы – Круговая.

20. На листе «Итого» необходимо вставить диаграмму, в которой наглядно представлены итоговые значения по всем отделам. Для этого:

Ø Перейдите на лист Итог и вызовите мастер диаграмм, нажав на кнопку, как показано, на рисунке:

Ø В появившемся окне выберите тип Объемная гистограмма с группировкой

Ø Нажмите Ок

Ø Щелкните правой кнопкой мыши по чистому макету вашей диаграммы и выберите опцию Выбрать данные

Ø В появившемся окне щелкните по кнопке Добавить в колонке Элементы легенды (ряды), чтобы добавить новый ряд

Ø Введите имя ряда – для этого переместитесь на лист Канцтовары и щелкните по названию вашей таблицы (ячейка А1)

Ø Введите значения для вашего ряда, также при помощи мыши перейдя на лист Канцтовары и выделив ячейку С7

Ø Добавьте еще 2 ряда с соответствующими именами и значениями, которые вы найдете на листах Оргтехника и Компьютеры:

Ø Далее перейдите в колонку Подписи горизонтальной оси и нажмите на кнопку Изменить

Ø Напечатайте Отделы, нажмите Ок 2 раза.

Ø Щелкните правой кнопкой мыши на появившейся диаграмме (точно по столбику диаграммы) и выберите опцию Добавить подпись данных

Ø Проделайте такую операцию с каждым столбцом диаграммы

ВИД ДИАГРАММЫ

21. Сохраните книгу в своей папке под именем «Лаб_2.xls»


Задание 2. Табулирование функций. Построить график функции У=Х2 на промежутке [-10;10] с шагом 0,2. На осях координат цена деление - 2.

Выполнение:

1. Вставьте еще один лист в свою рабочую книгу и переименуйте новый лист в «Задание 2»

2. Подготовьте исходные данные для графика (два столбца со значениями Х и У):

· проставить в первой строке заголовки графика - Х и У (ячейки А1 и В1)

· в первой строке столбца Х (ячейка А2) поставить начальное значение Х: -10. во второй строке столбца Х (ячейка А3) набрать формулу: =А2+0,2 (следующее значение Х)

· скопировать формулу из ячейки А3 в область А4:А102.

· В первой строке столбца У (ячейка В2) вычислим значение функции по формуле =А2*А2

· скопировать формулу из ячейки В2 в область В3:В102

· в ячейке столбца А с нулевыми значениями ("плавающий нуль" -
-2,1E-15) поставим 0.

3. Построение графика:

· выделить подготовленные данные начиная с заголовка (столбцы А и В)

· вызовите Мастер диаграмм и выберите вид диаграммы - точечная, тип - со сглаженными линиями без маркеров

· при задании параметров диаграммы укажите название диаграммы «График У=Х2» и оси (Х, Y)

· уберите легенду

· уберите линии сетки, щелкнув по ним правой клавишей мыши и выбрав опцию Формат линий сетки

· поместите диаграмму на отдельный лист - выбрав опцию Переместить диаграмму на вкладке Работа с диаграммами /Конструктор

· можно увеличить, уменьшить или переместить область диаграммы мышкой, предварительно ее выделив (щелчок по диаграмме)

· выделив область построения диаграммы, ее можно переместить, убрать заливку или изменить ее размер

ВИД ГРАФИКА ФУНКЦИИ Y=X2

Задание 3. Построение графиков поверхности. Построение графика поверхности z=x2-y2 в диапазоне х є [-2;2], y є [-1;1] при шаге изменения аргументов Δх=0,2; Δу=0,2.

1. Провести табуляцию аргумента х:

a. ввести в А2 число –2;

b. ввести в А3 число –1,8;

c. выделить ячейки А2:А3;

d. поставить указатель мыши в правый нижний угол ячейки А3 (указатель примет вид тонкого крестика) и провести заполнение ячеек до А22.

2. Провести табуляцию аргумента у:

a. ввести в В1 число –1;

b. ввести в С1 число –0,8;

c. выделить ячейки В1:С1;

d. заполнить значениями аргумента у ячейки D1:L1.

3. Ввести формулы для вычисления Z:

a. ввести в ячейку В2 формулу =$A2^2-B$1^2;

b. скопировать формулу в ячейки В3:L22. (Для этого следует скопировать формулу в ячейки В3:В22, затем выделить ячейки В2:В22 и скопировать весь выделенный столбец в ячейки С2:L22).

4. Построить график поверхности:

a. Выделить B2:L22;

b. Выполнить команды ВставкаДругие ДиаграммыПоверхность – выбрать левый тип поверхности;

c. Ввести название осей: Х, Y, Z и название диаграммы z=x2-y2.

d. На четвертом шаге выбрать опцию «На отдельном листе».

e. В результате получим график поверхности:

ВИД ГРАФИКА ПОВЕРХНОСТИ Z=X2-Y2

Ориентировочные основы действий (ООД) для практической работы:

1. Прочитайте краткие теоретические сведения по данной теме.

2. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

3. Сделайте основные задания для самоподготовки.

Перечень знаний, навыков и умений, которыми студент должен овладеть в результате изучения данной темы:

1. Пользоваться табличным редактором.

2. Производить логические расчеты.

3. Вставлять диаграммы и редактировать их.

ПРИЛОЖЕНИЕ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: