Великая пасхальная вечерня

Вечером я отправился в храм. Во дворе собора уже нет толпы народа, пришедшего для освящения снеди. А из храма уже слышно пение. Вхожу в храм. В центре уже выстроилось духовенство. Помимо духовенства храма здесь было много гостей. Так, здесь был о.Николай Бичев и о.Сергий Видяев из Свято-Троицкого храма нашего города, о Александр Лазурченко из Раевской, о. Александр Ткачук из Верхнебаканской и многие другие.

После этого иподиаконы с архиерейским посохом и подсвечником, а также дикирий и трикирий становятся у амвона, а о.Сергий Лукин идет к престолу. диакон о.Евгений Габов с амвона провозглашает, как на литургии: «Благослови, Владыко!»

После этого следует обычный возглас вечерни. Предначинательный 103 псалом в дни Пасх и Светлой седмицы опускается. Вместо этого начинается вечерня так же, как и литургия: Духовенство поет пасхальный тропарь, повторяемый хором, затем и строки из 67 псалма (Да воскреснет Бог и рсточатся врази Его и, да бежат от лица Его невидящи Его….»). А хор (пели оба хора по очереди) поет тот же тропарь. При этом архиерей благословляет народ на 4 стороны, приветствуя словами о Воскресшем Христе, после чего кадит алтарь и солею. После этого следует великая ектения, а затем поется «Господи воззвах…»[9] и стихиры. Последняя стихира – так называемый догматик – посвящен обычно теме Боговоплощения. Впрочем, в праздники эта стихира посвящается событиям праздника. В это время начинается вход. Происходит все, как на литургии. Все это время архиерей стоит в центре храма. Из алтаря выходит процессия из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, рипидами, дикирием и трикирием, диакон о.Алексий Кульнев с кадилом, о.Евгений Габов с Евангелием и прочее духовенство. Когда все выстраиваются в центре – начинается награждение. Первым был награжден протоиерей Николай Бичев из Свято-Троицкого, который получил право ношения митры. Также митру получил о.Александр Лазурченко из Раевской – бывший секретарь епархиального управления. Митру получил и о.Владимир Черепанов – настоятель Свято-Георгиевского храма станицы Варениковской. Также ключарь нашего собора о.Евгений Кузнецов, а также о.Александр Ткачук получили палицу[10]. Еще иереи Сергий Видяев, священник Свято-Троицкого храма Новороссийска и о.Сергий Потапов, настоятель Свято-Георгиевского храма хутора Новоукраинский – возведены в сан протоиереев (при этом читалась особая молитва). Все они удостоились наград по указу Святейшего патриарха по представлению правящего архиерея. Также сам Владыка Феогност наградил наперсными (золотыми) крестами священника Георгия Икономиди, настоятеля храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Прасковеевка, а также еще двоих священников. При каждом награждении правящий архиерей возглашает «Аксиос», то есть, «Достоин» и это повторяет хор.

И вот, награждение заканчивается. Следует благословение на вход, а затем диакон возглашает: «Премудрость ПрОсти!»

После этого духовенство начинает петь «Свете Тихий…[11]» и как на литургии, архиерей благословляет народ также на 3 стороны. Хор подхватывает песнопение со слов «Достоин еси…», поет как повелось уже у нас, тем же напевом. Потом духовенство снова повторяет те же слова. И как всегда, Владыка Феогност, держа в одной руке дикирий, в предшествии диакона с трикирием кадит алтарь и солею под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота», которое по окончании каждения хор пропевает уже более величественным распевом, после чего его снова пропевает уже священство.

После этого следует Великий прокимен «Кто бог Велий, яко Бог наш. Ты еси Бог, творяй чудеса!»

Его очень красиво пропевает диакон о.Евгений Габов, как и всегда. Великие прокимны будут на всех вечернях в течение седмицы (все это время будут служиться Великие вечерни почти тем же чином), но вечерня в сам день Пасхи отличается тем, что на ней читается Евангелие, которое читал сам правящий архиерей: 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему:

господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни'! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

После чтения Евангелия о.Роман Хотков читает Пасхальное послание епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста.

Пасхальное послание Епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста клирикам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в Новороссийской епархии

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Приветствую вас с великим и светозарным праздником Пасхи Господней, в который полнота Вселенской Церкви едиными устами и единым сердцем возвещает миру спасительную весть:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Евангелие свидетельствует нам, что весть о Воскресении Спасителя впервые прозвучала «на рассвете первого дня недели» (Мф. 28;1). Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учителя и увидели, что гроб пуст. Божественная сила Христа победила закон физической смерти. Он воскрес, свидетельствуя всему человечеству, что смерть ― это не конец жизни, а только начало истинного вечного бытия.

В истории мира нет и не будет более важного события и более радостного известия. Весть о Воскресшем Господе Иисусе Христе ценой своей жизни пронесли «во все концы земли» святые апостолы. С этой радостью святые мученики и подвижники победоносно совершали свой жизненный путь. Свидетельствуя о Христе, многие юноши и отроковицы бросали вызов «сильным мира сего», смело шли на различные мучения, тем самым проповедуя Его Воскресение и жизнь вечную. Это спасительное исповедание несла Церковь «всем народам» (Мк. 24:47), пересекая моря и континенты. «Если Христос не воскрес, то… тщетна и вера ваша», — пишет апостол Павелв послании к Коринфским христианам(1 Кор 15:17).

Воскресение Христово по замыслу Божиему стало началом нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых в прямом смысле этого слова. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Бог… воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14).

В эти священные дни Церковь призывает всех верующих к радости о Христе Воскресшем, как о Предзнаменователе нашего общего воскресения: "Сей день, его-же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Пс. 117; 24).

Первым словом Воскресшего Спасителя было слово "Радуйтесь»! По учению Церкви Христовой, радость есть один из благодатных даров Духа Святого, действие которого, обнимает весь мир. От начала бытия человек призван к счастью, но подлинное счастье возможно только в Боге, не в период пятьдесяти - шестьдесяти лет земной жизни, или, как говорит псалмопевец Давид, «седмьдесят…, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89), а в вечном пребывании с Ним. Причастность Воскресению Христову преображает мир и изменяет падшую природу человека, вселяя в нее надежду вечной жизни в Боге.

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15. 20–22), — свидетельствует апостол Павел в послании к Коринфской Церкви. А если так, то и весь мир, умирающий от греховной болезни, страдающий от страстей, только тогда сможет стать здоровым, когда уверует в Воскресение, и принесет плоды этой веры.

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» (стихира Пасхи) ― восклицаем мы в эту светозарную ночь, чтобы расточились ложь, вражда, злоба, распри и всякие разделения в жизни нашей.

Воскресение Христово позволяет всем нам возвыситься над суетой житейских будней, дабы увидеть подлинное величие Божественной любви снисшедшей «даже до смерти, смерти же Крестной» (Флп. 2;8) ради человеческого спасения. Крестными страданиями, смертью и своим Воскресением Господь обновляет нашу природу, даруя укрепление духовных и физических сил каждому христианину в его служении Церкви, стране, обществу, семье, ближнему.

В этом году, празднуя Святую Пасху, мы также воспоминаем события 70-летней давности - победу нашего народа в Великой Отечественной войне, которая промыслительно завершилась в Пасхальные дни. Враг напал на наше Отечество, в день памяти всех святых в земле Российской просиявших. Гитлер и его приспешники не верили в силу русских святых, всю надежду они возлагали на оккультную мистику и на превосходство арийской расы. Это привело их к полному поражению. Фашистская Германия была повержена тогда, когда наш народ праздновал Пасху Христову и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, издревле почитавшегося, покровителем русского воинства. И в этом очевидно усматривается Промысел Божий, особое знамение победы Жизни над смертью, победы Добра над злом.

Причиной всех нестроений в мире является грех, который с помощью Божией мы должны преодолевать и побеждать. В современном обществе грех зачастую трактуется как некая условность, границы которой весьма размыты и непонятны, однако он вполне осязаем и даже видим. А разве это не преступление заповедей Божьих, когда один человек разрушает дом другого человека, когда брат восстает на брата?

Сегодня рядом с нами страдает наш братский украинский народ. Люди вынуждены покидать свои дома, терять родных и близких, терпеть лишения. С одной стороны мы скорбим, а с другой верим – как верили апостолы и святые мученики, как верили наши отцы и деды в силу Божественной помощи, верим, что мир рано или поздно вернется на землю Украины.

В тяжелые для братского народа времена Новороссийская епархия не перестает принимать участия в оказании материальной и финансовой помощи людям, оставшимся без крова и средств к существованию на Юго-Востоке Украины. В эти Пасхальные дни мы не должны забывать о милосердии и сострадании к людям, поскольку, через служение ближним, мы проявляем деятельную любовь к Богу, помня что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем», - как свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Обратим пасхальное приветствие ко всем людям. Всякий раз, произнося бесценные для каждого христианского сердца слова «Христос Воскресе!», не будем забывать, что ими мы в полной мере призываемся к тому же воскресению, в котором заключается наше упование на вечную жизнь.

Празднуя Пасху Господню, просим Подателя жизни и всех благ, Воскресшего Христа Спасителя, даровать всем нам мир, единомыслие, веру, надежду и любовь. Пусть невечерний свет Христова Воскресения освящает наш жизненный путь, помогает преодолевать все трудности и препятствия, вселяя в наши сердца эти жизнеутверждающие слова:

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе, Христос!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: