Здесь действуют нравственные нормы: можно всё, что не запрещено законом, а поэтому вес инструкции, ограничивающие действие закона, неконституционны; справедливость не устанавливается репрессиями, нужен баланс интересов всех участвующих в историческом процессе классов, народов, групп и отдельных людей; правовое государство начинается с соблюдения всеми без исключения законов, прав и обязанностей; властью можно пользоваться только в нравственных целях; в борьбе мнений и идей должен побеждать гуманизм и справедливость для большинства; меньшинству гарантируется защита его прав и свобод и т. п.
6. Огромной важности перемены, как в зеркале, отражаются в человеке, меняя его сознание и самосознание.
Так рождаются противоречия между человеком и обществом и в самом духовном мире личности. Ведущее противоречие в духовном мире человека — несоответствие уровня развития психики формам ее функционирования: это то, что мы называем расхождением между сознанием и поведением, словом и делом.
|
|
Поэтому
воспитать себя —
значит поднять уровень своего духовного и, физического развития на высоту, которая требуется человеку для его социального самоутверждения, для активного участия в перестройке, используя для этого всё богатство и культуру советского общества, все возможности нашей общественной системы.
Самовоспитание ускоряет развитие психики: внимания, ума, наблюдательности, памяти, речи. Никакая школа — ни средняя, ни высшая — не заменит работы над собой. Самовоспитание закрепляет и углубляет результаты воспитания, продолжает и завершает усилия родителей и учителей, оно — условие утверждения в жизни, фундамент успеха в любом деле, путь к признанию обществом. Конечно, самовоспитание требует огромного напряжения, но доставляет ни с чем не сравнимое удовлетворение от того, что можешь создавать себя.
Самовоспитание органически сочетает личные и общественные интересы. В работе над собой человек становится лучше, а следовательно, приносит и большую пользу людям. Духовно совершенный человек — самое ценное богатство общества. Но одновременно это важно и для себя: чтобы быть счастливым, надо быть духовно и физически развитым, способным ощутить, попять красоту жизни.
Человеческая история поставила перед каждым из нас ряд вопросов: куда идет человечество? куда идет наше общество? куда идти лично мне? что делать на крутом переломе?" каким стать, что"бы не быть слепой игрушкой обстоятельств, политической борьбы, аппаратных игр, личных амбиций иолитических лидеров?
Несомненно, каждый должен сам найти ответ на эти вопросы. И всё же есть святые истины, которые составляют компас в выборе жизненного пути.
|
|
Нравственно то, что возвышает народы. Сегодня любая республика, страна многонациональна. И святой долг ведущей нации утверждать себя, возвышая живущие рядом народы. Корень всех национальных конфликтов именно в несоблюдении этой нормы. В цивилизованных странах всякий язык является государственным, всякая культура — почитаемой. Собственно, в народной мудрости нет пословиц и поговорок, унижающих какой-либо народ. Национальное самолюбие раздувают те политиканы, которые рвутся к власти. Истинный политик, подлинный демократ всегда интернационален.
Национальная принадлежность от нас не зависит. А вот какими мы являемся людьми — это всецело наша заслуга. Поэтому сначала скажите, что вы за человек, а потом уже добавляйте при необходимости свою национальность: русский, еврей, молдаванин, узбек и т. п. Плохие и хорошие люди есть среди всех народов; говорят: «В семье не без урода».
Не так важно, в какой стране вы живете. Сегодня каждый ищет, где ему лучше. Кто-то уезжает в другую страну, кто-то меняет место работы или место жительства. Это — право человека. И оно неподсудно никому. Однако талант всегда национален, оторваться.от своей.„страны^ пока в тебе не проявился талант, значит за--губить его. Будьте" строги" к себе при выборе жизнен-~ного пути, своей судьбы!
Литература для самообразования.
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.
Горлов Л. А., Клопов В. В. Что это было? М., 1989.
Иного не дано / Под ред. Ю. И. Афанасьева. М., 1988.
Итс Р. Века и поколения. Л.. 1986.
Н. С. Хрущев: Материалы к биографии. М.. 1989.
Страницы истории советского общества. М., 1989.
Тягал ко Л. И., Саливон И. И. Основы современной антропологии.
Мн., 1989.
Тэйлор 3. Б. Первобытная культура. М., 1989.