Постпозитивизм. Философские концепции развития науки К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда

Постпозитивизм – историческое направление, отходящее от ориентации на исследование только формально-логических конструкций научного знания: происходит обращение к истории науки, к анализу ее движущих сил.

Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. В результате основными темами постпозитивизма становятся вопросы: как возникают теории, каковы критерии их сравнения, как они добиваются признания и т.д. Вместо резких противопоставлений науки и философии постпозитивисты ищут связи между составляющими науки, между наукой и ненаукой. Они вводят понятие состояния революции в науке и нормального ее развития.

Одним из основных представителей постпозитивизма был К. Поппер (1902). У него рост научного знания есть частный случай общих мировых эволюционных процессов и состоит в выдвижении и опровержении гипотез. Он выдвигает теорию «трех миров»: физический (предметный), ментальный (внутренний мир субъекта) и мир объективного знания (теории, гипотезы, идеи). Данные миры несводимы друг к другу, поэтому мир знаний существует независимо от мира состояния сознания (ментальный мир). Но именно в мире объективного знания происходит рост научного знания.

У ученика Поппера И. Лакатоса (1922-1974) универсальная концепция развития науки базируется на конкуренции и смене научно-исследовательских программ. Каждая программа представляет собой связанную последовательность научных теорий, где есть исходная и последующие. Существуют также добавления в форме вспомогательных гипотез к предыдущей теории.

Этот текст нуждается в переработке. Постпозитивизм не дописан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: