П. 2.1. Исчисление эластичности

Для исчисления эластичности невозможно использовать абсолютные изменения (приращения) величин, т.к.

1. абсолютные изменения зависят от не относящихся к сути дела причин (например, от выбора единицы измерения объемов товара и цен);

2. нельзя сравнивать соотношения приростов, если они относятся к разным товарам;

3. для разных товаров и разных условий одни и те же абсолютные изменения могут иметь различный смысл (рост цены на 10 руб. для карандашей и для компьютера разные вещи);

Поэтому от абсолютных изменений необходимо перейти к относительным изменениям:

Edp = %∆Qd E = ∆Q × P;

%∆P ∆P Q;

[P1 = 100$; P2 = 101$; Q1 = 2000вел.; Q2 = 1990вел.]

[(∆P/P)*100% - процентное изменение цены, равное 1%; (∆Q/Q)*100% - процентное изменение объема, равное 0.5%]; [Edp = -0/5%/1% = -0.5]

П.2.2. Эластичность спроса в сравнении с наклоном кривой спроса.

Наклон кривой спроса - [- ∆P/∆Q]. Отношение ∆Q/ P есть просто перевернутая формула наклона кривой спроса в данной точке. Однако эластичность зависит не только от наклона кривой спроса, но также от фактической цены и объема спроса. Наклон кривой спроса для Различных товаров будет иметь различные единицы измерения, которые затрудняют сравнение относительной чувствительности объемов покупок к изменениям цен. Такого рода проблемы не существует для эластичности. Поэтому экономисты считают, что эластичность более полезный показатель для определения чувствительности спроса к изменениям цены, чем наклон кривой спроса.

П.2.3. Пределы изменения эластичности:

Таблица 1 Пределы изменения эластичности

Спрос Числовые значения Edp Абсолютные значения Edp Относительная чувствительность объема спроса к цене
Неэластичный -1≤Edp≤0 0≤|Edp|≤1 %∆Q<%∆P
Единичная эластичность Edp = -1 |Edp| = 1 %∆Q=%∆P
Эластичный -∞≤Edp≤-1 1≤|Edp|≤+∞ %∆Q>%∆P

Edp = 0 – абсолютно неэластичный спрос;

Edp = +∞ - абсолютно эластичный спрос;

Факторы, определяющие эластичность:

1. Наличие товаров – субститутов; [чем больше товаров – субститутов, тем выше эластичность];

2. Время приспособления к изменению цены; [чем больше времени, тем выше вероятность, что будет найден товар – субститут, а,следовательно, эластичность будет выше];

3. Доля потребительского бюджета, отведенного на продукт; [эластичность изменяется обратно пропорционально части бюджета, расходуемого на данный товар].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: