Для исчисления эластичности невозможно использовать абсолютные изменения (приращения) величин, т.к.
1. абсолютные изменения зависят от не относящихся к сути дела причин (например, от выбора единицы измерения объемов товара и цен);
2. нельзя сравнивать соотношения приростов, если они относятся к разным товарам;
3. для разных товаров и разных условий одни и те же абсолютные изменения могут иметь различный смысл (рост цены на 10 руб. для карандашей и для компьютера разные вещи);
Поэтому от абсолютных изменений необходимо перейти к относительным изменениям:
Edp = %∆Qd E = ∆Q × P;
%∆P ∆P Q;
[P1 = 100$; P2 = 101$; Q1 = 2000вел.; Q2 = 1990вел.]
[(∆P/P)*100% - процентное изменение цены, равное 1%; (∆Q/Q)*100% - процентное изменение объема, равное 0.5%]; [Edp = -0/5%/1% = -0.5]
П.2.2. Эластичность спроса в сравнении с наклоном кривой спроса.
Наклон кривой спроса - [- ∆P/∆Q]. Отношение ∆Q/ ∆ P есть просто перевернутая формула наклона кривой спроса в данной точке. Однако эластичность зависит не только от наклона кривой спроса, но также от фактической цены и объема спроса. Наклон кривой спроса для Различных товаров будет иметь различные единицы измерения, которые затрудняют сравнение относительной чувствительности объемов покупок к изменениям цен. Такого рода проблемы не существует для эластичности. Поэтому экономисты считают, что эластичность более полезный показатель для определения чувствительности спроса к изменениям цены, чем наклон кривой спроса.
|
|
П.2.3. Пределы изменения эластичности:
Таблица 1 Пределы изменения эластичности
Спрос | Числовые значения Edp | Абсолютные значения Edp | Относительная чувствительность объема спроса к цене |
Неэластичный | -1≤Edp≤0 | 0≤|Edp|≤1 | %∆Q<%∆P |
Единичная эластичность | Edp = -1 | |Edp| = 1 | %∆Q=%∆P |
Эластичный | -∞≤Edp≤-1 | 1≤|Edp|≤+∞ | %∆Q>%∆P |
Edp = 0 – абсолютно неэластичный спрос;
Edp = +∞ - абсолютно эластичный спрос;
Факторы, определяющие эластичность:
1. Наличие товаров – субститутов; [чем больше товаров – субститутов, тем выше эластичность];
2. Время приспособления к изменению цены; [чем больше времени, тем выше вероятность, что будет найден товар – субститут, а,следовательно, эластичность будет выше];
3. Доля потребительского бюджета, отведенного на продукт; [эластичность изменяется обратно пропорционально части бюджета, расходуемого на данный товар].