Период Старший подростковый возраст (15-17 лет)

Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться.

Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.

Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.

Способности – психологические особенности индивида, заключающие в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности.

По Б.М. Теплову, понятие способностей включает в себя 3 идеи:

- это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- это не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности(тей);

- это не только те знания, умения, навыки, которые уже имеются у человека, а (самое главное) потенциал развития какой-либо функции.

Способности подразделяют на:

- общие – например, интеллект, креативность, обучаемость и т.п.;

- специальные – литературные, математические, музыкальные и т.д.

Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных предпосылок, неспецифичных по отношению к конкретным способностям.

В данном случае, неспецифичность задатков означает, что один и тот же задаток (хорошее развитие какой-либо зоны мозга) может в зависимости от социальных и индивидуальных условий развития ребенка может реализоваться в совершенно разных способностях.

При неблагоприятных условиях имеющиеся задатки вообще могут остаться только потенциями, не воплощенными в развитии способностей.

Самое главное, по мнению Теплова, не в том, что «способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в деятельности».

При чем, в рамках выполнения какой-либо деятельности, недостаток одной способности может компенсироваться другой.

Классификация уровней развития Способностей: Способность, одаренность, талант, гениальность.

Одаренность: это сочетание различных высокоразвитых Способностей, которая обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности (именно возможность, потому что от чел требуется еще и овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками).
Выделяют следующие виды одаренности:
художественная (подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве - в музыке, в живописи, в драматическом искусстве);
общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);
творческая (порождается способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника). Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Талант - это высокий уровень развития специальных Способностей (музыкальных, литературных). Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого чел характеризуется новизной, оригинальностью подхода (творчество). Пробуждение таланта, как и Способности общественно обусловлено. Талант – это определенное сочетание Способностей, их совокупность. Отдельная изолированная Способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом (необходимы и гибкость ума, богатая фантазия, сильная воля, чтобы добиться результата).
Гениальность- это высший уровень развития Способности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Диагностика способностей

Проблематика измерения способностей является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды: первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности. Диагностика умственных способностей человека традиционно связано с понятием интеллекта.

По мнению Теплова, способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Проблемы диагностики способностей никогда не теряли своей актуальности. По-особому остро стоят они и в сегодняшней России в условиях модернизации образования. Обозначим лишь некоторые спорные, нерешенные вопросы, например, проблема создания элитных школ и других учебных заведений для одаренных детей. Одаренность молодых поколений — это залог достойного будущего для любой страны. Но основной вопрос в том, существуют ли в науке надежные объективные критерии одаренности. Следует сказать, что для широкомасштабных измерений таких валидных критериев в современной научной психологии нет. Но тогда их место займут полупрофессиональные, статусные, финансовые и прочие критерии детской одаренности. Быть может, целесообразнее и гуманнее вложить соответствующие усилия и средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой. Слова “способный” или “неспособный” широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Рассмотрим собственно психологическую трактовку способностей, которая отличается зачастую от их житейского понимания.

В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более ранней диагностики “специальных” способностей и склонностей учащихся. Едва ли не с первого года обучения определяется, к чему способен школьник: к гуманитарным или естественным наукам. Мало того, что за такой диагностикой нет должной научной состоятельности, она просто не этична и наносит прямой вред всему образованию, всему психическому и личностному развитию ребенка.

Однако из актуальных проблем проводимой модернизации образования в России является профилизация школьного обучения. Кто-то уже якобы доказал, что чем раньше школьник выберет профиль образования, тем лучше для него и для общества. Кто-то считает, что подросток уже способен сделать безошибочный выбор будущей профессии и будто бы в большинстве случаев это делает.

У любого человека нет более прямого и надежного пути к развитию своих способностей и личности в целом, чем общедоступное, грамотно организованное, но не облегченное и упрощенное, а оптимально напряженное, развивающее и творческое обучение.

Про развитие способностей

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Способности и личность

Взгляд А.Адлера

По его мнению, высокий уровень врожденных способностей не только не помогает, но и тормозит развитие личности в соответствующем направлении («Важно не то, с чем человек родился, а то, как он эти распоряжается»).

Согласно Адлеру, травмирующие переживания своей неполноценности в какой-либо области может стать стимулом для достижения успеха именно в той области.

Процесс преодоления «комплекса неполноценности» - сверхкомпенсация, т.е. активность, не просто компенсирующая дефект, а поднимающий функционирование на качественно новый уровень (Пример Демосфена, который в детсве был косноязычным, но путем долгих упражнений преодолел недостаток и стал одним из велики ораторов древности).

Стиль жизни – понятие, фиксирующее уникальный способ личности выстраивать достижение своих жизненных целей на основе имеющегося сочетания индивидных средств.

Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую:

1. Социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т. п.

2. Психологическая сторона способностей, т. е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т. д.

3. Физиологическая сторона способностей — это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это — задатки, которые являются врожденными особенностями.

26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.

Понятие «личностный смысл», также как и ценностные ориентации, чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Это понятие можно встретить в философии, эстетике, социологии, а так же в лингвистике и других связанных с ней дисциплинах.
В психологии понятие «смысл» неразрывно связанно с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы».

Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы: реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей – производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

Таким образом, смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способность взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

До второй мировой войны основные достижения в разработке понятия смысла были связаны с именем А. Адлера. В последних его работах эта тематика вышла на первый план. Адлер понимал человека как неделимое целое, которое в каждом своём действии выражает свою цель и стремиться достичь её. Цели человеческой деятельности являются продуктом целостности личности, прошлого, настоящего и стремления к будущему. В концепции фиктивного финализма А. Адлер говорит о том, что человека направляет фиктивная цель, которая определяет его стиль жизни [2]. Полноценным и здоровым будет тот, чья фиктивная цель направлена на сотрудничество, кто проявляет «социальный интерес», «…благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает максимальной целостности» [24, 184]. Цель складывается в раннем детстве и определяет направление всей жизни человека. Наиболее естественной тенденцией развития человека Адлер считал развитие «социального интереса». Социальный интерес развивается в трёх основных сферах жизни: в деятельности, в любви, в отношениях Я-ТЫ. Именно в этом типе отношений человек обнаруживает смысл в обосновании собственного бытия [2].
В теории личности В Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки» [17, 10]. Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить» [33, 66].
Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации [32]. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.
В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Экзистенциальная фрустрация влечёт за собой ноогенный невроз. Как средство лечения данных видов неврозов В. Франклом был предложен метод «логотерапии» [24, 2]. Центральной проблемой этого метода является проблема ответственности. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.
В теории Ю. Гендлина, постоянно изменяющиеся и взаимодействующие между собой смыслы выступают как элементы одного процесса переживания, к которому и сводится личность. «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию. Вместе с тем смысл всегда включает в себя некоторые неявные аспекты, которые в данный момент не символизированы» [29, 86]. По мнению Гендлина, решающим является само отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением. Он выделяет 4 типа отношений, в которых рождаются новые смыслы или же существующие смыслы получают новое символическое воплощение и обогащаются новым содержанием:
1. Отношения метафоры;
2. Отношения релевантности;
3. Отношения схватывания;
4. Отношения иносказания;
По мнению Гендлина, эти четыре функциональных отношения и обеспечивают непрерывную динамику смыслов, их развитие и обогащение в потоке переживания, который и есть личность.
В методологическом подходе к личности идеи Л.С. Выготского предвосхищают теоретические воззрения В. Франкла. Оба они выдвигают идею «построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной» [17, 20].
В понимании места человека в мире С.Л. Рубинштейн и В. Франкл также едины. По словам Рубинштейна, «человек находится внутри бытия, а не только бытиё внешне сознанию» [24, 116]. Франкл, в свою очередь, пишет, что «не только мир существует в сознании..., но и сознание существует в мире, содержится в нём, сознание «имеет место» [24, 20]. Оба этих автора выражают в этих тезисах представление о неразрывном единстве человека и мира.
Позиции А.Н. Леонтьева также перекликаются с позициями Франкла. Принцип деятельности в работах представителей экзистенциального направления сочетается с принципом предметности. Предметная направленность человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, является связующей нитью между субъектом и миром. По словам А.Н. Леонтьева, «личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «индивидуального», своего «не психического» существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создаёт пристрастность человеческого сознания» [16, 153]. То есть, личностные смыслы всегда носят субъективный характер.
Личностный опыт, по мнению А.Н. Леонтьева, - это всегда смысл чего-то. Воплощение смысла в значениях – это отнюдь не автоматически и одноместно происходящий процесс, а психологически содержательный, глубоко интимный процесс [16, 155]. И когда в отдельный жизненных обстоятельствах индивид вынужден выбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются.
Постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов не может исчезнуть потому как они несут в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Под интенциональностью в данном случае понимается первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений [28]. Внутреннее движение развитой системы индивидуального сознания, по мнению А.Н. Леонтьева, создаётся смыслами. По его словам, за понятием личностный смысл скрывается одна из важнейших проблем – проблема системного психологического исследования личности [16].
Смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход был осуществлён именно в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром [23].
Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объектные отношения между её компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создаётся в результате отражения субъектом отношений, существующим между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, подчёркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности самооценка значениями, выражаясь через последние [27].
Д.С. Леонтьев вводит понятие «динамической смысловой системы» (ДСС), которую определяет как относительно устойчивую и автономную, иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых систем и функционирующую как единое целое [19]. Конституирующая характеристика ДСС – её отдельность, невключённость в другие системы. Фактически ДСС – это то, чем была бы личность, если бы у неё была одна только всепоглощающая страсть, интерес, направленность, исключающая всё остальное, то есть личность, характеризующаяся «внутренне простым жизненным миром», по Ф.Е.Василюку [7]. Отдельная ДСС несёт в себе сущностные характеристики личности как целого и может рассматриваться как полноценная единица её анализа. Обычно личность складывается из нескольких ДСС. От того, в какие ДСС входят те или иные смысловые структуры, зависит их вклад в регуляцию жизнедеятельности личности. Например, мотив самоутверждения у одного человека может быть включён в ДСС профессионального достижения, у другого – в ДСС успеха у другого пола, у третьего – в ДСС хобби, например, самодеятельного творчества, у четвёртого – в ДСС физического развития, а у пятого – венчать независимую, отдельную систему, включающую в себя, скажем, мотивацию профессионального успеха уже в качестве подчинённого момента. Различные ДСС не разделены жёсткими границами. Напротив, практически всегда ДСС пересекаются между собой и имеют общие области (подсистемы), которые можно считать относящимися и к той, и к другой ДСС. Например, подсистема, регулирующая сферу профессионального обучения, может входить одновременно в ДСС профессиональной деятельности и в ДСС познания, являясь областью их пересечения.
Структура ДСС, отражающих устойчивую иерархию отношений субъекта с миром, может проецироваться в сознание непосредственно – в форме самосознания, образа Я, - либо более опосредованно – в форме структур мировоззрения, которые также выполняют функцию самосознания субъекта, однако самосознания не изолированного индивида, а представителя человечества как родовой общности [Иванов, 1986]. Д.С. Леонтьев под мировоззрением понимает составную часть, точнее, ядро индивидуального образа мира, содержащую как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека. На становление и развитие мировоззрения влияет оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, социокультурные схематизмы и особенности языка и других знаковых систем, через которые это знание преломляется, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несёт на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей, знания о мире образуют в нём сплав с убеждениями, не всегда отчётливыми представлениями и бессознательными схематизмами и стереотипами.
В мировоззрении личности следует различать 4 аспекта. Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связанное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связанным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознаваемым и в силу этого несущим в себе множество противоречий. Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и на его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жёстким или мягким. Необходимо также различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.

27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения ограниченного ресурса (Д.Канеман).

Возможности человеческой психики не безграничны.

В когнитивной психологии проблема внимания в целом формулируется в виде вопроса о природе ограничений, накладываемых на переработку информации свойствами психики.

Даниэль Канеман (Лауреат Нобелевской премии, 2002) выдвинул концепцию внимания как единого ресурса.

Канеман понимает сущность внимания как своего рода «психическую энергию», которая позволяет человеку одновременно осуществлять ограниченный объем деятельности.

Внимание представляет собой стратегию распределения ресурсов организма между задачами, позволяет максимально эффективно справиться с ограниченность емкости психики.

Ученый считал, что у человеческого организма есть ресурс мощности, который поп природе ограничен, подвержен колебанию и поддается распределению. Выполнение любого действия (физического или интеллектуального) требует от индивида определенного вложения ресурса внимания, которое обеспечивает эффективность выполнения.

Когда субъект обладает достаточным ресурсом внимания, задание выполняется безошибочно. Если же в данный момент субъект не располагает необходимым ресурсом внимания для решения задачи (из-за общего состояния организма, либо из-за очень сложной задачи), он не способен ее выполнить.

Ресурс внимания, который остается неиспользованным для выполнения текущей задачи, Канеман назвал дополнительной мощностью системы.

Понятие дополнительной мощности важно в тех ситуациях, когда человеку необходимо справиться с несколькими задачами одновременно, т.е. распределить внимание.

Когда ресурса достаточно, распределение не нужно вовсе и уровень выполнения высок для обеих задач.

Когда ресурса недостаточно, сначала ресурсом насыщается более важное задание, а менее важное выполняется за счет дополнительной мощности – основной закон распределения внимания.

В практическом плане важно не просто констатировать тот факт, что человек допускает ошибки, а предсказать приближение этого момента, когда, казалось бы, все идет нормально.

Решить проблему истощения внимания Канеману удалось с помощью разработанной им методики вторичной зондирующей задачи.

Главная идея этой методики – «поймать» момент предела истощения ресурса можно тогда, когда испытуемый справляется с основной (сложной) задачей и парадоксальным образом не справляется с дополнительной (простой) задачей. (Эксперимент с предъявлением ряда цифр и букв на компьютере, Нуркова, стр 261).

Уровень эффективности выполнения вторичной задачи служит инструментом измерения доступной испытуемому дополнительной мощности.

Так же Канеман установил один из важнейших физиологических показателей расхода энергии внимания – изменение диаметра зрачка.

Увеличение диаметра зрачка свидетельствует об увеличении вкладываемой в решение задачи энергии.

Согласно теории Канемана. Существует только один неспецифический ресурс внимания, который в ходе деятельности распределяется на несколько разноплановых задач.

Однако современные авторы (Навон, Гофер, Уикенс) считают, что человек располагает несколькими достаточно автономными ресурсами внимания, так что истощение одного ресурса не обязательно связано с истощением другого.

Эту гипотезу подтверждают данные о том, что одновременное выполнение заданий, опирающихся на различные модальности, происходит более успешно, чем решение аналогичной пары заданий, предъявляющихся в одной модальности.

Данная теория получила название теории составных ресурсов.

Компромисс между этими двумя теориями может быть найден, если постулировать существование двух качественно различных типов ресурсов внимания – энергетического (неспецифичного) и специфичного.

28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.

Необходимость психологического знания возникает там, где нельзя адекватно объяснить ситуацию и предсказать ее развитие без учета человеческой субъективности.

Исходя из своего названия, психология занимается психическими явлениями:

- формы активного субъективного отражения действительности – психика может отражать четыре своеобразных «мира»: физический мир, социальный, культурный и психологический мир самого субъекта. Они могут быть отражены психикой в различных формах – как процессы ощущения, восприятия, памяти, переживания, мышления, воображения. При этом один и тот же объект может выступать для носителя психики как референт разных миров.

- процессуальная и результативная стороны психических явлений;

- бессознательное;

- деятельность и общение;

- групповые процессы.

Место психологии среди других наук о человеке (классификации)

1. Нелинейная объектно-ориентированная классификация наук Б.М.Кедрова. Психология – связующее звено между вершинами «треугольника» наук.

Суть классификации – отражение предметного и методического родства между различными научными дисциплинами. Вершины треугольника – естественные, социальные и философские науки.

Психология – Естественные – в родстве по методу построения исследования (эксперименты Вундта).

Психология – Социальные – по материалу исследований.

Психология – Философские – по предмету исследований (например, область мышления сама по себе является предметом гносеологии, диалектики и логики).

2. Классификация Ж.Пиаже. Совокупность наук рассматривается как континуум, в котором к одному из полюсов тяготеют науки, призванные координировать общую структуру познавательной деятельности человека (Философия, математика, логика), а к другому – те, что определяются специфическими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биология).

По мысли Пиаже, психология занимает ключевую позицию в системе наук, так как именно через нее вся система наук приобретает замкнутость и целостность.

Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки являются воплощением познания.

Психология опосредует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, - науками абстрактными.

3. Г.Саймон разделяет весь корпус современных наук на:

- науки о «естественном» - науки, предметом которых являются области действительности, генетически не связанные с деятельностью человека (физика, химия, геология и т.п.);

- науки об «искуственном» - науки, предметом которых являются области действительности, возникновение которых связано с деятельностью человека (компьютерные науки, история, искусствознание и т.д.).

В данной классификации психология выполняет пограничную, связующую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны, психика является одним из природных феноменов, а с другой, она порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человека во все более «искусственный» объект, и наконец, сама действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу «искусственного».

Отрасли современной психологии

Современная психология носит многоотраслевой характер.

Комплекс психологических дисциплин можно разделить на:

- общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики;

- специальные отрасли психологии:

А) фундаментальные специальные отрасли – изучают определенные аспекты психики (нейропсихология, патопсихология, социальная, дифференциальная психология);

Б) междисциплинарные специальные отрасли – разворачивают исследования на границах психологического знания и других наук (психофармакология, психолингвистика, психофизиология и т.п).

Общая психология включает в себя 4 основных раздела:

1. Общетеоретический – рассматриваются проблемы возникновения и эволюционного развития психики, функции психического, отличие психики человека от психики животных, психика и культура, материальные основы психики;

2. Психология познавательных процессов – включает психологию ощущения и восприятия, памяти, мышления и речи, воображения;

3. Психология регулятивных процессов – психология эмоций и мотивации, внимания, воли;

4. Психология личности.

Специальные отрасли психологии (фундаментальные и междисциплинарные) используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных допущениях и законах построения психики, сформулированных в ее рамках.

Знания, накопленные общей психологией и рассмотренные сквозь призму фундаментальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных областях психологии. В свою очередь они обогащают общую психологию новым фактами и проблемами, стимулирующими приращение фундаментального знания.

Описание того, что конкретно изучают фундаментальные и междисциплинарные специальные области психологии можно у Нурковой на стр 22-23.

29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.

Это статья Е.Е.Соколовой «Психофизическая и психофизиологическая проблемы».

Психологи, как и представители любой конкретной науки, всегда в той или иной мере должны решать проблему соотнесения той реальности, которую они изучают, и других, тесно связанных с ней форм действительности, определить в целом место изучаемых в психологии явлений в общей системе мироздания. Поэтому для психологической науки весьма важно решение двух проблем: психофизической и психофизиологической.

В истории психологической науки решение обеих проблем оказалось настолько тесно связанным между собой, что многие исследователи убеждены, что это одна и та же проблема, только по-разному называемая (см., например, [22]). Другие (см. [143]) утверждают, что это разные проблемы, причем переход от психофизической проблемы к психофизиологической проблеме произошел уже в XVIII в. Разделяя эту последнюю точку зрения, отметим, что психофизической проблемой называется проблема соотношения психического с телесным (материальным) вообще, т. е. проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Именно так была поставлена психофизическая проблема в XVII в. французским философом Р.Декартом. Он же фактически поставил и психофизиологическую проблему — проблему соотношения психического с одним конкретным видом материальных процессов — физиологическими процессами, т.е. проблему соотношения психического и физиологического.
В связи с бурным развитием физиологии в последующее время, в частности в XVIII и особенно в XIX в., психофизическая проблема для многих ученых трансформировалась в психофизиологическую, что не могло не отразиться, по мнению многих историков психологии и методологов психологической науки, на конкретных способах решения собственно психофизической проблемы. В частности, М. Г.Ярошевский подчеркивал, что, понимая связь между психическим и физическим только как связь между психическим и физиологическим, ученые неизбежно сужают свой исследовательский горизонт: «На место зависимостей психики от всеобщих сил и законов природы была поставлена ее зависимость от процессов, которые происходят в нервном субстрате» [143, 140]. Все это привело к тому, что весьма сложная и неоднозначная обусловленность психического различными сферами действительности оказалась сведенной (редуцированной) к одной — весьма значимой, но все-таки одной — взаимосвязи психического с физиологическим. Это мешает, в свою очередь, решить адекватно и психофизическую проблему.

Варианты решения психофизической и психофизиологической проблем:

1. Параллелизм. Позиция параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе (и наоборот). При этом статус психического может занижаться, и тогда психика вообще переходит в разряд «эпифеноменов». Такой позиции придерживались многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие «сознание», используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека.

2. Взаимодействие. Традиции трактовки психофизиологической (психофизической) проблем в духе взаимодействия восходят к Р.Декарту, который считал, что, будучи бестелесной сущностью, душа может оказывать влияние на тело, соприкасаясь с ним эпифизе. Эту идею разделяли многие психологи. В.Джеймс определял функцию мозга как «трансмиссивную», т.е. «высвобождающую». Другими словами, мозг – это особый прибор, который делает духовные сущности явными в материальном мире, но не производит их (аналогия с телеприемником).

3. Корреляция. Корреляционный подход объединяет в себе черты решения психофизиологической проблемы в русле параллелизма и взаимодействия. Представители этой точки зрения утверждают, что не знают, какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического. Так и в сфере физиологического. Возможно, за этими изменениями стоит какой-то третий фактор, который невозможно познать. Как ни странно, большинство современных ученых придерживаются именно такой интерпретации.

4. Тождество. Этот принцип гласит, что психическое и физиологическое – суть одно и то же, дело не в качественных, а в степенных отличиях. Просто мы обладаем уже достаточным инструментарием, чтобы измерять физиологические процессы, и только приближаемся к тому, чтобы проникнуть в психические.

5. Дополнительность. Принцип дополнительности (единства), перенесенный в психологию из квантовой физики введен С.Л.Рубинштейном. Он полагал, что физиологическое и психическое – одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Другими словами, это две стороны одного и того же явления. Для полного описания явления 9в данном случае, человека), нельзя игнорировать ни ту, ни другую стороны процесса отражения.

30. Ситуативная мотивация и ее исследование в школе К.Левина. Феномен Б.В.Зейгарник. Уровень притязаний.

Изучается в школе Курта Левина. Деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому, по мнению Левина психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов. Первоначально он понимает источник мотивации не внутри субъекта, но и не вовне, а во взаимодействии субъекта с объектом.

Теория поля. Всеобщая мотивационная значимость отражаемых явлений. Он отходит от детерминизма «стимул-реакция». Гештальтпсихологическое объяснение механизмов поведения. В нем должны учитываться вся совокупность факторов, которые отражаются субъектом, представлены ему.

Человек находится (в каждый момент времени) под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, которые вследствие своего взаимодействия составляют мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и способы их достижения.

Формально поведение человека определяется двумя факторами:

V(поведение) = ¦ (Р,U)

P – личностные факторы – мотивационные факторы, инстинные потребности и квазипотребности

U - факторы окружающей среды.

Мотивационные переменные личности делятся на истинные и квазипотребности, которые возникают в ситуации, т.е. при выполнении задания. Потребность - это результат взаимодействия внешнего с внутренним. Истинные потребности - устойчивые, длительно существующие напряжения, которые стремятся к разрядке в поведении, возникающие вне зависимости от ситуации (физиологические потребности). Как только человек оказывается в какой-то ситуации, то у него возникает квазипотребность (ситуативная мотивация) - это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). Квазипотребность – напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению) - эксперименты по прерыванию действия – потом возвращение к его выполнению (эксперимент Зейгарник по незавершенным действиям). Закономерности протекания истинных и квазипотребностей одни и те же.

Ситуация - целостное представление субъекта о том окружении, в котором он находится в настоящий момент. Поведение субъекта происходит не в объективной ситуации, а в той, какой он ее имеет в своем воображении – наше знание об объекте – субъективное…

Предметы в окружающем мире имеют валентность - побудительная сила предмета (притягательность, отталкиваемость, требовательный характер объекта - в сказке об Алисе пирожок кричит: «Съешь меня!», пузырек кричит: «Выпей меня!»). Валентность объектов возникает в момент появления у субъекта квазипотребности. От субъекта к объекту начинают исходить силы (притяжения или отталкивания). Валентность - характеристика величины силы притяжения или отталкивания.

Притяжение: 1) Объекты, имеющие статус цели; 2) Способствующие достижению цели.

Отталкивание: объекты, препятствующие достижению цели. Поведение строится исходя из всех динамических соотношений данной ситуации. При этом ситуация может ослабить побуждающую силу предмета.

Валентность зависит от потребностей (напряжений личности). Но некоторые предметы имеют самостоятельную валентность (не зависят от напряжений личности – не имеют потребностного смысла). Валентность порождает силы. Сила – векторная величина, и поэтому характеризуется – направлением, величиной и точкой приложения. Сила не прямое следствие валентности (зависит от внешних условий). Силы находятся во взаимодействии. Совокупность сил образует силовое поле – которое реально определяет поведение субъекта (полевое взаимодействие сил).

Основные характеристики силового поля (в теории Левина):

1) Поведение человека рассматривается в целостной ситуации; человек действует в силовом поле.

2) Поле является феноменальной, а не объективной ситуацией (человек действует из своего понимания ситуации).

3) Движущей силой поведения являются динамические силы, которые возникают в связи с принятием субъектом намерения действовать.

4) Поведение определяется ситуативными факторами, которые действуют здесь и сейчас, актуальное поле.

5) Теория становится универсальной, с помощью нее можно объяснить частные конкретные ситуации.

6) Теория позволяет применять для описания поведения язык математики.

Признак наличия и сохранения квазипотребности - это намерение и сохранение целевой структуру выполняемого действия. Квазипотребность создает эту структуру, которая сохраняется до удовлетворения потребности.

Эффект Зейгарник: демонстрация влияния квазипотребности на эффективность запоминания. В течение получаса испытуемому предлагались разного вида задания – практические – что-то нарисовать, слепить из пластилина, переложить спички на плоскости. Задания несложные, и за полчаса можно выполнить 15-20 заданий (общее количество выходит за пределы рабочей памяти). Прием – некоторые задания она нарочно прерывает – на самом интересном месте. Через полчаса – какие-то действия прерваны, какие-то доведены до конца.

Теперь испытуемого мимоходом спрашивали, какие задания он может вспомнить. Так как первоначально не была дана инструкция к запоминанию, то запоминание здесь непроизвольное. И если он вспоминает какие-то задания, то прежде всего он вспоминает прерванные задания. НЗ/ЗЗ=1.9 (незавершенные действия запоминаются почти в 2 раза лучше). Это связано с тем, что квазипотребность не разряжалась, а сохранялась в виде тенденций к завершению незаконченных действий. Прерванные действия (содержание прерванных действий) непроизвольно запоминаются лучше, чем содержание законченных. Причем даже если испытуемый сразу согласился, то он начинает перечислять содержание прерванных действий, и только потом содержание законченных. Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем выраженнее эффект Зейгарник. Со временем неудовлетворенная квазипотребность разряжается (границы напряженной системы проницаемы). Эффект Зейгарник ослабляется при утомлении, аффективном возбуждении (повышается «текучесть» границ областей).

Эксперимент Овсянкиной. Модифицировала эксперимент Зейгарник - вместо проверки запоминания действий – спонтанное возобновление отдельных заданий. Для этого материал заданий оставлялся разложенным перед испытуемым, экспериментатор покидал помещение. В этом случае незавершенные квазипотребности проявляются непосредственно.

Эксперимент по формированию уровня притязаний Хоппе.

Конструктивная причинность – причина в данной ситуации. Мотивационное поле проявляется тогда, когда субъект уже начал действовать. На этот процесс могут повлиять любые дополнительные факторы. Все окружающие предметы обладают валентностью, но она потенциальна. Будет ли она побуждать – определится в ходе действия. Это актуальная мотивация – имеет настоящий, актуальный характер.

Уровень притязаний – это ситуативная мотивация. Уровень притязаний – это сообщаемая экспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установка по отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определить уровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место в процессе решения задачи.

Испытуемый учится попадать в мишень. Мы застаем его в процессе формирования данногопрактического навыка.

Предшествующее достижение - испытуемый получает некий результат. Совершил бросок и получил определенный результат - мы обратили внимание на его результат.

Постановка цели, установление уровня притязаний – решение о цели следующего действия. Мы просим нашего испытуемого поставить себе цель. Внутреннее несоответствие (т.е. относящееся к данной ситуации) - расстояние между предшествующим достижением и идеальной целью. Далее Левин рассуждает – вряд ли мы найдем испытуемого, чтобы он после шестерки сразу стал попадать в центр мишени. Испытуемый поставит себе более близкую цель. Скажем, скажет, что в следующий раз хотел бы попасть в восьмерку. И тогда Левин введет еще одно понятие - целевое несоответствие - расстояние между предшествующим достижением и реально поставленной целью.

Очередное достижение. Испытуемый получил определенный результат – величину достижения, новую оценку. Разница между уровнем притязаний и величиной достижения будет «несоответствием достижения». Оно будет положительным если результат выше уровня притязаний и отрицательным – если ниже. Положительное несоответствие можно интерпретировать как успех, отрицательное – как неудачу.

Реакция на успех или неудачу (мы просим испытуемого снова поставить цель). И это событие в его сопоставлении со вторым дает возможность установить тенденцию. Первая тенденция – основная – выражается в том, что наш испытуемый адекватно реагирует на свои достижения. Успех – повышает свои целевые установки (после 6 на 8). Вторая – избегание неудачи. Адекватное реагирование (уровень притязаний) – успех повышает уровень цели, неудача – понижает. Неадекватное реагирование (уровень притязаний) – тенденция избегания неудач.

Хоппе считал, что тенденций может быть несколько, по крайней мере, не одна или две. Я-уровень - представление субъекта о себе как решающим данную задачу, занимающимся данной деятельностью. В ходе выполнения задания формируется представление о своих способностях. Я-уровень - стремление повышать свои способности и поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, достижения в которых считаются обязательными и могут либо удаваться, либо нет. Я-уровень стремится к стабильности.

Тенденции – стремление к успеху и избегание неудач. Избрал уровень, представил свои возможности, и во всяком случае не хотелось его менять, по крайней мере, тендировать на повышение. Т.о., стремление к успеху и избегание неудачи – два способа сохранить Я-уровень, два способа его поддержать. Это – две тенденции.

31. Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по В.Вундту. Поток сознания (В.Джеймс).

Сознание стало первым предметом психологии.

Психология сознания не являлась целостным подходом, а скорее представляла собой конгломерат нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию, как на науку о «непосредственном опыте».

Основной исследовательский прием – метод интроспекции.

Структурная психология сознания

Авторы: В.Вундт, Э.Б.Титченер

Главная задача психологии – разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей.

Элементы сознания – ощущения, представления, чувствования.

Ощущения – первичные и самые существенные формы опыта, воплощающие в себе непосредственную связь между возбуждением коры головного мозга и субъективным переживанием (Могут быть зрительными, слуховыми и т.д., свойства – интенсивность и длительность).

«Трехмерная теория чувств»

Любое конкретно осознаваемое чувство является комбинацией трех составляющих (координатных осей): удовольствия – неудовольствия, напряжения – разрядки, возбуждения – успокоения.

Основные процессы психики, результатом синтеза которых выступает сознание – перцепция и апперцепция.

При этом апперцепция – активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне.

Она противостоит механическому принципу ассоциации, т.к. приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов.

В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых визуальных и звуковых раздражителей (с помощью стробоскопа и тахистоскопа).

Особое место в исследованиях занимало измерение времени реакции.

Вундт считал, что это экспериментально демонстрирует три этапа реакции человека на раздрадитель – восприятие, апперцепция, проявление воли (мышечное движение).

Э.Б.Титченер разработал метод аналитической интроспекции. Он усилил ориентацию данной версии психологии на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы.

Главное в методе – попытка избежать «ошибки стимула», т.е. смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта.

Теория актов сознания

Автор: Ф.Брентано

Труд: «Психология с эмпирической точки зрения» 1874г.

Главный предмет психологии – не содержание и структура сознания, а активность сознания.

Брентано так же пытался найти единицы сознания, но усматривал их в элементарных психических актах.

Под влиянием Вундта и Брентано сформировалась Вюрцбургская школа, которая занималась психологией мышления.

Функционализм В.Джеймса. Поток сознания

Поток сознания – динамичность психических явлений.

Джеймс считал, что если остановить поток сознания (чего требовала процедура аналитической интроспекции), он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни.

Цель психологии – изучение приспособительной функции сознания (а не выявление элементов опыта).

Сознание – жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде.

4 свойства сознания:

- непрерывность;

- индивидуальность;

- изменчивость;

- избирательность.

Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», «принадлежащий мне».

32. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.

Темперамент – совокупность обобщенных формально-динамических индивидных свойств.

Проявляется в трех сферах:

- в характеристиках общей активности;

- в моторной сфере;

- сфере эмоциональности.

Первые признаки темперамента обнаруживаются уже у новорожденного ребенка, когда о свойствах личности говорить еще рано (проявляется в общей активности, возбудимости, реакции на новые стимулы и скорости привыкания к ним).

Критерии отнесения динамический характеристик поведения к свойствам темперамента (В.М.Русалов):

- независимость от содержания, мотива и цели деятельности;

- энергетический аспект процесса взаимодействия человека с миром;

- универсальность проявления во всех сферах деятельности;

- раннее проявление в детстве;

- устойчивость в течение жизни;

- высокая корреляция со свойствами биологических систем организма;

- наследуемость;

Существует 2 основных направления изучения темперамента человека:

1. Тип темперамента соотносится с особенностями строения тела человека (конституцией);

2. Тип темперамента соотносится с особенностями строения и функционирования нервной системы человека.

Конституциональный подход к проблеме темперамента

Теория Э.Кречмера

Выделил 4 основных типа телосложения («строение тела и характер»), которые тесно связаны с предрасположенностью к определенным психическим заболеваниям:

1. Астенический – хрупкое телосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, узкий таз;

2. Атлетический – сильное развитие мускулатуры, широкие плечи, узкий таз;

3. Пикнический – округлая фигура, выраженная жировая прослойка;

4. Диспластичный – образец уродства, неправильное, бесформенное строение тела.

Кречмер обследовал 260 пациентов с различным типом телосложения и заключил, что существует связь между маниакально-депрессивным психозом и пикническим телосложением, шизофренией и астеническим телосложением, эпилепсией и атлетическим типом.

Здоровые люди, имеющие определенное телосложение, обладают чертами, сходными со специфичными для данного телосложения патологиями. Кречмер выделяет шизотимиков (погружены себя, замкнуты, склонны к абстрактному мышлению, плохо адаптируются в социуме), циклотимиков (общительны, страдают резкими перепадами настроения, открыты новым впечатлениям), иксотимиков (сдержаны, не склонны к открытой демонстрации эмоций, скурпулезны в мелочах, не обладают богатым воображением).

Теория В.Шелдона

Отталкивался от концепции Кречмера, но разработал более тонкие процедуры описания соматотипов человека и соответствующих им вариантов психических особенностей.

Выделил 3 компонента классификации структуры тела:

- эндоморфность

- мезоморфность

- эктоморфность

Содержание этих типов близко к пикническому, атлетическому и астеническому типам соответственно.

(Далее идут долгие-долгие расчеты (что вряд ли кого-то интересует из комиссии) того, как у него получилось вывести типы темперамента и в итоге получилось)

Шелдон выделил 3 фактора:

- висцеротония – стремление к расслаблению, любовь к комфорту, ненасытность в еде, общении и привязанностях. Его реакции медленны, он терпим к окружающим, эмоционально уравновешен, «человек желудочный»;

- соматотония – любовь к риску, приключениям, потребность в физических упражнениях, стремление к власти, агрессия, безразличие к чувствам других, шумность, веселость, «человек телесный»;

- церебротония – застенчивость, сдержанность, боязнь людей, такой человек хорошо чувствует себя в замкнутом пространстве, быстро реагирует на новую информацию, плохо спит, предпочитает одиночество, «умственный человек».

У конституционального подхода есть ряд недостатков, а именно абсолютизация биологических и недооценка средовых факторов в формировании человека, а так же выход за рамки собственно темпераментных свойств.

Темперамент как проявление свойств нервной системы

Данный подход стремится раскрыть физиологические механизмы, определяющие свойства темперамента (не ограничиваясь связями между строением тела и психологическими особенностями).

Свойства темперамента объясняются особенностями строения и функционирования нервной системы.

Представители: И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, В.С.Мерлин, П.В.Симонов и пр.

Функциональная типология ВНД по И.П.Павлову

3 базовых свойства нервных процессов:

- сила – слабость;

- инертность – подвижность;

- уравновешенность – неуравновешенность

Процессов возбуждения и торможения.

Дисбаланс нервных процессов наблюдался в двух вариантах – с преобладанием процесса возбуждения и с преобладанием процесса торможения.

Свойства нервной системы:

1. Сильный тип – проявляется в высокой работоспособности, выносливости, устойчивости к помехам, способность выдерживать нервное напряжение на фоне высокой активности;

2. Слабый тип – высокая утомляемость, впечатлительность, низкий запас выносливости, слабая активность;

3. Неуравновешенный с преобладанием возбуждения тип нервной системы – непоседливость, суетливость, несобранность, несосредоточенность, бурные эмоциональные реакции;

4. Неуравновешенный с преобладанием торможения тип нервной системы – спокойствие, обстоятельность, неторопливость, затяжной характер эмоциональных переживаний.

Темперамент определяет только форму психических переживаний и поведенческих реакций, но не их содержание.

В результате сочетания выделенных свойств можно было гипотетически выделить 24 типа темперамента, однако собаки демонстрировали только 4 типа:

1. Холерический темперамент – сила и неуравновешенность с преобладанием возбуждения;

2. Сангвинический темперамент – сильный, уравновешенный, подвижный;

3. Флегматический темперамент – сильный, уравновешенный, иннертный;

4. Меланхолический темперамент – слабый тип нервной системы.

Позднее Павлов дополнил типологию присущими только человеку свойствами – преобладание конкретно образной системы, либо речевой, абстрактно-обобщенной. Выделил специально человеческие типы – «художественный» и «мыслительный».

Типология свойств нервной системы в школе Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына

Для изучения типологических свойств нервной системы систематически применялись ЭЭГ-методики.

Изучались показатели биоэлектрической активности мозга, по которым обнаруживаются значимые индивидуальные различия и которые коррелируют с наблюдаемыми динамическими особенностями поведения.

Чем больше представлены в фоновой ЭЭГ ритмы более высоких частот, тем более высокой исходной активностью мозговых структур отличается данный человек.

Стабильность фоновой ЭЭГ является показателем силы нервной системы.

Характеристики биоэлектрической реакции на предъявление нового стимула свидетельствуют о балансе нервных процессов (преобладание возбуждения или торможения).

И т.д. (огромное количество проб, о которых можно почитать на стр. 502 Нурковой).

Свойства нервной системы:

1.подвижность – способность нервных процессов возбуждения и торможения сменять друг друга;

2. лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов

3. чувствительность анализаторов

4. выносливость к нагрузкам.

Энергетический и регуляторный блоки мозга детерминируют два общих свойства нервной системы – активность и эмоциональность.

Активность проявляется в таких чертах темперамента, как выносливость, темп и скорость осуществляемых действий.

Показателем эмоциональности служат доминирующие эмоции и их динамические характеристики.

Применение физиологических методов довольно трудоемко, поэтому популярность получили опросники, направленные на оценку свойств темперамента, но они носят вероятностно-ориентирующее значение.

Применение объективных физиологических методов или соответствующих опросников на определение свойств темперамента позволяет установить индивидуальные особенности, проявляющиеся в формально-динамических характеристиках деятельности человека.

33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальпериина. Опыт формирования внимательности у школьников.

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А.Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и многие другие.

П.Я.Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.

Четыре параметра, по которым преобразуется действие при его переходе извне внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: