Непротивление злу насилием так же важно в применении

К ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ, КАК И В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Люди хотят оставаться такими плохими, какие были, и хотят, чтобы всяжизнь в то же время была лучше. Мы не знаем, не можем знать, в чем состоит общее благо, но твердознаем, что достижение этого общего блага возможно только при исполнениикаждым не того закона, который устанавливают люди, а того вечного законадобра, который открыт каждому человеку и в мудрости людской и в его сердце. Часто люди, не соглашаясь с учением Христа в его настоящем смысле, несоглашаясь с воздаянием добром за зло, говорят, что если принять это учение,то разрушится весь привычный порядок жизни, и что поэтому учение это нельзяпринять. А между тем учение Христа и есть именно такое учение, котороедолжно разрушить дурное устройство нашей жизни. Оно затем и проповеданомиру, чтобы разрушить старый дурной порядок и установить на его место новый,хороший. Говорят, что нельзя не воздавать злом за зло, потому что если не делатьэтого, то злые завладеют добрыми. Я думаю, что совсем напротив: только тогдазлые завладеют добрыми, когда люди будут думать, что позволено воздаватьзлом за зло, как это и есть теперь во всех христианских народах. Злые теперьзавладели добрыми именно потому, что всем внушено, что не только позволено,но и полезно делать зло людям. Говорят: перестань наказанием угрожать злым, разрушится существующийпорядок, - и все погибнет. Сказать это, все равно, что сказать: растаетрека, - и все погибнет. Нет, подойдут корабли, начнется настоящая жизнь. Говоря о христианском учении, ученые писатели обыкновенно делают вид,что вопрос о том, что христианство в его истинном смысле неприложимо, ужедавным-давно окончательно решен. "Нечего заниматься мечтами, надо заниматьсянастоящими делами. Надо изменить отношение капитала и труда, организоватьтруд, земельную собственность, открывать рынки, учреждать колонии дляразмещения населения, надо учредить отношение церкви и государства, надосоставлять союзы и обеспечивать безопасность государств, строить корабли,крепости, собирать, обучать войска, приготовлять средства защиты дляподдержания своего и народного достоинства и т. п. Надо заниматься серьезными, стоящими внимания и забот людей вопросами,а не мечтами о таком устройстве мира, в котором люди подставляли бы другующеку, когда их бьют по одной, отдавали бы кафтан, когда с них снимаютрубаху, и жили бы, как птицы небесные, - все это пустая болтовня", - говорятлюди, не замечая того, что корень всех каких бы то ни было вопросов именно втом самом, что они называют пустой болтовней. А корень всех вопросов в том, что люди считают пустой болтовней, потомучто все эти вопросы, от вопроса борьбы капитала и труда до вопросанародностей и отношений церкви и государства, все это вопросы о том, есть лислучаи, когда человек может и должен делать зло ближнему, или случаев такихнет и не может быть для разумного человека. Так что, в сущности, все эти считающиеся столь важными вопросы - всесводятся к одному: разумно или неразумно и потому нужно ли или не нужновоздавать злом за зло? Было время, когда люди могли не понимать идействительно не понимали значения этого вопроса, но ряд страшных страданий,среди которых живет теперь человечество, привел людей к сознаниюнеобходимости на деле решения вопроса. Вопрос же определенно решен 1900 летназад учением Христа. И потому нельзя уже в наше время делать вид, что мы незнаем этого вопроса и не знаем его решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: