ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Причины и история возникновения педагогической технологии
Сходство и различия промышленных и социальных технологий
Понятия «педагогические система» и «педагогическая технология»
Классификация педагогических технологий.
Причины и история возникновения педагогической технологии
Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побудительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использование психофизиологических особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
|
|
- потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.
Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик, но проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.
Очевидно, что совершенствование метода надо продолжать, но процесс нахождения и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработанной системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne - искусство, ремесло, наука и logos - понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материала. Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. К числу существенных признаков технологий относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям.
|
|
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности.
Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой возможность рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы заново все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.
Принято считать, что у истоков технологизации отечественной педагогики стоял А.С. Макаренко, который впервые ввел понятие педагогической техники и предполагал идти еще дальше: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрд-ниева, И.П. Раченко, ЛЯ. Зориной, В.П. Беспалько, MB. Кларина и др.
Интересно рассматривает генезис сущности (историю становления) понятия «педагогическая технология» И.И. Прокопьев. По его мнению, толчок к поиску, чтобы породнить инженерную мысль о технологическом процессе с педагогикой, возник в нашей стране в конце 50-х - начале 60-х гг.
Этому способствовало стремление использовать в учебном процессе технические средства, в частности, визуальную, аудио- и аудио-визуальную аппаратуру. Психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения. Развивается электронная техника с большими возможностями ее использования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.
В 1960-1966 гг. на основе нового закона об образовании в СССР старшие классы (9-11 кл.) общеобразовательной средней школы стали одновременно и профессиональными. В связи с этим на один год было продлено обучение. Наряду с учителями общеобразовательных дисциплин по профессиональному обучению в школе, а также в учебно-производственных мастерских стали работать инженеры различных профилей: механики, энергетики, технологи и др. В первую очередь специалистам этого профиля были видны отсталые, косные способы и приемы учебной работы профессиональных учителей. Эти приемы десятилетиями, а некоторые - веками традиционно существовали в школе. И теоретики, и практики ищут пути рационализации учебного процесса. Так появляется и распространяется вширь программированное обучение в учебных заведениях всех уровней и разных типов (работы В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызиной, Т.А. Ильиной, А.Г. Молибога и др.) В программированном обучении можно было широко использовать технические средства для подачи информации и контроля знаний учащегося. Развивается и безмашинное программирование, появляются учебники, учебные пособия, составленные по принципу программирования, в том числе - по педагогике (И.Е. Шварц).
|
|
Для программированного обучения характерен контроль. Его развитию способствовало и то, что в 70-е годы в советскую школу «вернулись» тесты, запрещенные в 30-е годы 20 века. Все названные обстоятельства оказались благоприятными для реализации технологического подхода к учебно-воспитательному процессу, для разработки теоретических вопросов педагогической технологии и применения ее на практике. К настоящему времени опубликованы монографии, множество брошюр и статей по проблемам педагогической технологии.
Следует отметить большой вклад В.П. Беспалько в разработку теории и практики педагогической технологии, в частности, его труды по теории педагогических систем и собственно педагогической технологии. Проблемам педагогической технологии посвящены работы В.В. Гузеева, М.В. Кларина, П.М. Эрдниева и др. Педагогическую технологию как учебную дисциплину изучают теперь студенты педагогических специальностей многих вузов. Все сказанное делает актуальным осмысление «педагогической технологии» как понятия и соответствующего термина науки педагогики.
Таким образом, историю становления педагогической технологии можно схематически представить так: замысел внедрить инженерный подход - технические средства в учебном процессе - алгоритмизация обучения - программированное обучение - технологический подход - педагогическая технология (дидактический аспект) - поведенческая технология (аспект воспитания). Не все составляющие педагогической технологии к настоящему времени одинаково развиты. Одни из них разработаны подробно, другие - только намечены. Особенно сложна разработка технологии воспитания, хотя и здесь положено начало (И.П. Иванов, Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко и др.).