Эргономические свойства автомобиля

Информативность автомобиля – его способность обеспечивать участников движения необходимой информацией. Информативность может быть:

1.Внешняя визуальная информативность:

- пассивная – потенциальные свойства транспортного средства передавать информацию без затрат энергии (форма, размеры, цветографические свойства автомобиля и световозвращающие устройства;

- активная – потенциальные свойства транспортного средства передавать информацию с определенными энергетическими затратами (системы освещения и т.п.)

2. Внутренняя визуальная информативность – определяется количественными и качественными характеристиками приборов и световых сигнализаторов, скомпонованных на панели приборов.

3. Звуковая информативность – свойство транспортного средства обеспечивать водителя необходимой звуковой информацией.

4. Тактильная информативность – свойство объекта формировать ощущения на кожной поверхности при действии механических стимулов (давление, вибрация).

Обитаемость транспортного средства – свойства окружающей водителя и пассажиров среды, определяющие уровни комфортабельности места труда и отдыха водителя. Характеризуется микроклиматом, эргономическими характеристиками кабины (салона), шумом и вибрациями, загазованностью и плавностью хода.

Микроклимат характеризуется совокупностью температуры, влажности и скорости воздуха. Оптимальная температура воздуха в кабине автомобиля 18–24 °С. Оптимальная скорость движения воздуха в кабине около 1 м/с.

Требования к освещению кабины транспортного средства. Общая освещенность в кабине на уровне щитка приборов должна быть не менее 10 лк. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.

Требования по шумо- и виброизоляции кабины транспортного средства. ГОСТ Р 51616-2000. «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении автотранспортных средств, и методы испытаний. Уровни шума (звука) в салоне легкового автомобиля не должны превышать 80 дБА.

Эргономические свойства характеризуют соответствие сиденья и органов управления транспортного средства антропометрическим параметрам человека, т.е. размерам его тела и конечностей.

Конструкция сиденья способствует посадке водителя за органами управления, обеспечивающей минимум психофизиологических затрат в состоянии постоянной готовности в течение длительного времени. Это достигнуто определенными геометрическими соотношениями размеров подушки и спинки сиденья, возможностью их регулирования в вертикальной и горизонтальной плоскостях, изменения угла наклона спинки сиденья, амортизирующих устройств и свойствами материалов самого сиденья.

22+23 Конструктивные тенденции и материалы авто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: