Биржи
Основные признаки классификации бирж.
1. В зав-ти от вида биржевого товара.
- товарные (действуют на основании закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговли)
- товарно-сырьевые (недвижимости, информации, трансп. услуг)
- фондовые (мобилизуют фин. ресурсы, использ-ся при долгоср-ом инвестировании и фин-нии гос. программ)
- валютные (орг-ция и обслуж-е рынка ин. валюты)
2. По принципу орг-ции.
- биржа имеющая публично правовой хар-р (гос-ая). Членом такой биржи м.б. любой предпр-ль, занесенный в торговый реестр и имеющий опред-ый размер оборота)
- биржи носяшие частно-правовой хар-р (частные). Доступ для узкого круга лиц, входящих в биржевую корпорацию. Паевые.
-смешанные.
3. По степени участия в торгах.
- закрытые. Принимают участие пост-ые члены, бирж. посредники
- открытые. В торгах могут участвовать посетители.
- чисто-открытые (не обязывают польз-ся услугами посредников
- открытая биржа смешанного типа (работают 2 группы посредников: брокеры – работают за счет и от имени клиента, дилеры – от своего имени и за свой счет).
4. По номенклатуре товаров.
- универсальные. Широкий круг товаров
- специализир-ые. Выделен профиль.
5. По роли и месте в биржевой торговли.
- национ-ые. Действуют в пределах одного гос-ва.
- междунар-ые. Охватывают несколько гос-в.
6. По сфере деят-ти.
- центральные (столичные); - межрегион-ые (локальные)
7. По хар-ру биржевых операций
- биржи реального товара. Обязат. продажа и поставка товара после проведения торгов
- фьючерсные. Рынок прав на товар. Невозможны без банк-го кредитования. Фиктивный хар-р сделок.
- смешанные (все виды услуг)
Функции и характер деят-ти бирж.
Биржа – часть рыночной структуры.
Функции:
1.ценообразующая (специфическая) – в зависимости спроса и предложения через котировку определяются ежедневные отклонения.
2.ценопрогнозирующая – инструменты прогноза: фундаментальный, технический, психологический ан.
Фундам. Ан. – изучение спроса и предложения. Технич. – построение матем. структур. Психологич. – анализ толпы.
3.Страхование от ценовых рисков (хеджирование). Процесс покупки или продажи контрактов на срок на фьючерсных рынках с целью избежания риска от колебания цен на спот рынках. Хеджирование от снижения цены осуществляется – продажей фьючерсного контракта с последующей его покупкой по более низкой цене. Хеджирование от повышения цен производится покупкой фьючерсного контракта с последующей его продажей по более высокой цене.Технически операции хеджа подразделяются на 2 типа: Длинное- покупкой, Короткое –продажей
4.выработка товарных стандартов. Допуск фирмы к биржевой торговле делает ее товар ликвидным не только на бирже, но и вне ее, поскольку он всегда может быть предложен для продажи на бирже.
5.мобилизация временно свободных ден.средств
6.финан –ние гос. и частного сектора.