Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом. Я попытаюсь передать вам речь об Эроте, которую услыхал некогда от одной мантинеянки, Диотимы, женщины очень сведущей и в этом и во многом другом и добившейся

Я попытаюсь передать вам речь об Эроте, которую услыхал некогда от одной мантинеянки, Диотимы, женщины очень сведущей и в этом и во многом другом и добившейся однажды для афинян во время жертвоприношения перед чумой десятилетней отсрочки этой болезни, – а Диотима-то и просветила меня в том, что касается любви, – так вот, я попытаюсь передать ее речь, насколько это в моих силах, своими словами, отправляясь от того, в чем мы с Агафоном только что согласились.

Итак, следуя твоему, Агафон, примеру, нужно сначала выяснить, что такое Эрот и каковы его свойства, а потом уже, каковы его дела. Легче всего, мне кажется, выяснить это так же, как некогда та чужеземка, а она задавала мне вопрос за вопросом. Я говорил ей тогда примерно то же, что мне сейчас Агафон: Эрот – это великий бог, это любовь к прекрасному. А она доказала, что он вопреки моим утверждениям совсем не прекрасен и вовсе не добр. Существуют истолкователи или посредники, пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью. Благодаря им возможны всякие прорицания, жреческое искусство и вообще все, что относится к жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, пророчеству и чародейству. Гении эти многочисленны и разнообразны, и Эрот – один из них.

По природе своей он ни бессмертен, ни смертен: в один и тот же день он то живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает, но оживает опять. Все, что Эрот ни приобретает, идет прахом, отчего он никогда не бывает ни богат, ни беден.

Он находится также посредине между мудростью и невежеством, и вот почему. Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды.

Мудрость – это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот – это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Обязан же он этим опять-таки своему происхождению: ведь отец у него мудр и богат, а мать не обладает ни мудростью, ни богатством. Такова, дорогой Сократ, природа этого гения. Что же касается твоего мнения об Эроте, то в нем нет ничего удивительного. Судя по твоим словам, ты считал, что Эрот есть предмет любви, а не любящее начало. Потому-то, я думаю, Эрот и показался тебе таким прекрасным. Ведь предмет любви в самом деле и прекрасен, и нежен, и полон совершенства, и достоин зависти. А любящее начало имеет другой облик, такой примерно, как я сейчас описала.

урок 2

  1. Обсуждение мифа о пещере из 7 книги «Государства» Платона. Учитель просит детей кратко пересказать миф. Содержится ли уже в самом тексте мифа его интерпретация? Если нет, то как мы можем его проинтерпретировать? Каковы основные образы мифа? (Солнце, тени, пещера, огонь в пещере)
  2. Миф о пещере иллюстрация теории познания Платона. В мифе изображено четыре ступени движения человека от восприятия вещей, данных нам в опыте, в мире, к идее Блага. Вещи, данные нам в опыте показаны Платоном, как тени, отбрасываемые предметами, которые проносят за спиной узников пещеры. На второй ступени узник освобождается и видит сами вещи и огонь, горящий в пещере. Что они могут символизировать? На третей ступени узник выходит из пещеры и видит отражение солнца в воде, а затем (если ему хватает смелости) может созерцать само солнце, то есть идею Блага.
  3. Еще одна важная деталь. Глаз человека, который провел всю свою сознательную жизнь, наблюдая за движением теней, поначалу плохо воспринимает предметы, огонь и солнце. Но ведь всё то, что мы только что перечислили само по себе имеет гораздо более отчетливые очертания. Платон не случайно «ослепляет» своих узников. Эти проблемы со зрением мы можем проинтерпретировать как трудности на пути к истинному философскому знанию.
  4. Итак, мы выяснили, что Платон выделяет 4 ступени познания, от обыденных вещей к идее Блага. Причем каждая из этих ступеней дается человеку все с большей сложностью.
  5. Проектная работа. Детям предлагается придумать свой миф о познании. Дети разбиваются на группы, а затем учитель проводит общий «мозговой штурм», записывая варианты образов, сюжетов и характеристик героев на доске. Это поможет детям чувствовать себя увереннее, создавая свой миф (не более 15 минут). Представление проекта и расшифровка (не более 5 минут каждая группа).

Урок 4.

  1. Мы знаем, например, что Аристотель был учеником Платона. Но представляем ли мы себе, каково было это ученичество? В Древней Греции существовали софисты – учителя мудрости, про которых мы с вами говорили уже в связи с Сократом. Они за деньги учили желающих (желающими обычно были богатые люди, так как удовольствие это было недешевое) «мудрости» (отсюда название). Но на самом деле они всего лишь давали уроки красноречия, или риторики. Таковы ли были методы Платона?
  2. Рассказать об Академии. Союз Платона и его учеников назывался Академией в честь древнегреческого героя Акадэма. Платон на собственные средства арендовал небольшой участок в общественном саду, где собирался со своими последователями для того, чтобы порассуждать на разнообразные интересующие их темы. Академия была довольно известна в Афинах, существует даже известный анекдот, в котором Платон, его племянник и некий сицилийский врач рассуждают о том, к какому роду и виду отнести тыкву, методом дихотомии. Ученики Академии не платили за занятия, но по желанию вносили добровольные взносы, за счет которых и жил Платон. Занятия в Академии проходили примерно два раза в месяц.
  3. По сути дела, Академия была первой официально зарегистрированной философской школой. Демонстрируется картина «Афинская школа». Corpus Platonicum дошел до нас в первую очередь благодаря хорошо отлаженной работе Академии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: