Предисловие. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

К. Симонов

Материал для этой книги собирался на многих семинарах и мастер-классах, которые я провел на разных региональных студиях. Предназначена она в первую очередь для тележурналистов, режиссеров и монтажеров, не имеющих профессионального теле-, кинообразования.

Книг об авторском и режиссерском замыслах написано великое множество. Беда лишь в том, что пишутся они в основном режиссерами театра и игрового кино. И тележурналисту, которому нужно снять, смонтировать и озвучить один, а порой и два-три сюжета в день, порой сложно адаптировать проблемы постановки «Гамлета» к ежедневной практике региональной телекомпании. Да и написаны эти книги, за редким исключением, языком, ясным для профессионала, но «туманным» для тех, кто после вуза делает в профессии первые самостоятельные шаги, порой не имея на сотни верст в округе никого, кто мог бы что-то прояснить. Только в нескольких из сотен известных мне книг авторы избежали этого: «Компонуем кинокадр» С. Е. Медынского и «Кино между адом и раем» А. Митты, «Интервью» и «Диалог» С. Муратова, — их я настоятельно рекомендую читателю.

Большинство же отделений журналистики не дают основ не только режиссуры (что понятно), но и сценаристики. А тележурналист — даже репортер, — обязан владеть хотя бы основами сценарного мастерства, ведь он работает для экрана, который требует иного, отличного от газетного, подхода. К тому же сотруднику региональной телекомпании часто приходится быть «единым во всех лицах»: репортером и режиссером, оператором и монтажером, звукорежиссером и музыкальным оформителем…

Не открою, конечно, Америки, сказав, что «рецептов» идеальной экранной вещи не существует и существовать не может, так же как в подробно разработанной теории живописи и литературы вы не найдете рецепта гениальной картины, «букеровского» романа или даже приличной новеллы. Теоретические знания лишь дают опоры, акцентируя внимание на важных этапах и деталях. Соединять их в систему всегда приходится самому. Конечно, всегда существует соблазн получить (и дать) некую «формулу». Но… Хотя подобные книги и существуют, применение таких «рецептов» на практике обычно не дает ничего, кроме разочарования, — и зрителям, и самим журналистам. Потому что жизнь — тот материал, с которым нам приходится работать ежедневно, — бесконечно богаче и разнообразнее любых формул и теорий. Остается единственный путь — понять сами принципы и подходы. И не теоретически, а проверяя каждый из них на практике. Впрочем, мы ведь все по опыту знаем, что профессионализм вырастает именно из такого поэтапного, пошагового освоения предмета. «Кавалерийский наскок» — удел дилетантов.

В ходе практического освоения происходит «прорыв» к другому — профессиональному, — типу мышления. В случае с экраном это такое в и дение мира, в котором все взаимосвязано системой конфликтных столкновений, все движется борьбой идей, чувств, желаний («Я хочу!») — не только людей, но и всего, что их окружает. Именно такой подход к съемочному материалу отличает профессионала от любителя. Ведь, даже снимая собственного ребенка, «профи» будет делать акцент не на умильном агуканье, а на точках столкновения младенца с окружающим миром. А их — миллионы!

Что такое для младенца новая игрушка? Она и интересна, и опасна. Особенно если большая. А значит, эпизод с новой игрушкой станет событием, в котором ребенок преодолевает свой страх и делает еще один маленький шажок к освоению мира. А это уже проблема общезначимая, известная любому человеку — и не только в детстве. Ведь и взрослый человек, сталкиваясь с чем-то совершенно ему неведомым, испытывает те же чувства. Меняется только внешнее проявление, но эмоции остаются. И тогда в младенце мы, зрители, узнаем себя. Узнавание это разбудит наши чувства, а значит, и интерес.

Свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы дать читателю возможность сделать первый шаг к такому в и дению мира, а для этого — познакомить его с «азбукой» профессии, адаптировав ее к ежедневной работе регионального журналиста. Поэтому, если только не будет специального предупреждения, читая эту книгу, воспринимайте слова «фильм» и «сюжет» как обобщение, относящееся к любой видеоработе: репортажу и интервью, очерку и «круглому столу» в прямом эфире... Принципы эти одинаково работают во всех экранных жанрах: от видеоэтюда и информационного сюжета — до документального и игрового фильма «высокого полета».

В книге не будет не только «рецептов», но и теории. Ведь — в этом я убежден, — теоретической режиссуры не существует в принципе. Именно поэтому все попытки написать учебник режиссуры окончились ничем. А ведь брались за эту задачу С. М. Эйзенштейн, М. И. Ромм, Г. А. Козинцев и другие мэтры кино.

Зато здесь будет тот обобщенный опыт, который собирался многими поколениями сценаристов, режиссеров и других профессионалов кино и ТВ и который был неоднократно проверен и моей собственной практикой, и наблюдениями за работой коллег. То есть принцип отбора материала был прост: отброшено все, что используется только в определенных экранных жанрах, и оставлено то, что «работает» всегда. А все необходимые дополнения вынесены в «отступления» соответствующих глав.

И да простят мне профессионалы упрощение некоторых определений и подходов: ведь для многих эта ступенька станет серьезным шагом вперед. А те, кто продвинутся дальше, всегда могут обратиться и к первоисточникам, и к их толкованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: