Реализация замысла

Великим идеям нужны не только крылья для полета, но и шасси, чтобы спуститься на землю.

В. Шенерт

В этой части мы разберем принципы и подходы, которые помогут превратить авторский замысел в реальное экранное произведение.

Конечно, даже имея внятный замысел, полностью определить конструкцию сюжета до съемки невозможно. Что-то оказывается снятым не совсем так, как задумывалось, находятся более интересные ходы, что-то просто «не клеится»… Парадокс в том, что любые уточнения возможны только в том случае, когда все элементы замысла были проработаны заранее и «твердо стоят на ногах». Иначе монтаж становится судорожными попытками выпутаться из ситуации. Радости это не приносит, а результат всегда будет хуже. Ведь съемки, монтаж, озвучивание и прочее — только способ реализации авторского замысла. Именно поэтому я так назойливо все время к нему возвращаюсь.

Конечно, при определенном уровне профессионализма «выпутаться» можно почти всегда. Но не лучше ли потратить какое-то личное время на замысел, чем впустую расходовать потом съемочные и монтажные часы, свое и чужое время, студийные деньги, пытаясь собрать картинку из перемешанной кучи плохо стыкуемых «паззлов»-кадриков?

После того как мы точно определились с тем, чт о мы хотим получить в итоге на экране, наступает этап реализации. Реализация включает в себя определение основных способов того, как сделать из пока еще «виртуального» сюжета реальный, добиться нужного результата. Ведь замысел — понятие очень абстрактное. Вернее — обобщенное. В сюжете же никаких «вообще» быть не может. Природа экрана очень конкретна. Нет на экране, скажем, никаких «сумерек», есть только конкретный объект в конкретном освещении. И никакой «боли» нет, и «удовольствия» — только соответствующие состояния и оценки персонажей, соединенные межкадровым или внутрикадровым монтажом с объектами, с которыми они соотносятся.

Итак, мы имеем, с одной стороны, детально разработанный авторский замысел, с другой — конкретный материал реальности. Теперь нам нужно соединить это в сюжет. От качества решения этой проблемы зависит, кто в итоге предстанет на суд зрителя: теоретик, «съемщик» или автор, умеющий органично соединить замысел с реальностью.

Без потерь здесь, конечно, не обойтись. А.Тарковский говаривал, что до экрана доходит обычно не более 20 % замысла. Это в игровом кино! Что же тогда доходит до зрителя в информационном сюжете, при вечном дефиците времени и средств? Впрочем, это говорит только о том, какая внятность и тщательность проработки нужна в замысле, чтобы оставшиеся проценты стали для зрителей событием, а не просто очередной «жвачкой для глаз».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: