Переключение видов деятельности

Педагогическая ценность этого метода заключается в том, что воспитатель, переключая школьников с одного вида деятельности на другой, создает у них новые внутренние установки в поведении, инициирует новые психические переживания. Это, в свою очередь влияет на изменение ценностных ориентаций, сознания, эмоционального отношения к деятельности и волевую сферу личности. Полезно применять метод переключения, когда воспитатель хочет сгладить обиду воспитанников, или изменить их настроение. Встречаясь с упрямством ребенка в достижении своей цели, воспитатель, переключая ребенка на другую деятельность, создает педагогические условия для переосмысления своего поведения, признания своих ошибок и поиска пути их преодоления.

В заключение хотелось бы поговорить о таком неординарном методе, как «взрыв» ( А.С.Макаренко). Педагогическая литература с большой неохотой описывает этот метод, и напрасно, поскольку «…самые тяжелые характеры, самые убийственные комплексы привычек никогда эволюционно не разрешаются», писал А.С.Макаренко, представляя метод взрыва. (25, С.382). Применение этого метода целесообразно в том случае, когда портятся отношения между личностью и обществом. Когда «дефективность отношений» влияет на сознание и поведение ребенка. Если личность сильная, то такое отношение будет активно развиваться, и единственный способ это прекратить - «…не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» (Там же. С.383). Сам метод может быть выражен в виде бойкота, в формах коллективного гнета, осуждения, отвращения. Очень важно, чтобы все эти проявления сопровождались проявлением общественных или личных эмоций и не утонули в постановлениях, реляциях, приказах. Для применения метода А.С.Макаренко советует выбирать только те конфликтные отношения, которые ярко выпирают и всем понятны, а не использовать этот трудный и в какой-то мере опасный метод для разрешения повседневных и мелких «конфликтиков», которые неизбежно возникают в любом «живом» коллективе. Правда, в работах мастера отмечается, что метод «взрыва» выталкивает ребенка из коллектива, ставит его на «край бездны», в которую он может упасть при малейшем неловком движении. В этом заключается опасный момент применения этого метода, который сам автор называл «болезненным и педагогически трудным».

Обобщая вышесказанное, хотим подчеркнуть, что воспитателю, использующему методы воспитания необходимо помнить, что даже самый продуктивный метод не принесет педагогических успехов. В воспитании важна система методов. «… задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность», писал А.С.Макаренко, подчеркивая потребность педагогики в системе методов. (Там же, С. 387).

Система методов является своеобразным механизмом реализации цели воспитания. Наполненная содержанием, обусловленная закономерностями и принципами, воспитательная деятельность может быть оценена. Результатом воспитания выступает изменение, которое происходит с ребенком. Оно может быть как позитивным, так и негативным. А мера этого изменения связана с подбором критериев эффективности воспитательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: