До начала XX в. в мире было сравнительно мало детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы с детскими секциями, религиозные и спортивные кружки, в редких случаях (как, например, «Армия спасения») имевшие разветвленную сеть. Однако это не всегда отвечало интересам детей и подростков, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать потребность к объединению по интересам.
Если в среде работающих подростков предпочтения отдавались демонстрации неподчинения формальному руководству, то в среде учащихся прослеживалась стихийная тяга к природе, странствиям, проповедовался отказ от курения, алкоголя, сквернословия. Пример всему миру здесь подавали немцы с их известными детскими движениями «Перелетные птицы» и «Юные странники». Накануне выходных дней маленькие группки по 10 - 12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами отправлялись с городских вокзалов в ближайшие окрестности. Ребята изучали свой родной край не по карте, а воочию, собирали фольклор и распространяли его в городе. В каникулы устраивались длительные походы на сотни километров. Конечно, в этом выражался и своеобразный протест против однообразной школьной в семейной жизни. В 1913 - 1914 гг. в движение немецких «перелетных птиц» и «юных странников» входили уже десятки тысяч детей и подростков. «Перелетная птица - это самое благородное, утонченное, прекрасное и в то же время дикое творение, которое когда-либо создано было молодежью, без малейшего подражания поколению отцов», - отмечал Г.Влюгер. Очевидно, здесь влияние идей романтизма, упор на аскетизм и народные традиции.
|
|
Движение «перелетных птиц», впрочем, так и не было оформлено в национальном масштабе, а вот религиозные объединения в Германии просто-таки поражали своей организационной пестротой. Основной водораздел среди них проходил по конфессиональному признаку. Католиков было больше численно, но протестанты имели большее разнообразие организаций. Появились также группы рабочей молодежи, строившиеся по подобию взрослых. Они сочетали в своей деятельности защиту экономических прав, спорт, просветительство.
Политические организации пытались распространить свое влияние на молодежь посредством создания «припартийных» спортивных групп. Подчинить молодежное и детское движение своим интересам стремилось и государство, для чего в 1911 г. многочисленные группы были объединены в «Союз молодой Германии». Он насчитывал почти 1 миллион человек. «Союз», основу которого составляли простые ребята, обычные спортсмены, был порядком «разбавлен» крайними националистами. В1901 г. возник «Союз потешных», объединивший молодежь для проведения экскурсионной, походной деятельности, занятий стрельбой и пением.
|
|
В Америке получили распространение группы «лесных индейцев» Сетон-Томпсона, «сыновья Дэниэла Буна» и «мальчики-пионеры» Дэна Берда. Эрнест Сетон-Томпсон (1860 - 1946) родился в Англии, но уже в шестилетнем возрасте переехал с родителями в Северную Америку. Он был талантливым ребенком и рано научился читать, вырезать из дерева, фигурки животных и птиц. Природа Канады влекла его к себе все больше и больше, но отец упорно не позволял ему связать с нею свою жизнь. Эрнест добился-таки своего - получил должность «государственного натуралиста», стал художником и писателем (книги «Жизнь гонимых», «Животные-герои», «Мустанг-иноходец» и др.), несколько лет своей жизни посвятил детским организациям: сначала «лесным индейцам», а затем бой-скаутам.
В 1900 г. его имение несколько раз подвергалось нападениям группы местных подростков, недовольных запретом на охоту в этой округе. Но вместо того, чтобы обратиться в полицию, Сетон-Томпсон пришел в школу, пригласил своих обидчиков и их приятелей к себе на выходные в особый лагерь, основанный на индейских правилах жизни. Удачный опыт подвел писателя к мысли разработать особую программу и модель детской организации. В 1902 г. серия статей в женском журнале ознаменовала начало новой системы - «Сетонских индейцев».
Успех идеи заставил Сетон-Томпсона развить ее дальше. В 1906 г. он написал справочник «Березовый свиток лесных индейцев», в 1912 г. - «Книгу лесных умений и индейских учений», в которых сформулировал цель, методы движения. Оно опиралось на два краеугольных камня - деятельность на природе и индейские традиции. В его взглядах мы видим влияние идей Руссо, Холла, книг Купера и Лонгфелло. Сетон-Томпсон видел в «краснокожих» воплощение всех человеческих ценностей, идеальное, мистическое отношение к природе. Детям 8-15 лет предлагался оригинальный идеал - краснокожий смельчак. В организации избирался Вождь и его заместители, совет, казначей, летописец, костровой. Все дети имели индейские имена. Сам же Сетон-Томпсон был Колдуном и «Черным Волком». «Племя» делилось на «стаи» по 15 - 50 человек. Новички при вступлении давали клятву и обвязали соблюдать десять законов. Кисточка из черных лошадиных волос, называемая «скальпом», была как бы членским значком организации. Взрослые помогали детям лишь в случае крайней необходимости. «Лесное дело» включало в себя изучение природы, охоту, лагерные стоянки, триангуляцию, нахождение дорог, направления, примет. Дети играли в «медвежью охоту», вязали узлы, учились разжигать костры, оказывать медицинскую помощь. В почете был спорт - сильное тело означает сильную душу. Примечательно, что Сетон-Томпсон не допускал командных состязаний. Дети стремились только к личным достижениям. За первый год после ознакомления общественности с этой идеей в США возникло уже почти 50 детских «племен», а через восемь лет движение насчитывало около 100 000 человек. Руководитель сделал попытку создать национальную конфедерацию (почти 200 тысяч членов).
С конца XIX в. вошел в историю феномен милитаризма. По всей Европе роль армии, обязательность и значимость воинской повинности и военной подготовки, место военных ценностей в гражданском обществе стали предметом публичных споров. Хотя проблема армейской реформы не была самой важной для общества, она все-таки обсуждалась уже с 1880-х гг. К концу столетия военные ценности и качества широко распространились. Общество приветствовало добровольцев, их «маневры» становились для публики настоящим развлечением. При университетах и школах многих стран Европы была развернута система военного обучения, кадетских корпусов. Религиозные организации создали системы молодежных бригад с уклоном на военную дисциплину и воинские умения. Все большее внимание приковывали идеи социал-дарвинизма, но вместе с тем в обществе витали опасения (а также искренние восторги) по поводу жестко дисциплинированного национального «духа нации» Германии, как, впрочем, и Японии, воспитывающей «новых самураев». В разных странах в разном виде пропагандировался лозунг: «Народ, к оружию!» Во Франции были образованы «Школьные батальоны», в Германия - «Центральный комитет устройства детских и народных игр», «Союз юных защитников Отечества», «Союз немецкого юношества», в Англии действовали «Легион фронтовиков», «Лига национальной службы», «Ассоциация мальчишеских умений», «Общество преданных британских стражей», движение «Долга и дисциплины», «Лига мальчишеской империи» под руководством книгоиздателя Х.Спайеера. Здесь занимались «укреплением имперских инстинктов в британских уроженцах». Последняя организация была довольно многочисленной - почти 7 тысяч членов. В ее совет входили графы, бароны, генералы и адмиралы, а также писатель А. Конан-Дойль. Для детей учредили членский значок и медали, их направляли в летние лагеря, на курсы по плаванию и физической подготовке. Популярность организации прибавляла газета Спайсера «Мальчики империи». В 1902 г. правительственный чиновник Картер организовал в Претории детскую «Бригаду мальчиков-проводников» (в честь Королевских корпусов проводников, основанных в середине XIX в.). Его деятельность была инициирована практикой Э.Сетон-Томпсона среди «лесных индейцев» и отличалась особых вниманием к военной подготовке. Все эти организации создавались по армейскому образу и подобию: дисциплина, чинопочитание, построение, военные упражнения, игры в маневры.
|
|
Естественно мнение, что демократическое общество, гражданские, национальные и личные ценности должны быть защищаемы. Но для этого необходимо прежде всего воспитать активных граждан. Хотя тезис о защите гражданами своей нации был знаком Европе еще со времен Великой французской революции, для многих стран даже в конце XIX в. эта идея была новой. Считалось, что воспитание гражданских и патриотических ценностей было обязанностью государственной образовательной системы, а моральных - уделом семьи и церкви. Рост различных детско-подростковых «бригад» в Великобритании стал наиболее значимым воздействием церкви на молодежь. Хотя армейские названия, муштра, строгая дисциплина и стрельба из пневматических винтовок были широко распространены и в других организациях, но все-таки они не одобрялись церковью. Если руководство многих церквей смотрело сквозь пальцы на некоторый милитаризм в рядах «бригад», то оно не было столь снисходительно по отношению к «лигам строевой подготовки», «лигам нравственного воспитания», чьи религиозные и духовные цели были менее выражены. Руководителям этих групп нелегко было достигнуть соответствия между военными методами и духовными целями.
|
|
Своим появлением «бригады» обязаны Уильяму Александру Смиту, который родился в 1854 г. в семье офицера и был воспитан в традициях шотландского протестантизма. Параллельно с получением коммерческого образования он увлекся деятельностью в Ассоциации молодых христиан, преподаванием в воскресной школе. Молодому преподавателю не трудно было заметить, что школы эти не имеют авторитета среди детей рабочих. При поддержке друзей Смит в 1883 г. осуществил в Глазго «воспитательный» эксперимент: вовлек нескольких подростков в околоцерковную деятельность, причем использовал армейскую атрибутику. Подростки старше 12 лет объединялись в «Бригаду» для «распространения идеи царства Христова». Здесь им прививались дисциплина, благоговейное отношение к духовному.
«Бригада» быстро завоевала популярность среди детей, так как, несмотря на очевидные процерковные цели и задачи, она предлагала привлекательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат - еженедельные парады, форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещмешки). Программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было пострелять из винтовки. Разве могли они получить что-либо подобное в их обыденной жизни? Главным средством пропаганды движения стали духовые оркестры «бригад». Военной была и структура: три компании объединялись в батальоны под командованием капитана и его помощника - лейтенанта. Дисциплина в «бригадах» была жесткой - не допускались даже минутные опоздания, пропуски без уважительных причин. Впрочем, военизированные элементы использовались Смитом лишь как приманка для жаждущих героизма мальчиков и юношей, как подсобное средство их воспитания. Неудивительно, что число «бригад» стремительно росло… В 1908 г. членство в целом по Великобритании, распространившись также на Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достигло 64 000 человек. Отчасти благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны…
…К началу XX в. в Англии в мощную общенациональную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро финансировались государством и должны были решать задачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12 - 18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят… О скаутинге можно сказать, что он возник не на пустом месте. Почва для него была подготовлена.
(Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997. С. 17-25.)
Приложение №25