План
1. Сущность и функции воспитательного процесса.
2. Задачи воспитания.
3. Сложности и закономерности воспитательного процесса.
4. История становления и развития воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса.
Ход занятия
1 Организационный момент.
2. Сообщение цели и задач.
3. Изучение нового материала.
Сущность и функции воспитательного процесса.
Целостный педагогический процесс, прежде всего, представлен двумя взаимообусловленными частями:воспитанием и обучением.
Воспитательный процесс – это процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организационное воспитательное взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Специфика воспитательного процесса заключается в своеобразии акцентов в процессе формирования личности. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления и воздействует прежде всего на область чувств, эмоций и переживаний. Результатом воспитания должна стать воспитанная личность, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.
Функции воспитательного процесса:
-организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся ( это могут быть поездки в музеи, театры, творческие работы, беседы на различные темы );
-охрана психического и физического здоровья воспитанников( просветительские беседы по темам о вреде алкоголя, табакокурения, о пользе физических упражнений );
-использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников ( в это входит и преемственность поколений как способ передачи жизненного опыта, постижение норм общества, выработка собственных норм и ценностей, обмен ими между сверстниками );
-специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;
- осуществление предупреждающего воздействия для коррекции и преодоления отклоняющегося поведения, т.е. воспитывающий не только формирует, но и корректирует поведение воспитанника, помогает преодолевать ошибки и неверные действия.
Задачи воспитания.
1. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении.
2. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в определении смысла жизни.
3. Формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к своей жизни, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке.
4. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.
5. Воспитание гражданских чувств и ответственного поведения.
6. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений, навыков.
7. Экологическое воспитание и образование.
8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям.
9. Формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры.
10. Формирование положительного отношения к труду и готовности к трудовой деятельности.