1) Унитаристы для подтверждения своего тезиса постоянно сравнивают человека с животными. Я только что воспользовался таким приемом. Однако я не хотел бы злоупотреблять им, коль скоро идет речь об объяснении изменений видов через влияние климата; дело в том, что различие между животными и людьми имеет кардинальный и в высшей степени специфический характер. Существует география животного мира, так же как и география планет, но нет географии мира людей. Существует та или иная широта, на которой могут обитать те или иные растения, четвероногие, рептилии-, рыбы, моллюски; человек же — во всех своих разновидностях — живет повсюду. Одного этого факта достаточно, чтобы объяснить огромное разнообразие человеческой конституции. Я совершенно согласен с тем, что виды, которые не могут выйти за границу того или иного меридиана или той или иной отметки рельефа, без того, чтобы не погибнуть, находятся под влиянием климата, что касается их форм и инстинктов; но именно потому, что человек совершенно не подвластен такому рабству, я отказываюсь проводить категорический знак равенства между его положением относительно сил природы и положением животных.
|
|
2) Эту мысль высказал Барроу, исходя из определенного сходства формы головы и цвета кожи у аборигенов мыса Доброй Надежды. Один путешественник даже заметил, в подтверждение этого предположения, что готтентоты носят прическу, напоминающую конусообразный головной убор китайцев.
3) Исключением, пожалуй, является Шекспир, пользующийся итальянскими канонами. Вот что говорит Капулетти в «Ромео и Джульетте»:
Я повторю, что говорил и раньше:
Мое дитя еще не знает жизни —
Ей нет еще четырнадцати лет,
Пускай умрут еще два пышных лета —
Тогда женою может стать Джульетта.
На что Парис отвечает так:
Я матерей счастливых знал моложе.
4) По наблюдениям Крапфа, протестантского миссионера в Восточной Африке, у племени ваникас мальчики двенадцати лет женятся на девочках того же возраста. В Парагвае иезуиты ввели обычай, сохранившийся до сих пор, выдавать девочек-аборигенок десяти лет за тринадцатилетних мальчиков. В этой стране есть вдовцы и вдовы 11 и 12 лет, как свидетельствует Орбиньи. В южной Бразилии девочки выходят замуж в возрасте. 10—11 лет. Менструация у них начинается очень рано.
Приведу еще один случай: в романе китайского писателя Ю-Кьяо-Ли отец шестнадцатилетней девочки опечален тем, что его дочь, дожив до такого возраста, так и не вышла замуж.
5) Нуширван, царствование которого приходится на первую половину VI в. н. э., взял в жены Шахруз, дочь турецкого хана. Она была самой прекрасной женщиной своего времени. В «Шахнаме» немало подобных фактов.
|
|
6) Скифы, выходцы из Монголии, приняли арийский язык, так что нет ничего удивительного в том, что огузы могут быть арийским народом, говорившим на финском диалекте. Эту гипотезу, как ни странно, подкрепляет наивное замечание путешественника Рубрука, которого Святой Людовик отправил к властителю монголов: «Я был поражен, — пишет этот монах, — сходством принца с преподобным Жаном де Бомоном». Гумбольдт, заинтересовавшись этой фразой, добавляет: «Это замечание заслуживает внимания, если вспомнить, что семья Чингиза относится к турецкой, а не монгольской расе». Другой эрудит подтверждает сей факт следующими словами: «Отсутствие монгольских черт также поражает нас в портретах Бабуридов, властителей Индии».
7) «Как доказывают исторические и филологические факты, венгерская знать представляет собой ветвь мощного североазиатского ствола, тесно связанного кровным родством с тупыми и слабыми остяками и недалекими лапландцами» («Этнология, или наука о расах», Эдинбургский вестник, октябрь 1848 г.).
8) Очевидно, что теперь предстоит пересмотреть точку зрения о народах Центральной Азии. Сегодня уже нельзя отрицать, что кровь желтых народов в той или иной степени перемешалась с кровью белых народов; в прошлом об этом не догадывались, но прежние взгляды пора изменить. Александр Гумбольдт в этой связи, имея в виду киргизов-казахов, упоминаемых Менандром Бизанским и Константином Порфирогенетом, сделал очень важное замечание: когда первый из этих авторов говорит о киргизской наложнице, подаренной тюркским каганом Дитубулом посланнику Земарху, которого в 569 г. отправил император Юстиниан II, он имеет в виду девушку-метиску. Дело в том, что дается точное описание турецких юных красавиц, так восхваляемых персами и не имевших ничего общего с монгольским типом.
9) Кювье. «Рассуждения о революционных трансформациях земного шара». А вот мнение барона Гумбольдта: «В эпоху, предшествующую появлению человеческой расы, воздействие земных недр на твердую и утолщающуюся земную кору, должно было изменить температуру атмосферы и превратить землю в среду обитания с условиями, близкими к нынешним тропическим, после того, как за счет солнечного излучения и охлаждения положение нашей планеты относительно центрального тела (солнца) начало почти исключительно определять климат на разных широтах. Именно в те доисторические времена упругие потоки, или вулканические силы земных недр, более мощные, чем сегодня, вырвались наружу через окисленную и еще не отвердевшую кору планеты» («Центральная Азия», том I, стр. 47).