Омск – памятник Сталину
Омск - пямятник Ленину и Сталину |
Первыми символами новой эпохи в культурном пространстве региона становится мемориалы жертвам-героям революции и гражданской войны и памятники В.И.Ленину. Они сооружаются в крупных городах региона примерно в одно время. Остановимся на характеристике наиболее ярких из сохранившихся комплексов. Подчеркнем, что они постепенно становились официальными символами городов Западной Сибири в советскую эпоху. Их изображения помещались в наборы открыток и медалях. Наиболее наглядно это прослеживается на омском, тюменском и новосибирском материале. Описание главного омского мемориала как памятника истории и культуры было сделано П.П.Вибе1. Отметим, что мемориал находится в историческом центре города, рядом с территорией, где была заложена в 1716 г. первая омская крепость. С 1860-х гг. здесь доминировал Дворец генерал-губернатора с площадью для парадов.
Обратимся к фрагментам описания: В западной части мемориального сквера Памяти Борцов Революции, в 15 метрах от братской могилы 120-ти политзаключенных, расположен памятник Борцам Революции работы Н. Н. Виноградова. Идея создания этого памятника возникла сразу же после освобождения Омска. Сотрудники художественной секции культпросвета 5-й Армии исполнили эскиз памятника на братскую могилу и в начале января 1920 года преподнесли его в подарок губревкому. Выполнение работ по сооружению памятника было поручено скульптору И. Д. Шадру и формовщику Биртасову. В начале марта 1920 года И.Д. Шадр представил в губревком смету на 368375 рублей. Но из-за отсутствия средств проект не был реализован.
|
|
Воплощение замысла связано с именем воспитанника Строгановского училища Н.Н. Виноградова, который будучи бойцом Красной Армии прошел путь от Урала через всю Сибирь2. В апреле 1923 года на заседании президиума губисполкома было принято решение О возложении ответственности за постройку памятника Парижской коммуны на скульптора Виноградова. Он предложил установить памятник на братской могиле 120-ти политзаключенных, воплотив таким образом идею преемственности первой пролетарской революции и революции в России.
Особенность создания памятника состояла в том, что скульптор работал без предварительного изготовления макета, сразу ставя каркас и нанося цементный раствор. Из воспоминаний самого мастера известны подробности, которые приводятся в описании П.П.Вибе. Арматура фигур и знамени крепилась к арматуре стены, в которой заложена основная ось всего сооружения. Для удобства работы был возведен деревянный шатер. Каркас фигур делали рабочие, а конструкцию для лица, рук вязал сам художник. В качестве вяжущего средства был взят портландцемент. В него была замешена мраморная крошка. Эта масса набрасывалась на остов, форма моделировалась тут же, пока цемент не окаменеет.
|
|
17 июля 1923 года состоялось торжественное открытие памятника. По одной из версий, за основу своего памятника Н.Н. Виноградов взял сюжет из проекта французского скульптора Бертеля, разработанного по заказу жителей города Лиможа в память о трагической гибели президента Франции Сади Карно. Но...если у Бертеля фигура женщины олицетворяет республиканскую Францию, то у Виноградова революционную Россию, поднявшую знамя Парижской коммуны, пронесшую его до победы и создания государства рабочих, а фигура мужчины собирательный образ, олицетворяющий собой расстрелянную Парижскую коммуну, идеи которой не погибли и обрели новую Родину3.
В описании памятника отмечены изменения в текстах надписей, имевшихся на нем. Идея преемственности двух революций отчетливо прослеживалась в надписях, изначально имевшихся на постаменте памятника. Так, одна из них гласила: Коммунары Парижа! У вас вырвали Красное Знамя, рабочие России отняли его и победили! Вместе с тем другая надпись говорила о том, что памятник имеет непосредственное отношение к событиям местной истории: Славным коммунарам Всероссийской коммуны, расстрелянным Колчаком в ноябре 1919 года. Впоследствии содержание надписей менялось. Некоторое время на постаменте были выбиты слова И. В. Сталина: Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты, затем и они исчезли4. Те надписи, которые имеются на постаменте сейчас, никоим образом не отражают изначальной идеи памятника. Таким образом, по мнению П.П.Вибе, можно говорить о том, что с течением времени искусственно и необоснованно было нарушено идейно-смысловое содержание памятника.
Соглашаясь с таким выводом заметим, что это не меняло символического значения памятника. Более того, он вписывался в советскую обрядовую процедуру, типичную для 1970 1980-х гг. К памятнику приезжали свадебные кортежи и молодые возлагали венки к вечному огню. Этот обычай сохраняется до сих пор.
Окончательно мемориальный сквер Памяти Борцов Революции оформился в 19661967 годах. 21 июня 1966 года в соответствии с решением Омского горисполкома у братской могилы 120-ти политзаключенных были торжественно перезахоронены останки погибших в 1918 1919 годах рабочих и красногвардейцев, могилы которых находились в разных районах города. В сквере появились две новые братские могилы. В одной из них были перезахоронены останки из братской могилы тринадцати, находившейся ранее в Октябрьском (бывшем Молотовском) районе, вблизи птицекомбината. После перезахоронения эта могила стала называться могилой тринадцати венгров-интернационалистов. Рядом с могилой на гранитном постаменте установлен скульптурный портрет - Красный мадьяр, работа Ф. Д. Бугаенко. Надпись на мраморном камне-посвящении гласит: 13 венгров-бойцов интернациональных отрядов расстреляны белогвардейцами в июне 1918 г.5. Таким образом, омский мемориальный комплекс сформировался независимо от общей перепланировки городского пространства и влился в уже имевшийся официальный центр города.
Тюмень - пямятник борцам революции |
Иначе складывалась ситуация в Тюмени и Новосибирске. Тюменский исследователь А.С.Иваненко описывает местный памятник Борцам революции. После восстановления советской власти в Тюмени в августе 1919 г. на месте братской могилы красноармейцев была поставлена деревянная колонна, как часто пишут, с краснозвёздной шапкой-будёновкой наверху. Однако на сохранившихся фотографиях верхушка колонны выглядит просто заострённой. В 1927 г. её сменил деревянный обелиск. К сорокалетию Октябрьской революции в 1957 г. по рисунку тюменского скульптора Е.А. Герасимова из крашеного гипса была отлита скульптурная группа - вооружённые рабочий и крестьянин под красным знаменем, и поставлена на пьедестал не на месте могилы, а у самого тротуара, где она стоит до сих пор. В 1967 г., уже к 50-летию Октябрьской революции, эту же скульптурную группу отлили из чугуна на заводе строительных машин и поставили на пьедестал. На нём ещё в 1957 г. была надпись: Павшим борцам революции от трудящихся Тюмени.
|
|
Тюмень - площадь 400-летия |
Он отмечает, что в 1984 г. в ходе подготовки Тюмени к её 400-летию была и реконструкция памятника, у которого повредился пьедестал, и он уже несколько лет стоял, обвязанный фанерными листами. Общественность в прессе протестовала, требовала ремонта памятника. Летом в 1984 г. начались реставрационные работы.
Специалисты сделали новый фундамент памятника, ведь он весит 17 тонн. Пьедестал облицевали доставленным с Западной Украины камнем - лабрадоритом. Скульптурную группу развернули на 90 градусов вместе с надписями на пьедестале, и главная надпись о том, что памятник... от трудящихся Тюмени, стала обращена к ул. Республики. Изменилось и направление взглядов людей.
Он отмечает и другие детали в изменении центра города: после повторного установления советской власти в Тюмени в августе 1919 г. сад на площади получил имя вождя мирового пролетариата Карла Маркса. В 20-е гг. здесь установили спортивные и развлекательные сооружения, обычные для городского сада, и назвали его Спартак. Уже в середине 30-х гг. сад стали называть Пионерским, поскольку его переориентировали на проведение мероприятий с детьми пионерского возраста. Тюменцы старшего поколения помнят, что ещё в середине 50-х гг. XX в. сад Пионеров был отгорожен от ул. Республики невысоким забором с входными воротами посредине. Сбоку от ворот стояли гипсовые пионеры и дули в гипсовые горны. Сад был самым сиреневым в Тюмени. Отсюда ежегодно брали саженцы сирени для посадки в других садах и скверах города. Я приехал в Тюмень в конце лета 1961 г. и уже не застал на площади ни ограды, ни гипсовых пионеров, ни качелей, ни других принадлежностей сада. На нечётной стороне уже стоял памятник Борцам революции, и площадь неофициально называли площадью Павших борцов революции.
|
|
Указывает он и на дальнейшую судьбу этого места. Эти наблюдения очень ценны для нас. Сиреневые заросли были густы и производили впечатление одичалости. Во второй половине 60-х гг. сад реконструировали: прибавилось асфальта, убавилось сирени, но посажены были несколько лиственниц и бордюры из декоративного кустарника кизильника черноплодного, который ежегодно подстригают. В центре площади устроен цветник, где постоянно высаживали огненно красную сальвию, но в середине 90-х годов там поселились дикие травы - за садом почти перестали ухаживать. Площадь была расширена до самой ул. Володарского, убрали ветхие дома возле красного корпуса университета, но поставили круглое приземистое сооружение канализационно-насосной станции. В середине 1960-х гг. на краю площади встал 4-этажный учебный корпус университета, дома перед ним до ул. Семакова были снесены. В начале 1970-х гг. на нечётной стороне площади, ближе к сельхозакадемии, соорудили небольшой фонтан: в круглом бассейне на груде камней стояла на хвосте серебряная рыбка и выпускала изо рта несколько струй воды. Фонтан успели окрестить премудрым пескарём, но постоял он недолго - не более трёх лет6.
Новосибирск- пямятник на братской могиле |
Обратимся к ситуации в Новосибирске. 22 января 1920 г. в Новониколаевске состоялись похороны борцов за власть Советов, жертв колчаковского террора. Два года спустя на братской могиле, расположенной в Центральной части города, был сооружен памятник из бетона в виде прорвавшей скалу мускулистой руки, сжимающей горящий факел,символ бессмертия революционного подвига погибших (авторыхудожник В.Н. Сибиряков и инженер А.И. Кудрявцев)7. Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1922 г., в пятую годовщину Октябрьской революции. Монумент памяти жертв революции является одним из произведений, созданных по плану ленинской монументальной пропаганды в первые годы Советского государства. Специалисты отмечают и его художественная значимость в архитектуре города.
1 Вибе П.П. Мемориальный сквер "Памяти борцов революции" //Памятники истории и куль-туры города Омска: Сб.статей. /Сост. П.П.Вибе. Омск, 1992. 1992. Вып. 1. С. 21-24. [вернуться]
2 О нем имеется подробная информация в работах И.Г.Деветьяровой (см. библиографический список). [вернуться]
3 Вибе П.П. Указ. соч. [вернуться]
4 Вибе П.П. Указ. соч. [вернуться]
5 Вибе П.П. Указ. соч. С. 21-24. [вернуться]
6 Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени: Путеводитель. Тюмень, 1999. С.63-65. [вернуться]
7 Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. Новосибирск, 1978. [вернуться]