1. Общие сведения о группе.
2. Направленность группы, т.е. цели, интересы, ценности, вокруг которых объединяется большинство учащихся.
3. Организованность (способность группы к самоуправлению). Классный руководитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль руководства, организаторские способности, личные качества и т. п.
4. Психологический климат группы: товарищество и дружба в группе, краткая характеристика дружеских группировок и мотивов, объединяющих подростков, лидерство в группировках, отношения между группировками, общий эмоциональный фон (на
пример, доброжелательность или агрессивность, пессимизм или оптимизм и т.д.).
5. Краткая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей характера учащихся, наиболее выделяющихся из общего фона (отличники, неуспевающие, «трудные», агрессивные и т.д.).
6. Проведение психологического исследования и анализ полученных результатов. Соотношение данных исследования с результатами наблюдений за группой. Психологическое обеспечение этого этапа (конкретный подбор методик) зависит от целого ряда факторов — уровня развития группы, возраста учащихся, цели исследования.
|
|
Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т.п.). Осуществляемый каждым подростком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.
По рабочим страницам наблюдений за группой практикантом разрабатывается психолого-педагогическая характеристика коллектива. По согласованию с факультетским руководителем педагогической практики по психологии отдельно могут прилагаться данные исследования с помощью социометрического метода с разработкой матриц выбора и социограмм. По результатам использования в ходе педагогической практики и применения психологических знаний ставится мотивированная оценка, учитываемая при выставлении оценки дифференцированного зачета.