Примерное содержание психолого-педагогической характеристики группы

1. Общие сведения о группе.

2. Направленность группы, т.е. цели, интересы, ценности, вокруг которых объединяется большинство учащихся.

3. Организованность (способность группы к самоуправлению). Классный руководитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль руководства, организаторские способности, личные качества и т. п.

4. Психологический климат группы: товарищество и дружба в группе, краткая характеристика дружеских группировок и моти­вов, объединяющих подростков, лидерство в группировках, от­ношения между группировками, общий эмоциональный фон (на

пример, доброжелательность или агрессивность, пессимизм или оптимизм и т.д.).

5. Краткая характеристика индивидуальных и возрастных осо­бенностей характера учащихся, наиболее выделяющихся из обще­го фона (отличники, неуспевающие, «трудные», агрессивные и т.д.).

6. Проведение психологического исследования и анализ полу­ченных результатов. Соотношение данных исследования с резуль­татами наблюдений за группой. Психологическое обеспечение этого этапа (конкретный подбор методик) зависит от целого ряда фак­торов — уровня развития группы, возраста учащихся, цели ис­следования.

Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (си­деть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т.п.). Осуществляемый каждым подростком выбор показы­вает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользу­ется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: вза­имность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

По рабочим страницам наблюдений за группой практикантом разрабатывается психолого-педагогическая характеристика коллек­тива. По согласованию с факультетским руководителем педагоги­ческой практики по психологии отдельно могут прилагаться дан­ные исследования с помощью социометрического метода с раз­работкой матриц выбора и социограмм. По результатам использо­вания в ходе педагогической практики и применения психологи­ческих знаний ставится мотивированная оценка, учитываемая при выставлении оценки дифференцированного зачета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: