Урок 6. Стресс и стрессоустойчивость

Открываю дверь в кабинет – навстречу возгласы: «О-о! Сейчас классный урок будет! Здравствуйте, Л. Н.! А что сегодня изучать будем? А как вообще Ваш предмет называется?»

- Здравствуйте! Как урок мой называется? Кто ж его знает! В расписании мы его как «законоведение» обозначаем, потому, что законы психологии и права изучать планируем. А вы сами как бы его назвали?

Ребята ненадолго задумываются, после несколько рук почти одновременно взхмывают ввысь. Я растерянно смотрю и не могу решить – кого же спросить первым. Один из ребят не выдержал и выкрикнул с места: «Жизнелогия!»

- Кто сказал? – близоруко прищурилась в пространство класса.

- Я, - немного виновато склонил голову шестиклассник, а узкие узбекские глаза хитро-хитро следят за моей реакцией.

- Отабек, ты сам это слово придумал?

- Ага!

- Отабек – мудрый человек! – пошутила я, - в самую точку попал. Так и будем теперь называть наши занятия.

А теперь ответьте мне на вопрос – если бы у людей было не две руки, а одна, она правой называлась бы или левой?

- Не-е, она просто рукой бы была!

- То есть, чтобы понять, что такое «лево», надо пониматть, что такое «право». А чтобы появилось слово «свет», что люди должны ещё увидеть?

- Тьму!

- Совершенно верно. А чтобы начать ценить по-настоящему жизнь, о чём не мешает иногда помнить?

- О смерти?

- Да, ребята, и если вы назвали наш урок «жизнелогия», думаю, что без противоположной темы нам не обойтись. По кладбищу с экскурсией хоть раз ходили?

- А что, такие экскурсии бывают?

- Я один раз на такой побывала. Садитесь поудобнее, буду рассказывать.

В конце 90-х годов у моего мужа умерла бабушка. Мы пошли на кладбище искать место для могилы. Нам помогала женщина, которая там работает и которую все называли Андреевна.

Ведёт она нас по узеньким тропинкам между могил и рассказывает по-пути, показывая на свежие холмики:

· Здесь мужчина похоронен. Ему зарплату почти полгода не платили, жена и стала ворчать: «Что ты за мужчина, семью прокормить не можешь? Продукты закончились, детей кормить надо. Иди и бери деньги где хочешь!» Он пошёл к соседке, занял у неё двести рублей. Но эти деньги вскоре закончились, а жена опять ворчит. Он снова к соведке, а та отказала: «Самой нужны, ты ещё прошлый долг не отдал». Пришёл мужчинга домой, записку написал: «Денег не нашёл», - и повесился.

· А здесь женщина похоронена. Ей тоже зарплату долго не платили, а детей четверо было. Когда все продукты закончились, она к начальнику пошла попросить, чтобы хоть часть зарплаты ей выдали, а тот отказал. Она пришла домой да и повесилась. На следующий день в этой организации всем немного денег выдали, а её уже не вернуть.

· Тут вообще мужчина сглупил – его предупредили о том, что через два месяца он ибудет уволен по сокращению штата. Он в приказе расписался и тоже…

И так далее. Меня, ребята, эта экскурсия потрясла. Дело в том, что мы тоже в те времена жили впроголодь. Я не работала (третий сынок у меня совсем маленьким был), муж работал, но зарплату и ему очень сильно задерживали. Однако я перед вами живая стою.

Ваши родителяи – я уверена – тоже едва-едва сводили концы с концами, тоже многие теряли работу, тоже впадали в отчаяние (годы тогда такие были), но они же - живы!

Почему в одинаковых условиях люди умудряются совершать настолько страшный поступок, как самоубийство, ведь все знают, что это всегда ошибка и глупость, которую невозможно после исправить?

Ребята растерянно молчат – тема непривычна. Я тоже несколько напряжена – говорить о суициде с учениками боязно, но необходимо. Это явление стало настолько повседневным – и по телевизору часто об этом рассказывают, и в городе такие случаи давно уже не редкость даже среди их ровесников. Самое обидное, что после каждого из «удавшихся» суицидов в городе поднимается «цунами» подобных случаем среди подростков. Поэтому тактика молчания абсолютно не годится, а разговор строить надо уметь. До сих пор такие уроки проходили удачно – среди моих учащихся за много лет не было ни одной попытки свести счёты с жизнью (насколько мне известно). Но расслабиться всё же не стоит.

- Некоторые люди слабые, - предположил один из мальчиков, - они и не выдерживают.

- Совершенно верно. У некоторых людей не хватает сил выдержать испытание трудностями.

- Тогда они и не виноваты, если слабее других оказались!

- Никто никого и не винит, но я не случайно назвала их поступок ошибкой. Они могли перетерпеть, как перетерпевают не более сильные чем они, они думали, что не справятся. У человека сил очень много. Смотрите!

Начинаю рисовать на доске график, сопровождая его изложением учебного материала.

Снизу вверх перечисляю «силы» и обозначаю их начальными буквами:

- Есть силы физические – они непостоянны. То мы с вами здоровы, то приболели, то энергии «через край», то уставшие и «вялые» ходим. Это явление изобразим графиком (рисую «кривую», где движение «вверх» означает прилив физических сил, а движение «вниз» - отлив).

Так же изменчивы наши эмоции (рисую букву «Э» и график от неё идёт так, чтобы в одном месте он по уровню сравнялся с максимумом физических сил, а в другом – с минимумом. В остальных местах графики развиваются по-разному). То мы с утра улыбчивы и трудоспособны, а то и просыпаться не хочется, и общаться с людьми тяжело. Бывает такое?

- Бывает, конечно!

- Умственные силы (буква «У» и график от неё идёт так, чтобы однажды его максимум и минимум совпали с максимумами и минимумами «Э» и «Ф»). Ум, как вы заметили, тоже явление непостоянное. Порой читаешь-читаешь задачу, и понять не можешь, что в ней написано, а иногда задачки как орешки сами щёлкаются. То есть ум работает тоже неодинаково. Верно говорю?

- Верно!

- А вот нравственная сила – штука постоянная. Её или много, или мало. Что такое нравственность? – если любите ближнего своего, готовы простить обиду, извиниться, прийти на помощь, если заботитесь о других больше, чем о себе – есть у вас нравственная сила. А если способны заботиться только о себе, не можете ни любить, ни прощать, если злитесь из-за пустяков – совсем слабенькие вы в нравственном отношении. Я нарисую нравственно сильного человека (изображаю «Н» и веду прямую над остальными графиками).

Духовная сила – это вера человека, это его памятование о добре и зле в масштабах вечности, это наличие цели и смысла жизни у человека. Она тоже или большая, или поменьше, или совсем слабенькая и быстро измениться не может. Рисую «Д» и график-прямую над всеми остальными графиками.

Ум, эмоции, физическое здоровье – это психофизические силы, они есть и у животных. А вера, надежда и любовь – духовно-нравственные силы людей.

А теперь, ребята, ловите каждое моё слово. Смотрите на график – обычно у людей силы по-разному себя проявляют, и дела наши в чём-то хорошо, а в чём-то похуже идут. Но порой случается, что все ум, эмоции и здоровье достигают своего максимума одновременно. Иногда – они одновременно «падают» почти до «нуля» (рисую линию под графиком и выделяю на графиках точки приблизительного совпадения).

А иногда случается и беда (из общего максимума резко вниз веду линию, а потом продолжаю её почти вровень с «нулём», и лишь в конце начинаю её «приподнимать»). У человека всё было хорошо, и вдруг случилось страшное несчастье, например, погибла семья. Он ни думать ни о чём не может (ум нетрудоспособен, то есть слаб), он улыбаться не в состоянии много недель или месяцев, чувствует себя так плохо, что баже сознание теряет. Может такое быть?

- Да, я видел такое сам! – один из мальчиков хочет поделиться, но мне надо успеть изложить тему урока до звонка, и, предложив рассказать ему свою историю немного позже, я продолжаю:

- Смотрите, как долго человек находится «на грани», но потом всё равно силы его восстановятся и он вновь начнёт радоваться жизни.

А теперь, ребятки, запоминайте – если в вашей жизни всё плохо и сил жить просто нет (хоть потому, что случилась беда, хоть отттого, что жизнь с каждым днём становится всё труднее и хуже) запомните три правила:

1. Если завтра будет хуже, чем сегодня – значит, сегодня вам не так уж и плохо, а если сегодня вам «хуже некуда», значит, скоро начнётся улучшение – радуйтесь!

2. Когда многое не получается, потери преследуют вас, не бросайте то, что ещё есть, берегите то, что осталось – радуйтесь, что осталось хоть что-то.

3. И самое главное! – (пишу на доске огромными буквами: «НЕ УХОДИТЬ!!!) В этот период нельзя уходить из школы (или с работы), из семьи (из дома), из жизни.

Если вы эти правила знать не будете, то может случиться так, что просто неосторожное слово или событие может толкнуть вас на непоправимый шаг.

Читала историю одного офицера. Когда он с семьёй отдыхал на даче, ночью случился пожар. В огне погибли его родные, а он стал инвалидом. Сильный человек мужественно перенёс несчастье, но через несколько недель его котёнка загрыз соседский пёс. И офицер застрелился.

Конечно, котёнком он дорожил не больше, чем семьёй, просто в данном случае сработал эффект «последней капли» (рисую от линии «на грани» резкий зигзаг вниз – за нулевую линию).

Вы запомните этот случай. Потом, когда рядом с вами будет находиться человек, у которого произошло горе, ведите себя с ним как можно аккуратнее. Люди в этом состоянии долго очень ранимы. И даже самая незначительная рана для них может оказаться смертельной.

А теперь ещё раз взгляните на график – о каких силах я только что вам рассказывала?

- Об уме, эмоциях, здоровье.

- Правильно. А какие силы ещё могут оказаться у человека?

- Духовность! Нравственность!

- Чем они отличаются от психофизических сил?

- Они резко не меняются!

- Совершенно верно! Но если они не менчяются, значит, если они есть у человека, то он всегда будет сильным и сможет преодолеть все трудности! Помните случай с Ириной А.?

Ребята понурили голову – эту историю в нашем городе знают все. Девочку-старшеклассницу поймали неизвестные негодяю, жестоко издевались над ней, а после убили. Семья – папа, мама и брат – тяжело переживали потерю. Но вскоре город был потрясен второй страшной новостью – повесился брат Ирины. Маму за гробом несли, так как ходить она уже просто не могла,отец еле передвигался. Мальчик так поступил после незначительного конфликта с отцом.

В семье случилось страшное горе, и вся семья – и папа, и мама, и брат – находились «на грани» (показываю линию затяжного стресса на графике). В этом состоянии нервные срывы бывают часто. Может, в чём-то неправ был папа, но мольчик «сорвался» страшнее.

Если бы он привык думать не только о себе и своих обидах, а о маме – разве он причинил бы ей – невинной в егог глазах – такое горе? Ведь она толькео что потеряла дочь! Помните, что такое «нравственная сила»? – это когда не о себе, а о ближнем думаешь. Кто ближе мамы может быть для подростка? Что он с ней сделал? Мы не можем его судить, но не хватило ему силы под названием любовь.

У вас, ребята, в жизни многое будет происходить – в армии трудно и страшно бывает, в семье, но решите сецйчас сами для себя – пока есть люди, которые вас любят или от вас зависят, вы не имеете права даже думать о подобном поступке, потому что в вашем случае это будет не просто глупо, а подло – вы же знаете теперь, что ща этим стоит.

Более того, если бы брат Ирины был верующим человеком, он бы знал, что все самоубийцы попадают в ад. Какой он, я не знаю, но для тех, кто хочет уйти из жизни лишь для того, чтобы больше никогда не страдать, могу сказать следующее.

Наше тело является для души неким предохранителем от безумной боли. Если страдание души непереносимо, человек скорей потеряет сознание, память, разум в конце концов, и боль в результате окажется блокированной хоть на время. Если же душу из тела «вырвать», то эта боль уже не будет знать ограничений ни в силе, ни во времени.

Наверное, это и есть ад. Конечно, никто не доказал, что ад есть, но ведь никто и не доказал, что его нет! Поэтому для «анастезии» самоубийство не годится.

Мама этого мальчика сейчас ходит в Церковь. Жить ей помогает вера в вечную жизнь и надежда на то, что по её молитвам Бог спасёт души её детей. У этой замечательной женщины и сейчас есть смысл жизни – она по-прежнему заботится о своих детях.

Хватит о грустном - кроме периодов трудных, в нашей жизни есть и периоды «лёгкие» (показываю на графике период максимумов).

- Это типа полоса белая, полоса чёрная?

- Типа того. Эти периоды тоже надо правильно переживать.

- Там то всё нормально! Ага, что-нибудь не так сделаешь – как несчастье случится! Что теперь, жить и бояться, что ли?

- Нет, бояться мы не будем, тем более, что на графике чётко видно, что всё рано или поздно налаживается, если вы не натворите слишком больших глупостей.

- Тогда зачем в нормальной жизни правила нужны? Можно ведь просто жить и всё!

- Вы мне сказать дайте, а то разговорились. Смотрите – в тот период, когда у вас всё получается и в общении с друзьями-подругами, с учителями и родителями, когда настроение радостное, энергия в вас так и кипит, когда вам просто «везёт» на каждом шагу – попробуйте это время израсходовать не только на «тусовки», удовольствия и лень, а направьте свои силы на достижение значимых целей. Например, ликвидируйте «хвосты» в учёбе, сделайте ремонт в комнате, помиритесь с другом, запишитесть в спортивную секцию…

Тогда у вас средний подъём будет немного выше, чем мог бы быть (рисую новую «кривую» над «максимумами»), а если вы это время упустите, то подъём окажется ниже, чем мог бы быть (рисую кривую пониже «максимумов»).

Когда начнётся период «упадка сил», вы не бросайте свои достижения раздражённо (когда ничего не получается – хочется всё бросить), продолжайте трудиться. Тогда ваш упадок будет не таким сильным, как мог бы быть (продолжаю «кривую» от «над максимумами» до «над минимумами»). А если вы всё бросите в этот период, то упадок будет сильнее, чем мог бы быть (продолжаю кривую от «ниже максимумов» до «ниже минимумов»).

Смотрите – если вы трудитесь, терпите, преодолеваете – ваша жизнь идёт вверх, а если расслабляетесь всё время, ленитесь, «пситхуете» и всё бросаете – то средний график жизни опускается всё ниже.

Вы поняли как надо жить?

- Ага, стараться всегда надо.

- Прекрасно выразились – стараться. Старатели – это люди, которые находили золото в земле. А для этого им приходилось много трудиться. Но они думали не о трудностях, а о цели своего труда. Поэтому они ничего не боялись, всё преодолевали и в этом преодолении становились сильнее.

- Это типа как на тренировках в спортзале?

- Молодец, отличное сравнение. Вся ваша жизнь – со всеми её трудностями, радостями, неприятностями – сплошная тренировка. Даже стрессы тренировочные бывают.

- Как это?

- Мелкая неприятность – это стресс-тренировка. Смогли спокойно отреагировать, не злиться, не мстить, не нервничать – справились. Не смогли? Надо ещё тренироваться.

- Это как – на неприятности напрашиваться самим?

- Зачем напрашиваться? Маленькие стрессы у нас и без этого на каждом шагу – не получилось вчера сдержаться, сегодня постарайтесь справиться с собой. Вот и всё.

Кстати, кроме стрессов-тренировок жизнь иногда устраивает стрессы-экзамены. Сможете их на графике показать?

- Так вон они, где все вниз опускаются!

- Правильно.

- А если экзамен не сдашь – из жизни исключат?

- Нет. Экзамен сдать может любой. Надо просто перетерпеть и не совершить самую главную ошибку. Остальные ошибки допускаются уже хотя бы потому, что их можно исправить.

- Типа на «тройку» сдал, да? БОМЖом, например, стал?

- Жизнь, ребята, оценок не ставит. Выдержанный экзамен – преодолённый стресс - автоматически превращается в стресс-тренировку, после которой вы становитесь ещё сильнее. Поэтому и надо учиться преодолевать трудности с детства. Трудная задача? – не заглядывапй в решебник, потрудись и реши как можешь. Не облегчай свою жизнь нечестным способом. Так становятся сильными.

Смотрите (опять пишу на доске и коммнентирую):

Идут четыре человека: два сильных (рисую две больших S), и два слабых (рисую две малых s). Первому дали большую нагрузку, второму – маленькую, третьему – большую, четвёртому – маленькую. Кто из них первый сойдйт с дистанции?

-Третий, он сразу надорвётся.

- Согласна, третий слаб и большой груз не для него. Вопрос труднее – второй кто пропадает?

- Первый? Четвёртый? Третий?

- У слабого человека в походе рюкзаке забрать, он продолжит ныть или всем доволен станет?

- Не-е, нытики они всегда ноют. Их лучше не брать никуда!

- Так кто второй с диставнции сходит?

- Четвёртый!

- Правильно. А третий кто не устоит?

- Первый? Второй?

- У штангиста штангу забрать и бать только л1ёгкие гантельки. Он слабеть будет или крепнуть?

- Ослабеет, конечно! И станет как четвёртый – он сойдёт с дороги.

- А первый будет жить долго и счастливо. Многочисленные исследования долгожителей показали, что эти люди жили в самых разных климатических условиях и обладали самым разным здоровьем, образ жизни у всех тоже был разный. Объединяло их только несколько фактов – все они были добродушными, верующими людьми, и у всех была трудная жизнь.

А теперь скажите – наша жизнь становится легче или труднее в этом мире?

- Труднее.

- То есть нагрузка у вас будет большая – вы из категории первых или третьих. А детство современное лёгкое или трудное?

- Лёгкое.

- То есть по силе вы или третий, или четвертый. В какой вы категории людей рискуете оказаться?

- В третьей?

- Поняли, почему многим жизнь кажется трудной?

- Потому что люди слабые?

- Потому что они в детстве избалованные! Хватит позволять любящим родителям баловать вас! Начните трудиться над собой уже сегодня. Помогайте родителям. Взрослые не должны дома делать ничего из того, что можете сделать вы сами. Займитесь спортом, помогите младшим братишкам и сестрёнкам с уроками или поделками, запретите себе злиться и раздражаться. Приходите на помощь всем нуждающимся. Если у вас с успеваемостью проблемы – откройте учебники, составьте план на каждый день (что изучить и прорешать) и начинайте себя заставлять. Только за всё сразу не хватайтесь, а то как четвёртый надсадитесь сразу же и не продержитесь до успеха. Посоветуйтесь с родителями и учителями – что сразу изменить в жизни, что на потом оставить.

Начнёте трудиться понемногу – начнёте понемногу и крепнуть. Чем сильнее будете становиться – тем больше будете успевать. Главное, не бросайте начатое, продолжайте трудиться, даже если многое не будет получаться.

Преодолеете собственные слабости – станете сильными и счастливыми. От души желаю вам радостного долголетия!

Звонок. Ребята поднимаются из-за парт, а у меня внутри какое-то беспокойство. Ах, да! Вспоминаю о мальчике, который что-то хотел рассказать в самом начале урока. Возможно, он уже забыл об этом, но на всякий случай, чтобы не ушёл с обидой, разыскиваю его взглядом:

- Что ты там хотел рассказать? Слушаем.

Ребята подходят ближе, заинтересовавшись, и спонтанно возникает обычный человеческий разговор… Я рада - раз ученики не спешат на переменку, значит, урок удался.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: