При первых же признаках начинающейся конфронтации, ставящих под сомнение вашу репутацию» имидж или компетентность, имеет смысл применить стратегию окончания конфронтации на предметном уровне. Это означает, что вы быстро, безболезненно и настойчиво возвращаетесь к обсуждению основной темы.
Представим себе, до сих пор разговор был конструктивным и протекал по-деловому. Внезапно и почти незаметно он
превратился в обсуждение посторонних тем, отклонившись, таким образом, от главной цели. Существуют расхожие нападки личного характера и словесные атаки, которые призваны оказать на вас давление или похоронить вашу репутацию. В такой ситуации вы должны стремиться к тому, чтобы вернуть обсуждение к главной теме. Уместная реакция N 1 заключается в «правиле трех Т»:
Touch —Turn —Talk1
1. Touch — Оценка: дайте оценку теме разговора с точки зрения цели дискуссии.
2. Turn — Возврат: вернитесь к главной теме.
3. Talk—Углубление: углубитесь в главную тему, чтобы она снова стала основным предметом обсуждения.
Пример
Touch — Оценка: «Пожалуйста, не переходите на посторонние темы. Давайте останемся в русле обсуждения главной темы нашей дискуссии и не будем отклоняться от нее».
Turn — Возврат: «Наша тема сегодня — логистика продукта XYZ на вашем предприятии».
Talk — Углубление: «Я как раз хотел обратить ваше внимание на негативное влияние на наши производственные циклы. Итак, каким образом мы в приемлемые сроки сможем обеспечить безупречную логистику? Один из способов состоит в том, что...»
1 От англ. touch — касаться, turn — направлять, talk — разговаривать. — Прим. пер.
Альтернативный вариант, актуальный в случае личных выпадов:
Touch в повелительном наклонении: «Не стоит начинать полемику, пожалуйста, придерживайтесь основной темы».
Turn: «Наша тема сегодня — логистика продукта XYZ на предприятии».
Talk: «Я указал уже на те факторы, которые оказали негативное влияние на паши производственные циклы. Итак, каким образом мы в приемлемые сроки сможем обеспечить безупречную логистику? Один из способов состоит в том...»
Совет: на совещании за «круглым столом» или в дискуссии используйте прием Touch-Turn-Talk вместе со зрительным контактом.
Touch/Зрительный контакт с адресатом; вы говорите: «Не стоит начинать полемику, пожалуйста, придерживайтесь основной темы».
Turn/Смена зрительного контакта; смотря на другого собеседника, вы говорите: «Наша тема сегодня — логистика продукта XYZ на предприятии».
Talk/Второй собеседник становится адресатом; вы говорите: «Я указал уже на те факторы, которые оказали негативное влияние на наши производственные циклы. Итак, каким образом мы в приемлемые сроки сможем обеспечить безупречную логистику? Один из способов состоит в том...»
Только так можно гарантированно исключить первого адресата из разговора. Зрительный контакт означает: Ну, у кого-нибудь есть возражения?! Вы в любом случае не хотите возвращения к посторонней теме.
Преимущества «правила трех Т» очевидны:
• вы последовательно занимаете позицию лидера в разговоре;
• вы не принимаете отклонений от темы разговора;
• вы активно исключаете из разговора посторонние темы и не вдаетесь в обсуждение настроения присутствующих;
• вы непоколебимы в своей позиции и строго придерживаетесь темы;
• вы пресекаете перебранки и остроты по поводу компетентности присутствующих;
• все ваши маневры не выходят за рамки вежливости и здравого смысла;
• вы быстро и настойчиво пресекаете бестактное поведение участников;
• при этом вы не только отвечаете на вопросы, но и ак-центируете внимание аудитории на четких формулировках;
• вы отвечаете только на те вопросы, которые помогают продолжать дискуссию, соответственно оценивая их по достоинству.
Обдумайте: каждый ответ оправдывает заданный вопрос!
Пожалуйста, соблюдайте следующие принципы:
Формулируйте позитивные высказывания.
Неправильно: «Душевный настрой — не тема сегодняшней встречи!»
Правильно: «Наша тема сегодня — логистика, разъясните, пожалуйста, вашу позицию по этому вопросу!»
Подчеркните сказанное однозначной оценкой.
Неправильно: «Таким образом, мы быстрее достигнем
поставленной цели».
Правильно: «Только так мы сможем быстро достичь цели нашего разговора».
С самого начала пресекайте переход к посторонним темам и
лишь затем возвращайтесь к главной теме обсуждения.
Неправильно: «Сейчас речь идет о предприятии в целом,
а не о вашей конкретной области».
Правильно: «Сейчас речь идет не о вашей области
деятельности, а о предприятии в целом».
Формулируйте свои высказывания кратко и четко.
Неправильно: «Ну вот, так сложилось, что мы уже многократно пытались перейти к обсуждению этой темы, конечно, при определенных обстоятельствах…»
Правильно: «... к теме. Мы все разделяем мнение относительно того, что...»
Избегайте любых сравнений, ограничений, объявления себя интеллектуальным банкротом и обнаружения признаков коммуникативной некомпетентности.
Неправильно: «Возможно, пришло время обсудить, хотя возможно — и я в любом случае это одобряю — но здесь ведь тоже есть противоречия...»
Правильно: «Вернемся к предложенным решениям проблемы. Это были...»
В разговоре/дискуссии употребляйте не вопросы, а обращения непосредственно к аудитории.
Неправильно: «Не могли бы мы вернуться к нашей основной теме «Логистика»?
Правильно: «Господин Майер, пожалуйста, расскажите подробнее о вашем предложении решения проблемы!»
Откажитесь от повторов и негативных высказываний, они усиливают ошибочное представление и закладывают основу для упреков в ваш адрес.
Неправильно: «Плохой имидж? Нет, наш имидж совсем не плох».
Правильно: «Нет, у нас хороший имидж в глазах общественности!»
Типичные и возможные примеры Touch/Оценки
• да/нет;
• вопрос был поставлен в другом контексте;
• это не главная тема;
• в этом и состоит наш главный вопрос;
• речь сейчас не об этом;
• это ваше личное мнение;
• вы обобщаете;
• наши клиенты спрашивают о другом;
• это другой аспект;
• верно/неверно;
• это спекуляция;
• это вы так полагаете;
• потому что вы воспользовались неверной информацией;
• это неверное впечатление.
При негативных высказываниях в ваш адрес, в адрес вашей компании по поводу имиджа, компетентности, образования или опыта запретите себе задавать встречные вопросы, потому что обычно освоившие риторику противники на такие вопросы отвечают.
Пример неудачного встречного вопроса
Атака: «В компании у вас плохой имидж!» Убийственный встречный вопрос: «Почему вы так решили?»
Возможный ответ:
l. Bce сотрудники отзываются о вас плохо.
2. Никто не ожидает от вас удачного завершения этого проекта.
З. Вы только что потопили важный проект.
Если вы заинтересованы в развитии темы, советую задавать только оценочные вопросы:
«Как вы пришли к такому ошибочному мнению?»
Только так можно быть уверенным» что все сказанное вашим оппонентом проиграет в восприятии присутствующими вашей оценки.
Вообще «Оценка» и «Возврат» в ответах-возражениях часто противопоставляются друг другу:
Считается:
Чем сильнее упрек, тем настойчивее возражение.
Этот контраст особенно заметен в противопоставлениях:
«Touch — Оценка» «Turn — Возврат»
Спекуляция Доказательство
Оценка Факт
Личное впечатление Подтверждение
Оценка Результат
Предположение Результат
Теория Практика
Несколько примеров метких ответов, которые, конечно, намеренно сформулированы позитивно:
«Вы когда-нибудь посещали семинары по риторике?»
Неверный ответ: «Да!»
Возможная реакция противника: «А почему тогда это незаметно?»
Верный ответ:
Touch «Да,
Turn и если вы проанализируете мои выступления, то определенно придете к выводу,
Talk что я, например, применяю метод пяти предложений в своих высказываниях».
«Почему у вашей компании плохой имидж?»
Неверный ответ: «Плохой имидж? Как вы пришли к такому
выводу?»
И тут ваш противник развернется в полную силу.
Верный ответ:
Touch «У вас сложилось ошибочное мнение.
Turn В действительности как в глазах общественности, так и по мнению наших клиентов, имидж компании безупречен
Talk Доказательством этому может служить полученная в этом году награда за …»