Не вся выпускаемая предприятиями различных отраслей народного хозяйства продукция перевозится внешним (не внутрихозяйственным) транспортом, часть ее остается на предприятиях для внутреннего потребления. Перевозимая часть продукции называется грузовой массой. В зависимости от технологических процессов 1 т грузовой массы может перевозиться несколько раз. Неоднократная перевозка грузовой массы называется повторностью перевозок. Размер ее характеризуется коэффициентом повторности, т. е. отношением фактического объема перевозок в тоннах к объему грузовой массы. Повторность перевозок зависит от рода грузов, организации сбыта продукции, размещения складских баз, наличия промежуточных заготовительных и распределительных пунктов и т. д. Особенно значительна повторность перевозок по грузам торговой сети.
Следовательно, общий объем перевозок, который учитывает все произведенные перевозки, больше грузовой массы или в отдельных случаях равен ей (при коэффициенте повторности, равном единице).
|
|
Размеры грузооборота и его структура, особенно при внегородских перевозках, в редких случаях остаются стабильными в течение года. Из-за характера производства, климатических и дорожных условий он изменяется по месяцам, декадам и даже суткам. Неравномерность грузооборота в течение года вызывается сезонностью перевозок и оценивается коэффициентом неравномерности перевозок ηс, определяемым делением среднесуточного количества груза в месяц наибольших перевозок на среднегодовое суточное количество грузов ηс = Qмес /30; или Qгод /360
отсюда ηс = 12 Qмес/ Qгод,
где Qмес, Qгод, — количество груза соответственно в месяц наибольших перевозок, в год.
Наибольшая сезонность наблюдается при перевозке продуктов сельского хозяйства. В месяц максимальных перевозок перевозится, как правило, половина годовой сельскохозяйственной продукции.
Сезонность перевозок значительно влияет на работу автомобильного транспорта. Поэтому для правильного выбора и использования ПС, определения рациональных резервов провозной способности АТО необходимо учитывать сезонные колебания грузооборота.
Снижение повторности перевозок является важнейшей задачей, успешное решение которой может быть достигнуто за счет рациональных схем доставки грузов, при которых «перевалки» через базы и склады либо полностью отсутствуют, либо сведены до минимума.