Система показателей работы ПС

Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются по разработанным системам показателей и измерителей. Характер работы АТО, специфические особенно­сти транспортного процесса, условия, в которых выполняется перевозочная работа, потребовали создания системы показателей, отражающих как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели устанавливают закономерную связь между элементами транспортного про­цесса и количественным изменением транспортной продукции. Система показателей работы подвижного состава положена в основу организации и планирования деятельности АТО.

Эффективность производства на АТ определяется, прежде всего, уровнем органи­зации перевозок грузов и степенью использования ПС, что характеризуется и оценивается следующими технико-эксплуатационными показателями (ТЭП):

- парк подвижного состава и его использование в работе;

- время работы ПС на линии и его производительное использование;

- грузоподъемность подвижного состава и ее использование;

- скорость движения подвижного состава;

- пробег подвижного состава и степень производительного его использования;

- время простоя подвижного состава под погрузкой и раз­грузкой;

- расстояние перевозки груза и длина ездки.

Парк АТО характеризуется количеством ПС, предназначенного для пе­ревозок. Готовность подвижного состава к работе на линии оценивается коэффициентом технической готовности парка, а количество подвижного состава, находящегося в эксплуата­ции на линии, - коэффициентом выпуска.

Время работы подвижного состава на линии, или время в наряде, складывается из времени движения и времени простоя подвижного состава в пунктах погрузки и разгрузки. Время движения зависит в первую очередь от скорости движения и пройденного подвижным составом пути. Простой подвижного состава под погрузкой и разгрузкой является составной ча­стью транспортного процесса и характеризуется временем по­грузки и разгрузки за одну ездку автомобиля. Время простоя подвижного состава в пунктах погрузки складывается из вре­мени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций и времени, связанного с приемом, сдачей и оформлением товар­но-транспортных документов.

Каждая единица ПС характеризуется определенной номинальной грузоподъемностью в тоннах, определяющей то предельное количество груза, которое допускается и может быть погружено в кузов подвижного состава. Однако грузоподъемность не всегда используется полностью вследствие перевозки небольшого количества груза или груза с малой плотностью. Поэтому для оценки степени использо­вания грузоподъемности подвижного состава применяются коэффициенты статического и динамического использования грузоподъемности, отличающиеся по методам определения и величине.

Работа подвижного состава во многом зависит от величи­ны технической и эксплуатационной скорости движения. Тех­ническая скорость движения отражает скоростные свойства АТС в определенных условиях эксплуатации, а эксплуатационная скорость зависит не только от техничес­кой скорости, но и от продолжительности простоя ПС под погрузкой и разгрузкой и задержек в пути.

Поскольку не весь пробег ПС использует­ся производительно, и часть его совершается без груза, необходим показатель, оценивающий степень использования про­бега. Для оценки транспортного процесса применяются такие понятия, как ездка, длина ездки, пробег с грузом за ездку и расстояние перевозки 1 т груза.

Ездка, как отмечалось выше, представляет собой законченный цикл транспортного процесса. За время работы на ли­нии подвижным составом выполняется определенное количе­ство ездок. Каждая ездка характеризуется соответствующей длиной и величиной пробега подвижного состава с грузом. Средняя величина пробега с грузом за ездку не всегда совпа­дает по величине со средним расстоянием перевозки груза. Они имеют разную величину при различной длине ездки и грузоподъемности автомобилей, а также при одинаковой гру­зоподъемности автомобилей, но при разном коэффициенте ис­пользования их грузоподъемности.

Уровень ТЭП не явля­ется постоянным и зависит от:

- типа и грузоподъемности по­движного состава;

- рода и характера перевозимых грузов;

- ме­тодов организации перевозок,

- технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

- условий работы подвижного состава на линии;

- состояния дорог;

- природно-климатических условий, в которых выполняются перевозки;

- технической осна­щенности АТО;

- условий органи­зации и оплаты труда работников и от других факторов.

От уровня технико-эксплуатационных показателей зависит производительность подвижного состава - выработка в тон­нах и тонно-километрах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: