Проuзводuтельность ПС грузового АТ оценивается двумя взаимосвязанными показателями: количеством перевезенного груза (объемом перевозок) в тоннах Q и количеством выполненных тонно-километров (грузооборот) Р за единицу времени.
Необходимость введения двух показателей производительности ПС объясняется существующим измерением продукции грузового АТ в тоннах и тонно-километрах. Каждый из этих показателей в отдельности (только тонны или только тонно-километры) не может характеризовать затрат времени, трудовых и материальных ресурсов, связанных с выполнением перевозок. Кроме того, величина этих показателей в значительной степени зависит от расстояния перевозки. Чем меньше расстояние перевозки, тем больше можно перевезти тонн груза (при прочих равных условиях) за данное время, но при этом уменьшается производительность в тонно-километрах. Показатель расстояния перевозки груза не зависит от работы АТО, поэтому при заданной или сложившейся его величине АТО должны стремиться получить большую выработку на каждую единицу ПС. Этого можно достичь путем повышения таких показателей работы, как коэффициент использования пробега, коэффициент использования грузоподъемности, скорость движения и сокращение времени простоя под погрузкой и разгрузкой.
При планировании работы ПС производительность рассчитывают по формулам:
а) количество перевозимого груза Q в тоннах:
- единицей подвижного состава за одну ездку Q = q γ;
- единицей GC за z ездок Q=q γz;
- если коэффициент использования грузоподъемности γ имеет различную
величину по ездкам, то Q =∑ q γ или Q=q γccp z;
- парком подвижного состава Аэ за z ездок Q=Аэq γc z.
Если показатели q и γ имеют различную величину по ездкам, то производительность определяют через их средние величины:
Q=Аэqср γcср z.
б) количество выполненных тонно-километров Р:
- единицей подвижного состава за одну ездку Р= q γ le.r;
- единицей подвижного состава за z ездок Р= q γ le.r z;
- при различной величине показателей γ и le.r по ездкам определяют
Р =∑ q γ le.r или Р= q γ дср le.r z
- парком подвижного состава Аэ за z ездок Р=Аэ qср γ дср le.r ср z или
Р=Аэ qср γ сср lпr ср z,
где q ср - средняя грузоподъемность единицы ПС, т; γ сср, γ дср - коэффициенты среднестатического и среднединамического использования грузоподъемности; le.r ср, lпr ср- соответственно средний пробег с грузом за ездку и среднее расстояние перевозки груза, км.
При определении производительности ПС в тонно-километрах необходимо помнить, что коэффициент статического использования грузоподъемности сочетается с показателем среднего расстояния перевозки груза lпг, а коэффициент динамического использования грузоподъемности с показателем среднего пробега с грузом за ездку le.r.
Чтобы учесть влияние основных факторов на уровень производительности ПС, подставим в формулы показатель количества ездок z и получим производительность единицы ПС:
- в тоннах:
Q=q γz = ТнVт β q γ/ (leг+ Vт β tпр);
- в тонно-километрах:
Р= q γ le.r z = ТнVт β q γ leг / (leг+ Vт β tпр).
Производительность единицы ПС в тонно-километрах можно определить и через произведение следующих показателей: Р = Lобщ β q γд или Р = Lгq γд
Переменные показатели, входящие в формулы определения производительности ПС, могут иметь частные или средние значения. Используя средние величины показателей, можно рассчитать производительность всего парка ПС АТО за Д планируемых дней работы:
- в тоннах:
Q=АсД αв ТнVт β q γс / (leг+ Vт β tпр);
- в тонно-километрах:
Р= АсД αв ТнVт β q γд leг / (leг+ Vт β tпр) или
Р= АэД αв ТнVт β q γс lпг / (leг+ Vт β tпр).
При определении производительности ПС в тоннах Q через средние величины показателей числитель формулы содержит коэффициент среднестатического использования грузоподъемности γс, так как произведение q γс определяет загрузку ПС за одну ездку. При этом знаменатель формулы всегда содержит показатель среднего пробега с грузом за ездку leг, так как выражение leг+ Vт β tпр есть не что иное, как производительный пробег за одну ездку и нереализованный пробег ПС из-за простоя под погрузкой и разгрузкой.
При определении производительности ПС в тонно-километрах Р числитель формулы содержит коэффициент среднединамического использования грузоподъемности γд и средний пробег с грузом за ездку leг, так как произведение q γд определяет загрузку ПС в тоннах на каждый километр пробега с грузом. Если в числитель формулы вводится коэффициент среднестатического использования грузоподъемности γс, то вместо показателя пробега с грузом за ездку leг вводится показатель среднего расстояния перевозки груза lпг, так как производительность в тонно-километрах следует рассматривать как произведение выработки в тоннах Q на среднее расстояние перевозки груза lпг. При этом знаменатель формулы всегда содержит показатель среднего пробега с грузом за ездку le.r.
С целью исключения влияния показателя времени работы на линии производительность единицы ПС целесообразно определять на автомобиле-прицепо-час работы по формулам:
Q=Vт β q γс / (leг+ Vт β tпр);
Р= Vт β q γд leг / (leг+ Vт β tпр).
Чтобы исключить влияние на уровень производительности различной грузоподъемности ПС, выработку определяют на автомобиле-тонно-час работы по формулам:
Q=Vт βγс / (leг+ Vт β tпр);
Р= Vт βγд leг / (leг+ Vт β tпр).
Производительность ПС, рассчитанная на 1 км, показывает величину выработки в тоннах и тонно-километрах на каждый километр пробега:.
Q= βγс / leг;
Р= q βγд.
Фактическую производительность ПС определяют по отчетным данным как выработку единицы подвижного состава за единицу времени (час, день, месяц, квартал, год) в тоннах и тонно-километрах суммарно по путевым листам.