Источники дисциплины правоохранительные органы РФ

  1. Нормативные акты, к ним относятся законы и подзаконные акты.
  2. Решения Конституционного суда РФ, которые включают в себя постановления, заключения, послания, представления.
  3. Учебники, учебные пособия, сборники, практикумы, монографии, научные статьи и сообщения.

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ; приказами министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами. Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы. Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не указывают на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации (по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Если статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Иногда вопросы правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в таком постановлении, действует статья закона. Правоохранительным органам надлежит руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международными договорами Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Никто не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением правоохранительный орган не праве основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территорий Российской Федераций по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в случаях, когда:

а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;

б) закон отменен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: