4.1. Рассказать ребенку о каком-либо животном или местности, которую он никогда не видел. После этого ребенок рисует то, что услышал. Затем ему показывают несколько картинок, среди которых будет изображение животного. Ребенок должен узнать его.
В выводе указать, какие признаки из описания, данного в начале, включены ребёнком в воображаемый образ? Какие выпали и почему?
4.2. Показать ребенку картинку, на которой изображены дети, разговаривающие между собой. Задать вопросы:
- О чем говорят дети?
- Что они будут делать сейчас?
- Что произошло с ними, перед тем, как они встретились?
Сделайте вывод о силе и яркости воображения; о зависимости воображения от прошлого опыта ребенка.
4.3. Начать читать рассказ с интересным для детей сюжетом, прервать чтение и попросить закончить рассказ.
В выводе указать роль опыта в создании новых образов и ситуаций.
Выводы. Какие особенности воображения проявились в ответах ребенка? Как можно охарактеризовать воображение младшего школьника?
Приложение 10
|
|
Особенности внимания ребенка.
Определение объема внимания.
Ребенку предлагают таблицу с изображенными на ней предметами (8-10 предметов).
Инструкция: я покажу картинку, запомни, какие предметы на ней изображены.
Показ одномоментный (раз, посмотри внимательно, два).
Тоже самое - с числовым рядом (8-10).
Сделайте вывод об объеме внимания: узкий, достаточный, широкий.
Исследование концентрации и устойчивости внимания.
Стимульный материал: бланк с «перепутанными линиями» и предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Ребёнок должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполнять задание нужно, прослеживая линию ВЗГЛЯДОМ, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Обработка результатов в том, что нужно зафиксировать время выполнения задания в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать 5 минут. Фиксируются остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
Сделайте вывод о возможности ребенка концентрировать внимание. Устойчиво ли его внимание?
Изучение возможности распределения внимания.
1) Чтение стихотворения по памяти и одновременное решение простых примеров (примеры на листе).
2*3=
4+5=
5*4=
(8+2) -1=
(9-1) +3=
4*5=
7+3=
9+4=
5-2=
7*2=
8:2=
2) Чтение стихотворения и одновременный подсчет постукивания, которое производит экспериментатор карандашом по столу.
Сделайте вывод, насколько хорошо ребенок умеет распределять внимание.