ЛЕКЦИЯ – 6
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПЛАН
6.1. Ситуация развития и личностные новообразования...............................................................
6.2. Развитие познавательных процессов.........................................................................................
6.3. Развитие личностных качеств в младшем школьном возрасте......................................
Вопросы для обсуждения...................................................................................................................
Ситуация развития и личностные новообразования
Младший школьный возраст называют вершиной детства [14, с.251]. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
|
|
С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте: чебная деятельность становится ведущей деятельностью; завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам); мотивация достижения становится доминирующей; происходит смена референтной группы; происходит смена распорядка дня; укрепляется новая внутренняя позиция; изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Элъконину): мотивация; учебная задача; учебные операции; контроль и оценка.
Мотивы учения: познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования); социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой).
|
|
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий [14, с. 258].
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).