Как соотносятся педагогическое мастерство и педагогическая технология?

Между ними нет противоречий. Чем выше уровень педагогических умений, тем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, научная подготовленность, тем более он свободен в освоении новых технологий, тем более свободен пользоваться системно-технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками.

Основу педагогического мастерства составляет воспитательный процесс с элементами технологизации, что предполагает профессионально - компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией

Педагогическая технология - совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.

Все технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. Особенно эффективно развивают активность:

1. Технологии проблемного обучения, поисковые, проектные, творческие, продуктивные.

Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.

2. Технология самоопределения личности, которая развивает активность выбора благодаря высокому уровню преподавания предметов, введению некоторых новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.

3. Технология самоуправления в коллективе.

4.. Технология семейного воспитания

5. Технология дошкольного воспитания.

6. Технология социального воспитания.

Тенденции технологии:

  • от ученика к его личности;
  • от воспитания к самовоспитанию;
  • от педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства;
  • от единообразия к вариативности.

7. Технология воспитания

За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитательные этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.

Воспитательные этапы:

1. Планирование предполагаемого результата и способов его достижения.

2. Моделирование способов.

3. Разработка планов и моделей.

4. Осуществление управления.

При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.

Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач.

В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др.

В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход.

Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.

Требования к комплексному подходу:

  • воздействие на воспитанников по трем направлениям- на сознание, чувства, поведение.
  • положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.
  • единство и координация усилий в воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие.
  • одновременное осуществление задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
  • системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

Факторы:

1. Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

2. Условия жизни, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города.

3. Средства массовой информации и пропаганды;

4. Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (ВС, нравственные нормы, психологический климат).

5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

6. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Являясь составной частью воспитательной работы, педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя с учениками и со всеми участниками педагогического процесса, состоящее в установлении контактов, обмене информацией, в организации совместной деятельности.

Педагоги часто делают грубые ошибки в общении, в собственном поведении, что порой приводит к психологическим травмам у учащихся, их родителей, коллег по школе.

Причин тому много. Главная, состоит в том, что в педагогическом вузе не учат психологии общения. Неподготовленность учителя выражается в том, что у него часто нет контакта с учениками, доверительных отношений.

Педагоги не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу не только с учащимися, но и с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: