Между ними нет противоречий. Чем выше уровень педагогических умений, тем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, научная подготовленность, тем более он свободен в освоении новых технологий, тем более свободен пользоваться системно-технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками.
Основу педагогического мастерства составляет воспитательный процесс с элементами технологизации, что предполагает профессионально - компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией
Педагогическая технология - совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.
Все технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. Особенно эффективно развивают активность:
1. Технологии проблемного обучения, поисковые, проектные, творческие, продуктивные.
Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.
|
|
2. Технология самоопределения личности, которая развивает активность выбора благодаря высокому уровню преподавания предметов, введению некоторых новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.
3. Технология самоуправления в коллективе.
4.. Технология семейного воспитания
5. Технология дошкольного воспитания.
6. Технология социального воспитания.
Тенденции технологии:
- от ученика к его личности;
- от воспитания к самовоспитанию;
- от педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства;
- от единообразия к вариативности.
7. Технология воспитания
За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитательные этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.
Воспитательные этапы:
1. Планирование предполагаемого результата и способов его достижения.
2. Моделирование способов.
3. Разработка планов и моделей.
4. Осуществление управления.
При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.
Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач.
В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др.
|
|
В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход.
Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.
Требования к комплексному подходу:
- воздействие на воспитанников по трем направлениям- на сознание, чувства, поведение.
- положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.
- единство и координация усилий в воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие.
- одновременное осуществление задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
- системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.
Факторы:
1. Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
2. Условия жизни, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города.
3. Средства массовой информации и пропаганды;
4. Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (ВС, нравственные нормы, психологический климат).
5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
6. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Являясь составной частью воспитательной работы, педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя с учениками и со всеми участниками педагогического процесса, состоящее в установлении контактов, обмене информацией, в организации совместной деятельности.
Педагоги часто делают грубые ошибки в общении, в собственном поведении, что порой приводит к психологическим травмам у учащихся, их родителей, коллег по школе.
Причин тому много. Главная, состоит в том, что в педагогическом вузе не учат психологии общения. Неподготовленность учителя выражается в том, что у него часто нет контакта с учениками, доверительных отношений.
Педагоги не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу не только с учащимися, но и с родителями.