Несомненно, образ идеальной женщины складывался из внутренних, а также внешних качеств. Вообще в классический период огромное значение уделялось физическому облику человека. Но для замужней женщины забота о внешности не играла особой роли. Основная ее задача – сохранять свою естественную красоту, а также здоровье. «От такой гимнастики, говорил я, она будет и кушать с большим аппетитом, и здоровье будет, и цвет лица будет у нее на самом деле лучше. Наружность жены, когда она, по сравнению с служанкой, и опрятнее, и одета более к лицу, бывает привлекательной, особенно когда к этому присоединяется желание угодить мужу, а не служить ему поневоле.» 47
Внешнее совершенство женщины подразумевало физическое здоровье и выносливость. Можно предположить, что опять же здесь играют большую роль практические соображения. Чтобы иметь силы заниматься хозяйством, женщине более разумно укреплять тело. К тому же главная цель женщины – деторождение. Только крепкая и здоровая мать должна была рождать сильных и полноценных детей.
Чрезмерный же уход за собой, использование «ненужной мишуры», во-первых, требует лишних затрат, что приносит материальный убыток семье, а во-вторых, по мнению Семонида Аморгского, совершенно не делает женщину привлекательной для мужа:
<…> Распустит локонов гривастую волну,
Цветами обовьет и ходит целый день.
Пожалуй, зрелище прекрасное — жена,
Как эта, для иных, для мужа — сущий бич!
Конечно, если он не царь или богаче
Чтоб тешиться такой ненужной мишурой.48 [14]
Следует отметить, у Семонида Аморгского, женщина, обделенная красотой, наделена и скверным характером, что наводит меня на мысль о том, что совершенство женщины, с его точки зрения, - сочетание внешней привлекательности и внутренних достоинств.
<…> Вот худшее из зол, что дал он в дар мужам.
Лицом уродлива. Подобная жена
Идет по городу — посмешище для всех
<…> Добра не сделает, пожалуй, никому,
Но занята одной лишь думой день-деньской:
Какую пакость бы похуже учинить. 49
[15] Как мы уже отметили в предыдущей главе, государству было важно, чтобы женщина обладали всеми качествами, позволявшими ей быть образцовой хозяйкой, заботливой матерью. Идеальная женщина в первую очередь рассматривалась как идеальная жена. Как мы уже выяснили, женщина играла огромную роль в доме. Особо ценилась ее способность как можно лучше работать на пользу семьи, дома. И у Семонида Аморгского и у Ксенофонта встречается сравнение женщины с пчелой. И не спроста, так как в Древней Греции пчела служит символом трудолюбия, преуспевания и послушания. Таким образом, трудолюбие, аккуратность и практичность – главные достоинства жены. Поэтому неприемлемы такие негативные качества как лень, неряшливость. Такая жена не сможет содержать дом в чистоте и быть достойным помощником мужу.
<…>
Все в доме у нее валяется в грязи,
Разбросано кругом — что где, не разберешь.
Сама ж — немытая, в засаленном плаще. 50
<…>
Заботы, черный труд — ей это не под стать.
Коснуться мельницы, взять в руки решето
Куда там! — труд велик из дому выместь сор. 51
Перечислив главные достоинства женщины как хозяйки, считаю нужным обратиться к теме взаимоотношений жены и мужа. Несмотря на то что данная тема не слишком подробна освещена в источниках, у меня сложилось впечатление, что от того как проявляла себе женщина в его взаимоотношениях с мужем не только как хозяйка, зависело семейное счастье, по мнению древнегреческих авторов. Как высказалась Кривошта Н.А.: «Женщина – друг, товарищ мужа, от нее зависит эмоциональная сторона брака.» 52
Для Семонида Аморгского имеет явно негативную оценку такие качества, как нескромность, бурное проявление своих чувств к мужу. Отношение к женщинам с распущенным нравом, можно с уверенностью утверждать, было отрицательное:
А вместе с тем, гляди, для дел любовных к ней
Приятелю-дружку любому вход открыт.
Иную сотворил из ласки — жалкий род!
У этой ни красы, ни прелести следа,
Ни обаяния, — ничем не привлечет.
А к ложу похоти — неистовый порыв,
Хоть мужу своему мерзка до тошноты., <…> 53
Порицание автором женщин такого нрава позволяет сделать вывод о том, что даже и по отношению к мужу жена не должна была проявлять особо своих чувств. Однако, с моей точки зрения, неправильно говорить о том, что «холодность имеет положительную оценку».54Речь идет о том, что женщина должна была быть сдержана и не проявлять излишне своих чувств.