Отречься от всего

"Так всякий из вас, кто не отрешится от всего,что имеет, не может быть Моим учеником" (Лук. 14,33).

Чтобы быть учеником Господа Иисуса, нужно отказаться от всего. Таково недвусмысленное значение этих слов Спасителя. Не имеет значения, насколько мы противостоим этому "завышенному" требованию: нет разницы, в какой форме мы выражаем свой протест против такого "невыполнимого" и "неумного" требования; факт остается фактом - это слово Господа, и Он имеет в виду именно то, о чем говорит.

Прежде всего нам бы следовало принять во внимание следующие непреложные истины:

а) Иисус поставил это требование не какой-либо избранной группе христианских тружеников. Он сказал: "Всякий из вас..."

б) Он также не сказал, что для следования за Ним нужна лишь наша добрая воля. Он сказал: "Всякий из вас, кто не отрешится..."

в) Он также не сказал, что мы должны отказаться лишь от части своего состояния. Он сказал: "Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет..."

г) Он также не сказал, что существует менее решительная, менее жертвенная форма ученичества. Иисус сказал: "...тот не может быть Моим учеником".

Не надо удивляться абсолютизму этого требования. Это не единственное требование такого рода в Библии.

Разве не сказал Иисус: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут" (Матф. 6,19-20).

Как правильно заметил Весли, "собирание сокровищ на земле так же однозначно запрещено Господом, как и неверность и убийство". Разве Иисус не говорил: "Продавайте имения ваши и давайте милостыню?" Разве Он не указал богачу: "Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною" (Лук. 18,22). Если Он не имел в виду буквально того, о чем говорил, то что Он вообще тогда хотел этим сказать?

Разве что-либо иное означали эти слова для верующих первой христианской общины? Они "...продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян. 2,45).

Разве неправда, что многие святые Божьи в различных столетиях отказывались буквально от всего, чтобы следовать Иисусу?

Энтони Норрис Гроув со своей женой - одни из первых миссионеров в Багдаде - пришли к убеждению, что они "должны были перестать собирать сокровища на земле и пожертвовать все свои мало-мальски значительные доходы Господу - на служение Ему".

Ч. Т. Стадд "принял решение отдать Иисусу весь свой доход, воспользовавшись той великолепной возможностью, которую упустил богатый юноша... Он был смиренно послушен черным по белому начертанным заповедям Слова Божия". Пожертвовав тысячи на дело Господне, он отложил для своей невесты сумму в 9855 долларов. Но она не дала мужу превзойти себя. "Чарльз, - спросила она его, - то повелел Господь богатому юноше?" - "Продай все". - "Тогда давай прямо сейчас, с момента нашей свадьбы, начнем жизнь с Господом". И отложенные деньги ушли в христианскую миссию.

Тот же дух самоотречения двигал и Джимом Эллиотом. Он писал в своем дневнике: "Отец, дай мне ослабнуть, чтобы я потерял силу цепляться за мирские дела. Моя жизнь, мой авторитет, мое состояние - Господь, отними у моей руки склонность хватать и держать. Ах, Отец, если бы мне избавиться от потребности в одной лишь ласке. Как часто я ослаблял железную хватку, и лишь для того, чтобы мне удержать то, что я так высоко ценю в своих "безобидных" потребностях - это ласковое прикосновение. Нет, напротив, раскрой мою ладонь, чтобы вонзился в нее распинающий гвоздь, Отец, как в руку Иисуса; чтобы я, отпустив все, сам был отпущен, отпущен от всего того, что еще держит меня. И у Иисуса все помыслы и стремления были обращены к Небу, к единству с Тобой, Отец, не на вещи, за которые мы цепляемся. Так дай же мне, Отец, отпустить все". (Из книги Элизабет Эллиот "Под сенью Всемогущего")

Наше неверное сердце, мудрствуя лукаво, хочет убедить нас в том, что это просто невозможно -понимать слова Господа буквально. Если бы мы отреклись от всего, мы бы просто умерли с голоду. В конце концов, нам же следует в известной мере заботиться и о будущем - своем и своих близких.

Если бы каждый христианин отказался от всего, что имеет, то кто бы финансировал дело Господне? Если бы не существовали и богатые христиане, как Евангелие могло бы достичь высокопоставленных людей? И так мы быстро выстраиваем баррикаду доводов в защиту того, что Господь вовсе не имел в прямом смысле то, о чем говорил.

Факт же таков, что послушание повелениям Господа - благоразумнейший и правильнейший образ жизни, и именно он приносит больше всего радости. Свидетельства Писаний и опыт подсказывают, что никто, отдавшись Христу, не испытывает нужды в чем-либо. Господь заботится о людях, послушных Ему. Человек, отрекающийся от всего для следования за Христом, - не беспомощный бедняк, живущий на иждивении своих братьев-христиан.

1. Он трудолюбив. Он усердно трудится, зарабатывая хлеб насущный для себя и для своей семьи.

2. Он знает меру во всем. Он живет экономно, насколько это возможно, чтобы все, что выходит за рамки действительно необходимых потребностей, отдавать на дело Господне.

3. Он дальновиден. Вместо накопления богатств на земле, он заботится о сокровище на небесах.

4. Свое будущее он доверяет Богу. Не тратя лучшие годы своей жизни на заботу об обеспеченной старости, он отдает лучшее служению Иисусу и доверяет свое будущее Ему. Он верит, что, ища прежде всего Царства Божия и правды Его, никогда не будет испытывать нужды в пище или одежде (Матф. 6,33). Он считает просто недостойным собирать богатства на черный день. Он бы обосновал свою точку зрения следующим образом:

а) "Как могу я с чистой совестью откладывать деньги на черный день, когда они именно сейчас могут быть использованы для дела спасения человеческих душ?" "А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?" (1 Иоан. 3,17).

"Подумай над этой важной заповедью: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя"(Мар. 12,31). Можно ли о нас сказать, что мы любим своего ближнего, умирающего от голода, как самого себя, если мы живем в достатке, нет, более того, в пресыщении? Я хочу обратиться ко всем, получившим радость обладания неоценимым и неописуемым даром Божьим, и спросить: "Поменяли бы вы этот дар даже на тысячу миров?" Так давайте же не будем удерживать у себя средства, с помощью которых многие другие могут получить этот чудесный дар и небесное утешение" (Э. Н. Гроув).

б) Если мы действительно верим во второе пришествие Христа, то мы желаем как можно скорее вложить наши деньги во что-либо полезное. Иначе мы рискуем отдать эти деньги в руки дьявола -деньги, которые могли быть использованы для вечного благословения.

в) Как мы можем с чистой совестью просить Господа дать нам деньги для миссионерского труда, если сами располагаем денежными средствами, которые не хотим пожертвовать для этой цели? Отдавая все Христу, мы предохраняемся от лицемерия в молитве.

г) Как мы можем проповедовать другим Слово Господа, если в нем содержатся повеления, которые мы сами не исполняем? В таком случае наши поступки должны заградить нам уста.

д) Умные люди мира сего откладывают большие запасы на будущее. Это означает хождение не в вере, не в невидимом, а в видимом, в мире. Христианин же призван жить в полной зависимости от Бога. Если он собирает сокровища на земле -чем же он тогда отличается от мира и его образа жизни?

Очень часто можно услышать утверждение, что мы обязаны заботиться о будущем своей семьи, в противном случае мы были бы хуже язычников. В подтверждение этого мнения приводятся две нижеследующие цитаты:

"Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей" (2 Кор. 12,14). "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8).

Однако более близкое знакомство с этими стихами показывает нам, что в них идет речь о текущих потребностях, а не о будущих затратах. Первый стих ап. Павел пишет иронически. Он ставит себя на место родителей, а коринфян - на место детей. Он не обременял их материально, хотя имел на это право как служитель Божий. Все-таки он был их отцом в вере, а обычно родители заботятся о своих детях, и не наоборот. Здесь речь вообще не идет о заботе родителей о будущем своих детей. Весь абзац говорит лишь об удовлетворении текущих потребностей апостола Павла, не о возможных будущих нуждах. В 1. Тим. 5,8 апостол обсуждает вопрос заботы о бедных вдовах. Он исходит из того, что их ближние ответственны за заботу о них. О верующих вдовах, не имеющих родственников или оставленных ими без опеки, должна заботиться поместная община. И здесь речь идет только о текущих, не о будущих потребностях. Воля Божья такова, что члены тела Христова должны заботиться о текущих потребностях друг друга: "Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность, как написано: "кто собрал много, не имел лишнего; и кто - мало, не имел недостатка" (2 Кор. 8,15).

Христианин, полагающий, что он обязан заботиться о будущем, сталкивается со сложной проблемой - знать, сколько же будет достаточным. Поэтому он посвящает всю свою жизнь накоплению состояния неопределенной величины и упускает при этом возможность и право отдать все лучшее Господу Иисусу Христу. В конце концов, в последние годы своей напрасно потраченной жизни он вынужден признать, что все его потребности в любом случае были бы удовлетворены, если бы он просто полностью посвятил свою жизнь Иисусу.

Если бы христиане буквально понимали и принимали слова Господа Иисуса, никогда не было бы нужды в средствах для дела Господа. Евангелие распространялось бы с возрастающей силой и проповедывалось бы по всему лицу земли. И если бы кто из учеников Христа оказался в нужде, для его братьев по вере право поделиться с ним тем, чем сами богаты, было бы их радостной привилегией.

Довод, что должны существовать состоятельные христиане, чтобы иметь возможность достичь богатых мира сего, просто абсурд. Павел достиг своей проповедью дома кесаря, будучи пленником. Если мы послушны Богу, то мы можем и надеяться, что Он решит и этот вопрос.

Пример Господа Иисуса должен быть в этом вопросе неоспорим. Слуга не больше господина своего. "Нехорошо слуге стремиться быть богатым, чтимым и уважаемым в мире, в котором его учитель был беден, осмеян и унижен" (Георг Мюллер).

"Страдания Христа включали бедность (2 Кор. 8,9). Естественно, бедность не должна означать жизнь в грязи и лохмотьях, но она означает недостаток в резервах и отсутствие средств к жизни на широкую ногу. Уже три десятилетия назад Эндрю Мюррей указывал на то, что Господь и Его апостолы никогда не смогли бы завершить порученное им дело, если бы не были совсем бедны. Кто хочет возвысить других, должен склониться сам, подобно самарянину,- и вообще, большая часть человечества была и сегодня еще остается бедной" (Э. Н. Гроув).

Люди ссылаются на то, что существуют определенные материальные блага, которые необходимы для домашней жизни. Это верно.

Многие люди заявляют, что бизнесмены-христиане должны иметь определенный капитал, чтобы их предприятия могли нормально существовать. Это тоже верно. Другие люди утверждают, что существуют жизненные блага, как, например, автомобиль, которые очень успешно могут быть использованы для прославления Бога. И это верно. Однако, имея эти действительно необходимые вещи, христианин тем не менее должен быть готов с радостью пожертвовать всем и довольствоваться малым ради распространения Евангелия. Выбранная им доля должна быть следующей: "Работай тяжело, трать мало, отдавай много - и все это для Господа" (Э. Н. Гроув).

Каждый из нас лично ответственен перед Богом за свое понимание повеления "отказаться от всего". Один верующий не может передать понимание этого вопроса другому, каждый должен поступать так, как это ему открывает Господь. Это совершенно личное дело.

Возможно, Господь после испытания кого-либо из нас на готовность отречься от мира откроет ему такое понимание смысла самоотречения, о котором тот даже не подозревал. Но и тогда не может быть места личной гордости: наши жертвы в действительности вовсе не жертвы, если мы рассмотрим их в свете Голгофы. Кроме того, мы ведь отдаем Господу лишь то, что так или иначе не сможем удержать, с чем мы все равно рано или поздно должны расстаться.

"Тот вовсе не глупец, кто отдает то, что все равно не сможет удержать, чтобы приобрести что-либо вечное" (Джим Эллиот).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: