В техническом университете (быв. политехническом институте г. Барнаула) проводятся занятия по изучению Библии (Православная Церковь) по вторникам, пятницам в 18-00, ауд. 410, вход с ул. Димитрова, от переговорного пункта. Здесь же проводится подготовка уверовавших во Христа к принятию истинного крещения с троекратным ПОЛНЫМ ПОГРУЖЕНИЕМ В ОЗЕРЕ, которое совершается каждый год в первое воскресенье после 7 июля (в 2002 –7 июля). Здесь занятия и Крещение всегда проводятся только БЕСПЛАТНО, ибо взимание денег за святыню, тем более за Таинство Крещения есть страшный, смертный грех – симония (см. речь патриарха Алексия II). (СИМОНИЯ – от имени Симона-волхва, пытавшегося купить благодать Духа Святого за деньги).
О исповеди
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» – Пс. 31:5. «Как человек, крещаемый человеком, то есть священником, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в Покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатью Иисуса Христа» Афанасий Великий. «Без сердечного сокрушения невозможно освободиться от пороков. А сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием: от сна, от пищи и от телесного покоя» Нил Синайский.
Часто сейчас в храмах идет общая исповедь; кто и хотел бы в частном порядке исповедаться, то священник не дает этого, ибо не отгоняет хотя бы на несколько шагов других исповедников, слушающих повесть чужой жизни, ибо привыкли смотреть телесериалы.
«На общей исповеди власть ключей передана ему, кающемуся, а за священником оставляется лишь обрядовая форма. На общей исповеди кающийся не исповедует своих грехов, ибо исповедовать – значит открыто признавать их. На общей исповеди, когда сотни людей в один голос произносят “грешен”, нет никакого скрытого свидетельства о грехах, а потому нет и никакой «исповеди» их. На общей исповеди нет двух самых главных условий содержания благодатного Таинства – права священника отпускать грех, ибо он не имеет права отпускать грехи по “безотчётному произволу”, и права у исповедующегося получать отпущение, ибо, по учению Церкви, это право дает лишь устное исповедание грехов. Что касается третьего условия Таинства, права духовника налагать епитимий, то оно вовсе отпадает при общей исповеди, ибо не зная греха, невозможно врачевать душу согрешившего наложением наказания. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, но под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить “прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “а Я осуждаю!”» Феофан 3атворник.
Общая исповедь стихийно приобрела широкое распространение. Трудно и стыдно признаться в своих грехах в личной исповеди. Но приятно, душевно легко и успокоительно всплакнуть вместе со всеми на общей исповеди. Более или менее талантливый проповедник растрогает сердце, плачущий сосед ещё усилит умиление – и вот без всякого труда и подвига достигается «покаянное настроение», иногда очень сильное, но в большинстве случаев бесплодное, ибо оно происходит не в результате внутренней работы, а лишь как эмоциональная разрядка отягощённой грехами души.
Покаянные слёзы на личной исповеди омывают исповеданные грехи, слёзы же на общей исповеди чаще всего свидетельствуют о самоумилении, самолюбовании и в конечном итоге служат не для разрушения горделивого самомнения, а для утверждения фарисейского чувства собственной праведности и самопревозношения под видом смирения. В миру нет потребности выставлять на позор свой грех, там стараются скрыть его, там нет надобности так раскрывать душу, чтобы обнажить самые темные её закоулки, нет надобности в духовном руководстве, ибо каждый стремится жить «своим умом»; там смешны и не нужны епитимии, ибо они требуют смирения и послушания, а в миру более всего дорожат независимостью и своеволием.
Мирская жизнь заставляет и страдать, мучиться, впадать в отчаяние, потому хочется иногда человеку пожаловаться, поплакать слезами, которые ни к чему не обязывают, и успокоенным уйти домой. Вот почему общая исповедь так желанна многим, – она соответствует духу мира сего. Подделка тонкая, имеющая множество оправданий, в том числе и объективных, но тем не менее подменяющая Таинство и церковное устроение души, чем-то внешне очень привлекательная, но исполненная мирской стихией. Общая исповедь внедряется в церковную жизнь, ломая устав и опыт благочестия, отрекаясь от церковного Предания, повреждая самое существо Таинства.
Часто можно слышать от церковных людей ссылку на опыт протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского, проводившего общую исповедь. Неужели и он мог служить делу обмирщения и сознательно противопоставлял себя Преданию Церкви! — Это было его личным дерзновением, за которое он ответствует пред Господом. Но нам он не только не заповедал следовать его примеру, а, напротив, оставил в качестве руководства явное указание следовать Уставу и совершать личную тайную исповедь. «Исповедовать в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытием и признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзения. Надо на исповеди без утайки все свои срамные дела открыть духовнику, хотя и больно, и стыдно, позорно и унизительно.. Священник – врач духовный, покажи ему раны не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостью».
«Умершие люди, если видят, что дела, совершенные на земле, вызывают хотя бы невольный соблазн, скорбят, и душа протоиерея Иоанна не может не скорбеть, видя соблазн общей исповеди» Серафим Чичагов.
Надо помнить эти слова всем, ссылающимся на протоиерея Иоанна Сергиева в оправдание общей исповеди. Ставя своё церковное беззаконие в связь с великим пастырем, они увеличивают его скорбь (Настольная книга священнослужителя, т.8 стр. 473-477).
Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного, через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. «Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих» – 1 Кор.4:1, «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» – Деян.20:28. В Церкви Христовой три степени священнослужителей:
1. Епископ. Он не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» – Тит. 1:5. «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» – 1 Тим. 5:22. Таинство Священства совершается только в чине архиерейского служения литургии; рукоположение во Епископа по чтении Трисвятого, пред чтением Апостола, совершают не менее, чем 2-3 епископа. «Епископа да поставляют два или три епископа» Апостол. правило 1.
2. Пресвитер, или, что то же – Священник (по-церковнославянски «поп», «протопоп»), рукополагается Епископом после Херувимской песни. Священник может совершать все Таинства, кроме хиротонии (рукоположения).
3. Диакон не может совершать Таинства, но обязан помогать при совершении Таинств Епископу или Священнику. «Учреждение иерархии не дело человеческое, а Божие» Игнатий Богоносец.
Главные дары Священства указаны в Библии и у святых отцов: «Дар сострадательной любви к своим духовным чадам, если принимает Таинство с чистым намерением служить спасению людей и славе Божией. Духовную любовь не рождает что-либо земное: она исходит свыше, с неба и дается в Таинстве Священства, но усвоение и удержание сего дара зависит и от стремления человеческого духа» Иоанн Златоуст.
«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» – 1 Тим.3:15, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» – Деян. 14:23, «их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» – Деян. 6:6.
Христос поставил Апостолов пасти Церковь Свою, они рукоположили епископов, те – следующих, и так до наших дней. Если же где существует перерыв, как у еретиков-сектантов, там нет Священства, а есть самозванство и гибель (Числ. 16 гл.), и им грозит за восхищение недоступного им священного звания то же наказание, сошествие в ад. «Тем пресвитерам надлежит следовать, которые в Церкви, преемственно происходящим от Апостолов, и по благоволению Божию, вместе с преемством Епископов, получили дарование истины» – Ириней Лионский, кн. 4, гл. 26. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» – Иоан. 15:16. «Священство есть что-то страшное: власть его великая, достоинство и служение его из числа величайших даров Божиих; сам Павел страшился при взгляде на эту власть» – Златоуст. Если священник принимает это Таинство с чистым намерением служить славе Божией и спасению людей, то в нём открывается дар сострадания и любви к своим духовным чадам. Вот почему и нужно епископу тщательнейше исследовать, кого он думает рукополагать, чтобы не получилось, как говорит Иоанн Златоуст, вместо полагающих душу за овец поставили кучу поваров, которые отъели шеи как у быков, которые завели наложниц вместо жен, которых пьяных ведут с вечеринки (8 том, стр. 707-30).
В житии папы Льва (18 февр. стр. 323): «Незадолго до смерти он пробыл 40 дней у гроба св. ап. Петра в молитве и посте, умоляя, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; явился Пётр и сказал: “Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты будешь отвечать: законно ты рукоположил кого или нет”». «Архиереи отвечают за всё, что натворят рукоположенные ими», – Златоуст. Если бы всегда выбирали лучших!
При рукоположении архиерей произносит молитву: «Божественная благодать, излечивающая всегда всё ослабевающее, и восстанавливающая обессиленное, этого весьма благочестивого диакона «имярек» возводит рукоположением моим во пресвитера: помолимся же о нем – да снизойдет на него благодать Пресвятого Духа». Пастырь должен жить как бы одним дыханием со своими овцами и какое горе ему, если «хотя бы одна овца погибнет по твоему нерадению. Тебе не хватит всей твоей жизни, чтобы рассчитаться за нее» Златоуст. «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?» – 2 Кор. 11:29. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» – Гал. 4:19. «Мы – Христово благоухание в спасаемых и в погибающих» – 2 Кор. 2:15.
Действуя на пасомых примером собственного душевного устроения, священник должен быть неукоснителен к Богослужению, молитвенен, духовен, несребролюбив, воздержан, отец духовным чадам, кроток, брат сослужителям, должен быть свободен от душевных недугов, чтобы врачевать других. «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» – 1 Кор. 9:27, должен всегда проповедовать, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность, и горе мне, если я не благовествую» – 1 Кор. 9:16. «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» – 1 Кор. 1:17, 9.
«Предстоятели церквей должны во все дни, особенно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и если будет исследуемо слово писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учителя Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающего. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и страхом угрожающих наказаний соделывают своё спасение» VI Всел. 19.
«Братия, видите ли, сколько благодеяний изливает на вас Творец и спаситель через священников» прав. Иоанн Кронштадтский. «Не неради о пребывающим в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» – 1 Тим. 4:14.
На шестом Вселенском Соборе (правило 14-15) св. отцы решительно запретили поставлять в диаконы ранее 25 лет, а в священники ранее 30 лет, а если такое свершилось, они должны быть извергнуты, ибо и Христос вышел на проповедь не ранее 30 лет. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать. Если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».
Против этого правила воюют везде, находя себе извинение под словом «НУЖДА». Существует везде возраст приёма в армию, в президенты, в супружество, и эти человеческие законы мало кто считает пустыми, лишними. Здесь же правила, принятые трубами Духа Святого, повсеместно нарушаются, хотя бы до уреченного возраста оставалось не более нескольких месяцев. Необходимо архиереям мысленно поставить себя пред сонмом собора, и прекословить им не заочно.
Это правило нарушалось особенно на Руси, почему стоглавый собор специально этой проблеме посвятил три правила (25,80,89) – да не нарушается, да извергаются из сана ранее уреченного срока поставленные. «Новая скрижаль» стр. 307, Симеон Солунский, гл. 177: «Посему и называется «пресвитер», т. е. старейший, переживший возраст юношеский и по летам должен быть возрастом – муж совершенный: потому что он поставляется иереем Христовым, и учителем и совершителем Божественных Таинств», «Я не спешил быть пастырем у Тебя» – Иер. 17:16. И что же? И патриарх Никон и протопоп Аввакум поставляются в 21 год и чуть старше, и далее нарушение этого правила идёт у старообрядцев, у Московской патриархии, у зарубежной церкви с таким упорством и постоянством, как бы и не было правила святого Вселенского Собора. И всюду то же «Сергиевское» оправдание беззакония, но в ту же сторону – спасать церковь, иначе де некому будет спасать людей, если безусых мальчишек не поставят на самую ответственную в мире должность, священствовать!
Хотя были и единоличные рукоположения в епископы и ранее уреченных лет. 20 нояб. Нир еп. Феодотом поставлен, 12 авг. Григорий чудот. один поставил Александра в епископы в Каманах, 22 июня; Евсевий, тайно ходя в одежде воина, рукополагал в епископы единолично. Сколь ответственен акт рукоположения! Не потому ли Игнатий, Ростовский. чудотв (28 мая) повелел положить с собой в гроб список тех, кого он рукоположил – значит не боялся ответа, достойных рукополагал. 3 янв. Савва Освященный считал сан священства корнем честолюбия, и на служение приглашал на время священника, не держа у себя. 23 янв. Климент Анкирский рукоположен в епископа, когда ему было не более 20 лет, 15 дек. Елевферий, в 15 лет диакон, 17 – пресвитер, 20 – епископ. Более того, 19 апр. Трифон, царь Феофилакт решил поставить в патриархи своего сына в 16 лет – 820 год.
Когда была действительно нужда, то Сам Бог устами детей воздвигал из мирян достойных, и в 6 дней возводили в патриархи. 6 февр. патр. Фотий, св.Тарасий в патриарха в 7 дней. 30 авг. Геннадий: «Многие архиереи (православные) уклонились в симонию (за деньги поставляли в священство)». Когда таких искателей счастья узнал Иоанн Златоуст (13 ноября), он изверг много епископов и священников, как совершенно не соответствующих своему сану. А сегодня такие горе-пастыри создали из себя кумиров, идолов, как говорит Василий Великий: «так же позлащены и так же безгласны», действуют, как антихристы, – как обличает их св. Иероним Стридонский (15 июня).
Для очень и очень многих сан стал просто кормушкой, где ни за качество, ни за конечный результат никто на земле не спрашивает. 21 июня Симеон юродивый изображал таких циников алтарных, надевавшими вместо ораря колбасу и макавшими её в горчицу, и евшими. Сладкая жизнь поповская кончится горчицей геенской. Кто сегодня скажет искренно из священства: «Не верьте мне, если слова мои не сходятся с Библией», как сказал Кирилл Иерусалимский? Чтобы выговорить эти слова, как минимум, необходимо научить людей Священному Писанию и самому говорить Слово Божие не по бреду своего больного ума, но в страхе Божием. 25 янв. Григорий Богослов назвал собор епископов гусями и журавлями, пихающими друг друга, встал и ушёл от них. Православный патриарх Феофил (13 нояб.) гнал Златоуста, и с православным епископом Фаретрием на горных тропах искали убить Иоанна. И с ним в группу захвата входили только православные монахи (4 февр.). Исидор Пелусиот гневно обличал своего епископа, а еп. Флавиан (18 февр.) говорил: «Епископы возлюбили тьму, угождая более земному царю». А (7 апр.) Георгий исповедник видел в видении: на горнем месте вместо епископа стоит дикий кабан, уши и хвост его обрезаны – прообраз сергианских архиереев, отдавших всю власть сатанистам и соглашавшихся «спасать» Церковь через предательство Церкви. Даже Макарий Египетский (19 янв.) удивился, что за каждым богослужением присутствует в церкви сатана, и на месте отсутствовавшего настоятеля стоял осёл. А 5 недель не причащающаяся женщина превратилась в лошадь.
И пока не будет исполнено в храме на литургии «ОГЛАШЕННЫЕ, ИЗЫДИТЕ», всё в храме будет лишь похожим на бесплатный концерт. «Пасомые простят иному пастырю некоторую, быть может, сухость и суровость, которые свойственны иным характерам, простят ему даже его слабости; но никогда русский православный человек не простит священнику неверия или неблагоговейного, небрежного, внешнего, формального исполнения своих пастырских обязанностей. Не является мелочью и то, как пастырь относится к внешнему своему облику. (Наст. книга 1:720-1). Особенно любят говорить, что каким бы ни был пастырь, а вот благодать от него всё же нисходит, забывая, что Бог «не имеет надобности в муже грешном» – Сир. 15:12.
Скрываясь за «сакраментальными» ответами лжесмирения (как же не допустить к мочению лбов и к причастию в тот же день тех, кто сегодня только заскочил в храм по пути на базар), говорят: «Мы их спасаем, а потом благодать довершит». «Не говори: ради Господа я отступил, ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать» – Сир. 15:11. Вся Библия до краев переполнена гневными словами о злых пастырях, которые пасут самих себя, а не овец: «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» – Ис. 28:7.
«И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, ПРОТИВ СВЯЩЕННИКОВ ЕГО и против народа земли сей» – Иер.1:18, «И пророки станут ветром, и СЛОВА [ГОСПОДНЯ] НЕТ В НИХ; над ними самими пусть это будет» – Иер. 5:13,18. «Выхожу я на поле, — и вот, убитые мечом; вхожу в город, — и вот истаевающие от голода; даже и ПРОРОК И СВЯЩЕННИК БРОДЯТ ПО ЗЕМЛЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНО» – Иер. 14:18, 32 глава; «Беда пойдет за бедою и весть за вестью; и будут просить у пророка видения, и НЕ СТАНЕТ УЧЕНИЯ У СВЯЩЕННИКА и совета у старцев» – Иез. 7:26; «СЛУШАЙТЕ ЭТО, СВЯЩЕННИКИ, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе» – Ос. 5:1; «Главы его судят за подарки и СВЯЩЕННИКИ его учат ЗА ПЛАТУ, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!”» – Мих. 3:11.
«Итак, для вас, СВЯЩЕННИКИ, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, – говорит господь Саваоф, – то Я ПОШЛЮ НА ВАС ПРОКЛЯТИЕ И ПРОКЛЯНУ ВАШИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, И УЖЕ ПРОКЛИНАЮ, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот Я отниму у вас плечо и помет раскидаю на лица ваши» – Малах. 2:1-3.
Господь говорит: «Пастыри отпали от Меня» – Иер. 2:8, «пастыри сделались бессмысленны» (10:21), «множество пастырей испортили виноградник» (12:10). А они хвалятся ризами, дипломами, митрами. И видели бедственнейшее положение этих пастырей только отдельные люди, как Серафим Саровский, молившийся о них (Наст. кн. св. том 3 стр. 601). И «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его.чистоте, и за то гаев Божий поразит их... и сказал Господь, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».
«Большая часть священников погибает», – предупреждает Иоанн Златоуст. Но и эти грозные предупреждения не повлияли на тех, кто рвётся к алтарю или уже кощунствует в сане, дискредитируя самые основы веры, без приготовления допуская людей до Причастия, до Крещения (которое превратили в мочение лбов), говоря, что погружение при Крещении – это всего лишь традиция, забывая, что главнейшее при крещении есть «троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа» («Опыт Христианского катехизиса», митр. Антоний, стр. 73). Этих пастырей унесет «ветер гнева Божия» («Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои» – Иер. 22:22, Иезек. 34 гл. – эта глава есть поэма, «аксиос» современным пастырям; «На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани» – Зах. 10:3, 1 гл.
И если будет на земле суд за распад личности, за уничтожение России, то на первой скамье подсудимых священники и учителя, а потом уж прокуроры, судьи и продавцы. Что такое Священство, и каким оно должно быть и есть? Что об этом говорят святые отцы Церкви?
Лично для себя священник не может совершить ни одного Таинства кроме Евхаристии. «Когда священник призывает Святого Духа и совершает страшную Жертву, и часто прикасается к общему всем Владыке, тогда, скажи мне, с кем наряду поставим его? Какой потребуем чистоты от него и какого благочестия?» – говорит Златоуст. «Священство духовное имеют все христиане («Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» – 1 Петр. 2:9, «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» – Откр. 5:9-10.) Такому священству сообразные бывают и приношения, а именно: молитвы, благодарения, умервщление плоти, предание себя на мученичество за Христа и другие, сим подобные».
Церковь времён апостолов не знала деления на клириков и мирян в нашем смысле, как и не содержала самих терминов этих, но священство было и тогда. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» – 1 Кор. 12:4-11.
«Где и кем совершалось бы у нас таинственное и гор е возводящее богослужение, если бы не было Священства», – Григорий Богослов. «Великое это Таинство совершают люди, но люди, поставленные распоряжаться небесным; они получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам,...Один только священник имеет право предлагать Чашу Крови» – Иоанн Златоуст. «Пресвитеры ложны быть благосердны, милостивы ко всем, чтобы обращали заблудших, посещали больных, заботились о вдовах и сиротах, воздерживались от гнева, мщения, заискивания и несправедливости в суде, удалялись от всякого сребролюбия и не были легковерны к наговорам на кого-либо», – Поликарп Смирнский (ок. 80-169 г.).
Св. Ириней Лионский (130-202) рассуждает о том, какое тяжкое наказание ожидает плохих пресвитеров, и как высоко нужно ценить истинное пастырство, убеждает удаляться тех, которые, будучи «многими почитаемы за пресвитеров, служат своим похотям, и хотя кажутся имеющими страх Божий в сердцах своих, но уничижают других, гордятся Своим старшинством и скрыто делают зло». Святой Ириней учит иметь общение только с теми, которые «хранят учение Апостолов и, исполняя обязанности пресвитера, предлагают учение здравое и ведут бессоблазнительную жизнь к утверждению и исправлению прочих».
«Каждый, удостоившийся Священства, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями и не оставлять Церкви для занятия земными и мирскими делами, но трудиться денно и нощно для дел небесных и духовных», – Киприан Карфагенский (258 г.).
«Мне стыдно за других, которые, не будучи ничем лучше прочих, с неумытыми руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело, и прежде, нежели сделались достойными приступить к Священству, врываются в святилище, теснятся и толкаются вокруг Святой Трапезы, как бы почитая сей сан не образцом добродетели, а средством к пропитанию, не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчёта. И такие люди, скудные благочестием, жалкие в самом блеске своём, едва ли не многочисленнее тех, над кем они начальствуют. Не знающие ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить. А потому брать на себя труд учить, пока сам не научился достаточно и, по пословице, на большом глиняном сосуде учиться делать горшки, то есть над душами других упражняться в благочестии, по моему мнению, свойственно только людям крайне неразумным и дерзким», – Григорий Богослов (329-389), – «...прежде, нежели узнают наименование священных книг и научатся распознавать письмена и писателей Ветхого и Нового Завета, и едва только затвердят два-три слова о благочестии, и то понаслышке, а не из книги, – как уже считают себя мудрыми, и книжниками, и законниками и желают, чтобы другие люди звали их учителями». «Положим, – говорит он, – что иной непорочен и взошёл на самый верх добродетели: всё ещё не вижу, каким запасшись знанием, на какую понадеявшись силу, отважится он на такое начальство? Ибо править человеком, самым хитрым и изменчивым живым существом, действительно есть искусство из искусств и наука из наук. А для этого столько требуется ума, какое надобно тонкое и глубокое знание природы и души человеческой, какая проницательность, сколько опытности! Вот почему не нужно искать Священства в молодости, вот почему Церковь определяет для вступления в Священство известный возраст, ранее которого принимать сан не позволяется». В диаконы – не ранее 25 лет, в священники – не ранее 30 лет (6 Всел. собор, прав. 14-15). Об этом подробно говорит в трех книгах «О должностях священнослужителей» Амвросий Медиоланский. Вот четыре качества, которыми должны обладать они: мудрость, справедливость, мужество и воздержание .
Св. Иоанн Златоуст (350-407 г.), состоя в звании диакона в Антиохии и желая избежать пресвитерского и епископского служения, написал в свое оправдание «Шесть слов о Священстве». «Священник должен во всем столько превосходить всех, за которых просит, сколько защитник превосходит защищаемых. Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, которые ветром поднимаются в море. И прежде всего видится огромная скала тщеславия, любовь к похвалам, желание чести, неразумные и вредные почести, благосклонности, робкий страх, отсутствие дерзновения, великий вид смиренномудрия, в котором истины – нисколько, устранение обличении и епитимий, или, лучше сказать, применение их даже выше меры к людям незнатным, а перед людьми, облеченными властью, – несмелость, не позволяющая и рот открыть. Пороки священников могут быть и скрытыми, но хотя бы они были и малы, скоро делаются известными. Грехи обыкновенных людей, как производимые во мраке, губят одних согрешающих, а порочность значительного и известного многим мужа наносит общий вред всем»... «Для Священства должны быть избираемы такие души, какими благодать Божия некогда показала в вавилонской печи тела святых отроков. Знаю многих, подвизавшихся всё время, изнурявших себя постом, пока они могли быть в уединении и заботиться о себе, угождали Богу и каждый день успевали в любомудрии; а когда, встав в толпе, принуждены были исправлять невежество народа, тогда – они в самом начале оказались неспособными к такому делу, весьма много повредили себе и не принесли никакой пользы другим. Итак, рукополагающему следует подвергать большему испытанию рукополагаемого, а ещё больше самому рукополагаемому следует испытывать самого себя. По причине неопытности одного много людей доводится до последней погибели». По слову Златоуста священник должен быть человеком образованным, особенно же сведущим в Священном Писании.